РСБН-6С: маршрутный полет с коррекцией
РСБН-6С представляет собой комплекс радиотехнических устройств и вычислителей, обеспечивающих определение текущих координат самолета с выдачей информации о положении самолета в пространстве, построение траектории полета и формирование управляющих сигналов на различных этапах полета.
Комплект аппаратуры: 1) АФС 2) ПРМ по каналу азимут/дальность (СПАД – 2И) 3) самолётный запросчик дальности (СЗД) 4) блок синхронизации и ограничения (БСиО) 5) блок измерения и отработки (БИО) в который входят блок измерения азимута/дальности (БАД), блок отработки (БО), блок сопряжения (БС). 6) щиток переключения каналов (ЩПК). 7) щиток управления (ЩУ) 8) прибор показывающий дальность (ППД - 2) 9) блок вычисления навигации (БВН). 10) блок вычисления посадки (БВП) 11) навигационный пилотажный прибор (НПП) для индикации заданного и текущего курса, входит в состав САУ 12) блок питания автономных датчиков (БПАД).
Суть режима "маршрутный полет без коррекции" заключается в том, что по данным автономных систем (СВС и СКВ) осуществляется маршрутный полет от одного промежуточного пункта на другой. Полет осуществляется курсовым методом – должно выполняться условие равенства текущего курса с заданным курсом полета. Наблюдение за соблюдением равенства осуществляется по НПП. Основную роль при решении задачи маршрутного полета выполняют автономные блоки РСБН – БВН и БВП. Эти блоки вырабатывают необходимые данные по сигналам СВС и СКВ.
В процессе подготовки к вылету в блок БВН заранее вводятся данные промежуточного пункта маршрута (ППМ) Yц и Xц. Всего имеется возможность запрограммировать данные трех ППМ и четырех аэродромов (АЭР).
Режим маршрутного полета с коррекцией. Для выполнения данного режима необходимо на ЩУ нажать кнопку-лампу с номером выбранного АЭР. При нажатии кнопки-лампы выбора АЭР, сигнал (+27 В) № АЭР подается в щиток переключения каналов (ЩПК). Формируются сигналы соответствующие необходимому номеру кварца и необходимому номеру кода (№ кв. и № код.).
Полученные сигналы подаются в схему самолетного запросчика дальности (СЗД-П) и в схему самолетного приемника азимута и дальности (СПАД-2И) с целью их перестройки для работы с наземным оборудованием выбранного аэродрома.
Команда № АЭР помимо ЩПК подается на БВН и БВП. По этой команде в блоке БВН вырабатывается истинный курс полета самолета, который определяется по формуле
ψи = ψ0 + Δ, где ψ0 – ортодромический курс полета самолета; Δ – угол сходимости меридианов для выбранного аэродрома, Δ заранее программируется в блоке БВН для четырех аэродромов.
В режиме маршрутного полета с коррекцией полярные координаты, определяемые радиотехнической частью в виде θТ и ДТ, преобразуются в прямоугольные координаты Xр, Yр. Данное преобразование осуществляется в блоке БИО и эти сигналы подаются в блок БВН для коррекции текущих координат самолета XТ и YТ, вычисленных по сигналам автономных систем. Сигнал «Разрешение коррекции БВН» формируется в блоке БИО после отработки в нем полярных координат ЛА θ и Д.
В блок БИО по данным θ и ψи выдается курсовой угол радиомаяка (КУР), который вводится в САУ с целью индикации его значения на НПП.
При работе РСБН-6С в режиме «Коррекция» на НПП выдаются следующие данные: - азимут самолета; - ψзад; - ψтек.
На прибор ППД-2 выдается скоординированное значение дальности.
80. Состав, назначение и задачи комплексов перехвата*
Одной из важнейших задач истребительной авиации является своевременный перехват и уничтожение ракет противника. В состав сил и средств обеспечения перехвата обычно входят средства обнаружения (РЛС), опознавания воздушного противника (изд.62), системы целеуказания и наведения (изд.2000 мл, изд. Э-502-20), активные средства поражения и уничтожения целей (система вооружения). Обработка измеряемых параметров РЛС производится БЦВМ, что повышает быстродей-ствие работы комплекса перехвата по подготовке к пуску управляемых ракет.
Общая схема комплекса перехвата имеет вид (рис.1).
В процессе перехвата воздушной цели комплексная система решает следующие задачи:
I. Этап дальнего наведения.
1. Прием команд наведения (изд.2000 мл, изд. Э-502-20), что обеспечивает ориентацию антенны РЛС в направлении цели и пилотаже истребителя перехватчика по САУ до выхода на рубеж атаки.
2. Работа РЛС в режиме поиска и обнаружения цели при выходе истребителя на рубеж атаки.
II. Этап ближнего наведения.
1. Опознавание обнаруженных РЛС целей по изд.62.
2. Выбор наиболее опасной цели из обнаруженных.
3. Сближение с целью и захват ее РЛС, при этом информация наведения изд.2000 мл, изд. Э-502-20 отключается.
4. Определение координат захваченной цели радиолокационной станцией и выдача их в БЦВМ.
5. Обработка информации о цели в БЦВМ и выдача его команд управления в
систему вооружения для подготовки управляемых ракет.
6. Пуск управляемых ракет по их готовности на перехватываемую цель.
7. Выход их атаки и перенацеливание истребителя на очередную цель.
Процесс перехвата индицируется летчику по системе единой индикации (СЕИ) с фотографирова-нием на фотопленку фотоприставкой ПАУ. Если учесть предъявляемые тактические требования к РЛС и те общие принципы, характерные для РЛС комплексов перехвата, то можно рассматривать в качестве основы при выборе РЛС три типа устройств:
- импульсные некогерентные (МИГ-21);
- когерентно-импульсные с большой скважностью и с селекцией движущихся целей (МИГ-23);
- импульсные доплеровские РЛС (МИГ-29).
81. Меры безопасности при работе на авиационной технике
Перед началом подготовки самолетов к полетам, выполнением регламентных и других работ на самолете принимаются меры безопасности, исключающие разрядку статистического электричества через людей, случайные выстрелы и пуски ракет, срабатывание пиромеханизмов катапультного кресла, сброс и подвесок, складывание шасси, самопроизвольное срабатывание систем и электроагрегатов и другие случаи, которые могут угрожать здоровью личного состава и привести к повреждению авиационной техники.
Для этого необходимо убедиться в следующем:
1) самолет надежно заземлен; 2) автоматы защиты сети и выключателей в целях управления стрельбой, сбрасывания бомб, пуском изделиий, сбросом подвесных баков, выключение кнопки предохранительными колпачками; 3) в соответствующие пиромеханизмы и узлы, в щиток взрыва установлены предохранительные стопоры; 4) органы управления выпуском и уборкой шасси находятся в положении, исключающем самопроизвольную уборку шасси.
При стоянке самолета под колесами должны быть установлены упорные колодки. Запуск двигателей без упорных колодок под колесами запрещается, во время работы АД не разрешается находиться или проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивного сопла.
При выполнении работ в электрических сетях запрещается:
1) устранять неисправности в электрических цепях, производить монтажные и демонтажные работы с электрическими устройствами и проводами сети, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабеля, оставлять бесконтрольными распределительные устройства и клеммные панели при наличии напряжения и в бортовой цепи; 2) устанавливать самодеятельные плавкие предохранители и вставки, а также АЗС и плавкие вставки не соответствующие предусмотренному типу, номинальным токам и напряжением; 3) устанавливать осветительные и сигнальные лампы, типы и мощность которых не предусмотрены для соответствующей арматуры; 4) подключить к бортовым розеткам переносные лампы, паяльники и другие приемники энергии без штепсельных вилок; 5) присоединять провода без наконечников, с необлуженными концами; 6) нарушать и заменять маркировку и прибортовку жгутов к трубопроводам; 7) допускать касание проводов и их жгутов о трубопроводы, о подвижные элементы конструкции самолета; 8) оставлять неизолированными концы проводов; 9) использовать непредусмотренные соответствующими технологиями изоляционными материалы; 10) определять наличие напряжения в цепи замыканием клемм пальцами, касанием одного провода о другой или о корпус самолета.
При включенном под ток оборудовании запрещается:
1) осматривать монтаж; 2) устранять неисправности /заменять платы, модули, радиоприборы, резисторы, конденсаторы, реле, полупроводниковые приборы, предохранители, перепаивать монтаж/; 3)монтировать и демонтировать блоки, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и подсоединять кабели и фидеры.
Проверку работоспособности систем, излучающих электромагнитную энергию на открытую антенну, разрешается проводить только в случаях крайней необходимости с соблюдением правил радиомаскировки и и мер, обеспечивающих защиту л/с от энергии СВЧ излучения. Установлены следующие нормы предельно допустимой интенсивности облучения л/с энергией СВЧ: 1) 33 мкВт/см.кв. в течение всего рабочего дня; 2) 400 мкВт/см.кв. в течение не более двух часов за рабочий день; 3) 3,5 мкВт/см.кв. в течение 10 минут за рабочий день.
Специалисты РЭО должны использовать защитные очки при нахождении в зоне действия излучения СВЧ, вышеуказанной интенсивности. В остальное время интенсивность облучения не должна превышать 10 мкВт/см.кв.