Средства акцентирования в газете

Первое, на что обращает внимание читатель, подходя к газетному киоску, естественно, первая полоса издания. Следовательно, именно ее задача – привлечь, «зацепить» потенциального покупателя, быть интереснее в содержательном и красочном оформлении. От газеты, как и во времена метранпажей, требуется, чтобы все было «как на ладони», ведь простота и ясность внешней формы, удобочитаемость и привлекательность внешнего облика печатных изданий всегда ценилась и будет цениться впредь.

Удобочитаемая газета – это, как правило, хорошо организованное, смоделированное издание, в котором каждый тематический раздел имеет собственное место. В таком издании читатель без труда находит интересующие его рубрики. Названия тематических разделов ( «Сего дня», «Расследование», «Нежный возраст», «Тайны ХХ века» и др.) принято выносить в верхнюю, колонтитульную часть полос, где они, окруженные пробелами, образуют значительное графическое «пятно». Оригинальными приемами оформления выделяются специальные страницы-вкладыши, приложения, «газеты в газете». Здесь можно встретить и смену форматов, другой цвет бумаги (например, экономический вторник в «МК» персикового цвета), другую гамму шрифтов, другой логотип. По этим признакам читатель легко ориентируется в характере и содержании различных частей одного и того же издания.

В любом издании найдутся более или менее актуальные материалы, злободневная и будничная информация. Чтобы разделить эти потоки информации, дизайнеры придают одним публикациям броскую яркость, а другие преподносят в спокойных, приглушенных графических тонах. По расстановке акцентов читатель определяет, что в номере главное, что прочитать в первую очередь. Причем определяет мгновенно, можно сказать на подсознательном уровне. Чтение газеты занимает не очень продолжительное время в нашем ежедневном «рационе», и дифференциация выделительных средств и способов в зависимости от степени важности публикаций направлена на экономию читательского времени.

Среди способов расстановки акцентов главенствует композиционный, определяющий место расположения материала в номере или и на каждой полосе. Как было сказано выше, чтение газет начинается с первой полосы, поэтому есть все основания именное здесь помещать самые значительные публикации, которые скорее всего заинтересуют читателя. Если это крупные материалы, их членят на части, т. е. они как бы уменьшаются в своих объемах и становятся благодаря этому более удобными для чтения.

Правила чтения, основанные на психологии, на традициях нормы, носят универсальный характер. Но это не значит, что всяческие отступления, кардинально изменяющие принятый порядок построения полос и расстановки акцентов, категорически запрещены. Такие «нарушения» возможны, когда бывшее вчера второстепенным сегодня становится сенсационным, когда в жизни происходят чрезвычайные события. Само нарушение обычного построения полос приобретает в данном случае качество сильного композиционного акцента.

Публикации выделяют заголовками – броскими и выразительными, как в литературном, так и в графическом отношении. В современных газетах и журналах собственно заголовки, выявляющие суть содержания, обычно сопровождаются лидами (врезами), названиями рубрик, другими элементами, другими элементами, образуя на сером фоне текстов графически насыщенные блоки. Это и притягивает к ним внимание читателя.

Заголовок должен быть соразмерным с объемом материала: чем крупнее публикация, тем больше должен быть кегль шрифта в заголовке. Это элементарное правило. Крупный, броский заголовок может быть и у сравнительно небольшого материала, если его содержание чрезвычайно важно. Можно выделить публикацию заголовком, набранным отличным от традиционных шрифтовых гарнитур, принятых в данном издании. Для такого отступления от традиции должны быть веские основания.

Компьютерная техника позволяет дизайнерам создавать оригинальные заголовочные шрифты, приковывающие внимание читателей. Такие заголовки уже не редкость, но зачастую их авторам не удается гармонично сочетать в них традиционное и новаторское начало.

Акцентирующая сила заголовка увеличивается и в том случае, если он смещается со своего обычного места внутрь текста. Этим достигается двойной эффект: во-первых, обращает на себя внимание нетрадиционная постановка заголовка, а во-вторых, «утопленный» в крупную публикацию заголовок разбивает и оживляет серую, монотонную массу текста.

Крупные тексты смотрятся живее и доступнее, если их членят внутренними подзаголовками, дающими названия отдельным частям текста. Они делают возможным выборочное чтение, а также украшают, разнообразят полосы своими вкраплениями в текстовые массы.

Иллюстрации также повышают интерес к материалам. Фотографии, рисунки, чертежи, диаграммы, схемы притягивают к себе внимание. Полосы без них «слепые», невыразительные. Продуманное иллюстрационное оформление газет составляет существенную часть их дизайна.

Функции, проблематика, направленность на ту или иную читательскую аудиторию определяют отвечающие этому типу издания количественные соотношения текстов и иллюстраций. Считается, что чем «желтее» газета, тем больше в ней иллюстраций, особенно фотографий звезд эстрады и кино.

Хотя дизайнеры могут придать повышенную значимость материалу за счет выделительных шрифтов, следует избегать шрифтовой пёстрости, т. к. она рассеивает внимание читателя. Шрифтовой акцент должен служить подсказкой читателю: это важно, то особенно (хотя бы в жанровом отношении).

В акцентирующей и декоративной роли могут выступать линейки, обрамляющие публикации. Если они используются в одном-двух случаях, они выделяют публикации среди других. Если же рамками окружены все или большинство материалов, то рамки являются разделительными и декоративными элементами, ведь выделить все значит ничего не выделить. Но рамки можно использовать в качестве постоянного разграничителя материалов.

Публикация будет заметно выделяться, если набрать ее колонкой, нестандартной по ширине. В газетах широким форматом обычно выделяют официальные сообщения, доклады, крупные обзорные статьи, в узкие колонки хорошо вписываются информационные заметки, хроника событий.

Сильное, ударное средство выделения – дополнительный цвет. Он не только образует яркие акцентированные места на газетных полосах, но в значительной степени формирует их эстетику. Цветные рамки, заголовки, подложки одновременно и выделяют публикации на черно-белом фоне, и украшают их.

Тем не менее есть основание говорить в одном случае о преобладании выделительной функции цвета, а в другом – декоративной. Ограниченное использование дополнительного цвета придает ему в первую очередь роль акцента. «Цветовой удар» на названии издания выделяет в данном случае само издание, делает его логотип более узнаваемым.

Таким образом, мы перечислили основные способы и средства ориентации и акцентирования публикаций в периодических изданиях. Прежде всего это вариации с кеглем и начертанием заголовка, наличие указующих на важность статьи декоративных элементов, выделение публикации цветом, а также расположение материала в номере и на полосе в частности.

Наши рекомендации