Аварии с буровыми долотами, причины.
Аварии с долотами немногочисленны, но они значительно сдерживают темпы углубления скважины. При аварии с долотами в скважине остаются или целые долота, или их узлы (шарошки, лапы с шарошками и др.). В количественном отношении оставление целого долота в скважине встречается значительно реже, чем его узлов, но на извлечение каждого долота из скважины задалжива-ется значительно больше времени, чем на его узлы.
Оставление долот в скважине происходит главным образом из-за нарушения правил крепления долот. Плохо закрепленные долота часто отвинчиваются при их спуске, не достигая забоя. Известны случаи, когда плохо закрепленные долота отвинчивались почти у самого устья. Часто долота отвинчиваются при проработках, особенно в зонах сужения, на искривленных участках и в желобах.
При бурении электробурами долота отвинчиваются вследствие неправильного присоединения токопровода. Крепление долот только цепными ключами непременно приведет к аварии. Встречаются еще случаи крепления долот кувалдами, что ведет не только к плохому их закреплению, но и к раскалыванию долот по сварным швам.
Известно много случаев оставления долот из-за плохого состояния резьб у переводников, к которым их крепят. Отсутствие систематической проверки качества замковых резьб у переводника приводит к тому, что подъем бурильной колонны при незначительном заклинивании или посадке ведет к вырыву долота из переводника.
Часто долото остается в скважине при расхаживании заклиненных долот из-за чрезмерно частых отбивок их путем вращения с большим числом оборотов вперед и последующей резкой отдачей назад.
Нередко происходят сломы долот по резьбе в ниппеле. Авариям этого вида предшествуют удары об уступ, а также длительное бурение долотом.
В последнее время участились случаи оставления трехшаро-шечных долот в скважинах в результате их раскалывания на три части из-за плохого качества соединения лап между собой.
Шарошки остаются на забое в основном из-за длительной работы долота.
Причина передержки долот на забое — главным образом недостаточный опыт бурильщиков и мастеров, их неумение использовать результаты работы предыдущего долота и данные геолого-технического наряда при эксплуатации вновь спускаемого долота. Имеются случаи, когда сработанным долотом продолжают бурение, хотя проходка значительно снизилась.
Оставление шарошек в результате ударов долота о забой и уступы — одна из распространенных причин аварий с ними. К оставлению шарошек долота нередко приводит неправильный выбор параметров режима бурения, способствующий быстрому износу опор, непроизводительной работе долота и, как следствие, оставлению шарошек на забое, особенно при бурении в твердых породах.
Твердость разбуриваемых пород в некоторой степени способствует оставлению шарошек на забое. Особенно когда бурят долотами, предназначенными для пород средней твердости и мягких, в интервалах, сложенных твердыми породами. Причины отвинчиваний долот такие же, как и шарошечных.Лопастные долота отвинчиваются по той же причине, что шарошечные и алмазные, т. е. из-за плохого крепления их и вследствие присоединения к переводнику с изношенной замковой резьбой.
Лопасти лопастных долот ломаются в результате неплотного их присоединения к корпусу или вследствие заклинивания долота из-за несоответствия режима его работы на забое. Аварии с долотами режущего типа встречаются в районах, где бурение ведется в мягких с перемежающимися пропласткамн твердых породах. Несмотря на массовое применение алмазных долот в разных районах страны, случаи аварий с ними редки и связаны с отвинчиванием долот и раскалыванием матриц долота.