Основы технологии обработки ткани
Цель урока: познакомить с шерстяными и шелковыми тканями, их свойствами; напомнить правила работы с иглой, ножницами; совершенствовать навыки разметки деталей по лекалу (шаблону), раскроя, обработки края изделия известными ручными швами.
Методический комментарий. Учитель проводит беседу о различных видах ткани, учащиеся вспоминают, с какими тканями они работали на уроках, из каких растений делают ткани. Учитель рассказывает о шерстяных и шелковых тканях и сырье, из которого они изготовляются. Учащиеся рассказывают, какие изделия шьют из тканей, вспоминают, какие изделия они выполняли на уроках трудового обучения. В процессе беседы можно использовать иллюстрации, приведенные в учебном пособии.
Затем учитель организует деятельность учащихся по сравнению свойств хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Исследуются такие свойства, как толщина, прочность, плотность, гладкость.
Проводятся опыты с образцами тканей: дети их рассматривают, ощупывают, проводят по ним руками, делают выводы: рассказывают о наблюдаемых свойствах тканей. Учащиеся отвечают на поставленные в учебном пособии вопросы (какая ткань более толстая? какая ткань более гладкая? какая ткань порвалась? какая ткань не просвечивается?).
Сравнение свойств разных тканей проводится при выполнении аналогичных операций с различными образцами. Учащиеся рассматривают образцы тканей, ощупывают их и определяют, какой материал более толстый и грубый, а какой — более тонкий. Делают вывод, что шелковая ткань самая тонкая, а шерстяная — толстая. Сравнивая фактуру двух материалов, учащиеся проводят по ним подушечками пальцев и определяют, что шерстяная и льняная ткани шероховаты на ощупь, хлопчатобумажная — более гладкая, а шелковая — очень гладкая.
Сравнение прочности тканей учителю следует производить путем демонстрации процесса разрывания образцов тканей, так как образцы должны быть достаточно большими. Наблюдая результаты опыта, учащиеся определяют, какая ткань самая прочная. Определение плотности проводится так же, как и во 2-м классе: учащиеся рассматривают образцы тканей на свет и определяют, какая из них самая плотная (шерстяная ткань).
Затем учащиеся вспоминают, какие материалы и инструменты необходимы для работы с тканью. Вспоминают, для чего нужен наперсток и почему так важно надевать его во время работы.
Учитель акцентирует внимание учащихся на необходимости
соблюдения правил безопасности. Ребята вспоминают и рассказывают,
какие правила необходимо соблюдать и почему.
Учащиеся вспоминают последовательность изготовления изделий из
ткани, выполненных во 2-м классе. Определяют, что они шили разные
изделия, но последовательность их изготовления была одинаковой. В
учебном пособии приведена перепутанная последовательность
изготовления носового платочка (рис. 26). В ходе практической
работы учащимся предлагается самостоятельно подобрать необходимые
материалы и инструменты, организовать рабочее место и выкроить носовой
платочек квадратной формы с длиной стороны 21 см. Если ребята
испытывают затруднения при выполнении задания, то следует помочь им
наводящими вопросами в ходе текущего инструктажа.
Затем учитель демонстрирует готовый носовой платочек и салфетку,
выполненную в предыдущем году. Учащимся предлагается сравнить их.
В процессе сравнения дети должны выявить отличия в обработке края изделия, после чего благодаря наводящим вопросам учителя сделать вывод, почему края двух изделий обработаны по-разному. В ходе практической работы учащиеся учатся обрабатывать край ткани. Последовательность обработки края изделия проиллюстрирована в учебном пособии. Данные иллюстрации могут использоваться в качестве инструкционной карты.
Учащиеся, раньше других справившиеся с работой, могут выполнить шов "вперед иголку" в два приема, дополнив уже выполненный шов вторым рядом стежков. Остальные учащиеся по желанию могут выполнить данную работу дома. В учебном пособии проиллюстрирована вторая часть последовательности выполнения шва "вперед иголку" в два приема.
Отделка изделия, т. е. влажно-тепловая обработка, производится дома при помощи родителей. Последовательность раскроя салфетки.
1. Разложить ткань на столе. Лоскут ткани должен полностью лежать на поверхности стола, края не должны свисать.
2. Положить лекало на ткань. Следует соблюдать правила экономного раскроя ткани.
3. Обвести лекало. Операция производится мелом или карандашом в зависимости от цвета ткани. При использовании мела или сухого мыла необходимо предварительно заточить его (выполняет учитель).
4. Выкроить салфетку. Салфетку вырезают по намеченной линии портновскими ножницами. Следует обратить внимание учащихся на основное правило раскроя: нельзя
поднимать ткань со стола во время раскроя. Нижнее лезвие ножниц должно скользить по поверхности стола.
Вышивка тамбурным швом
Цель урока:познакомить с последовательностью перевода рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги, научить вышивать тамбурным швом.
Методический комментарий. Учитель знакомит учащихся с различными вариантами украшения носового платка. Основной мотив всех вышивок — монограмма. Учитель рассказывает, как составляется монограмма и что она обозначает. В учебном пособии приведены варианты вышитых монограмм. Учащимся предлагается самостоятельно придумать простой узор для вышивки монограммы. Если дети испытывают затруднения при выполнении рисунка, можно предложить им перерисовать узор из учебника или воспользоваться готовыми рисунками, которые есть у учителя.
Для перевода рисунка на ткань учащимся необходима копировальная бумага. С этой бумагой дети работали на одном из предыдущих занятий (изготовление изделий из бумаги и картона). Следует вспомнить свойства копировальной бумаги и технологию ее использования. Для перевода рисунка на ткань лучше пользоваться копиркой желтого, красного, зеленого цветов. В учебном пособии проиллюстрирована последовательность перевода рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги.
В ходе практической работы учащиеся знакомятся с технологией выполнения тамбурного шва. При необходимости в вышивке можно использовать шов "вперед иголку", выполненный в два приема.
Учитель демонстрирует последовательность выполнения и закрепления тамбурного шва. Особенно подчеркивается необходимость придерживать петлю из нитки в то время, когда иголкой выполняется следующий стежок. В учебном пособии проиллюстрирована последовательность выполнения тамбурного шва. Учащиеся определяют, на что похож тамбурный шов.
На уроке ученики вышивают тамбурным швом монограмму на носовом платочке, подготовленном на предыдущем занятии.
2.26. Основы технологии обработки ткани. Соединение деталей швом "назад иголку"
Цель урока:сформировать представление о структуре ткани; познакомить с нитями основы и утка, полотняным переплетением; продолжить формирование навыков экономного использования материалов; научить выполнять шов "назад иголку".
Тема для беседы: "Профессия ткача".
Методический комментарий.Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть лоскут льняной ткани полотняного переплетения. Ученики уже выполняли бахрому по краю изделия ипоэтому могут отметить, что ткань состоит (соткана) из нитей, идущих в двух направлениях. Учитель рассказывает, что ткани ткут на фабриках, и проводит беседу на тему "Профессия ткача".
Затем учитель предлагает еще раз внимательно рассмотреть лоскут ткани ипоказывает учащимся шахматную плетенку, которую они выполняли из бумаги. Рисунки шахматной плетенки иткани полотняного переплетения представлены в учебном пособии. Дети под руководством учителя определяют, что полоски бумаги в плетенке и нитки в ткани переплетены одинаково. Учитель сообщает, что такое переплетение ниток в ткани самое простое и называется оно полотняное. Это название произошло от слова "полотно". Так называли ткань в старину и ткали ее таким же переплетением.
Дети уже отмечали, что нити в ткани расположены в двух направлениях. Каждое направление нитей имеет свое название. Одни нити называются нити основы, другие — нити утка. Если в школе имеется детский ткацкий станок, то можно продемонстрировать учащимся процесс ткачества и на примере объяснить разницу между нитями основы и утка.
Затем учащимся предлагается определить направление нитей основы в лоскуте ткани путем сравнения свойств нитей основы и утка. Сравнение происходит в процессе выполнения несложных опытов. Учащиеся сравнивают растяжимость ткани в двух направлениях, пытаясь растянуть ткань сначала в одном, а затем в другом направлении. Отмечают, в каком направлении ткань растягивается, а в каком — нет. При помощи учебного пособия определяют, что нити, которые не растягиваются, являются нитями основы. Они идут вдоль кромки ткани.
В рамках следующего опыта учащиеся выдергивают несколько нитей основы и утка и сравнивают их. При сравнении выясняется, что одни нити более пушистые, а другие — более гладкие. Учитель объясняет, что более гладкие нити являются нитями основы.
В третьем опыте учащимся предлагается сравнить прочность нитей основы и утка. Для этого берется по одной нити с каждого направления. Нити связываются. Тянем за концы в разные стороны. Разорвется более слабая нитка. По аналогии с первыми двумя опытами дети определяют, что разорвалась нить утка. Затем подводятся итоги всех трех опытов и констатируется направление нити основы на экспериментальном лоскуте ткани. Учитель объясняет, для чего надо знать направление нити основы в ткани и почему следует располагать выкройки вдоль нити основы.
В ходе практической работы учащиеся шьют мешочек для рукоделия. Сначала учитель предлагает проанализировать конструкцию изделия, определить, из скольких деталей состоит мешочек, какой формы детали. Затем учащиеся совместно с учителем составляют последовательность изготовления мешочка (план работы). Можно вспомнить, в какой последовательности изготавливался футляр для ножниц, ниток и иголок во 2-м классе. План работы записывается на доске.
Далее учащиеся изготавливают из бумаги лекало деталей мешочка — прямоугольник длиной 20 см, шириной 14 см, выкраивают детали изделия из ткани. Учителю следует обратить внимание детей на необходимость экономного расходования материалов и соблюдения направления нити основы ткани (рис. 27). Разметка ткани выполняется с изнаночной стороны. Учащиеся вспоминают признаки, по которым определяется лицевая сторона ткани (изучались во 2-м классе), и определяют лицевую сторону своей ткани.
Рис. 27. Правильная (а) и неправильная (б) раскладка лекал на ткани
Учитель объясняет, что для соединения деталей будет использоваться новый шов "назад иголку". Он более прочный, чем шов "вперед иголку". Чтобы соединить две детали новым швом, их надо правильно сложить. Демонстрируется складывание деталей лицевыми сторонами внутрь и технология выполнения шва "назад иголку". Учащиеся сшивают детали мешочка швом "назад иголку" по трем сторонам. В учебном пособии проиллюстрирована последовательность выполнения шва "назад иголку". Данные иллюстрации можно использовать в качестве инструкционной карты.
Далее учащиеся обрабатывают вход в мешочек — загибают край ткани приблизительно на 2 см. Сгиб намечается посредством сжимания загнутого края между паль цами. После чего подогнутый край закрепляется швом "вперед иголку". Работа выполняется аналогично обработке края носового платочка, только ширина подогнутого края больше.
Затем при помощи безопасной булавки вдевается шнурок. Данную работу учащиеся могут выполнить дома с родителями.
Вышивка украшающими швами
Цель урока:дать представление о единстве формы иукрашения изделия, научить вышивать стебельчатым швом и швом "петля вприкреп", продолжить формирование навыков соединения деталей швом "через край", продолжить формирование навыков анализа процесса и результата собственного труда.
Тема для беседы: "Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают".
Методический комментарий.На данном уроке учащиеся шьют прихватку. Сначала в соответствии с назначением изделия определяются требования, которым оно должно отвечать. Учащиеся приходят к выводу, что прихватка должна быть достаточно толстой для того, чтобы защитить руки от ожогов. Затем учитель предлагает проанализировать конструкцию изделия, определить, сколько деталей необходимо для изготовления прихватки. Учащиеся приходят к выводу, что необходимо три детали, которые выкраиваются из плотной ткани.
Ученики вспоминают последовательность изготовления изделий, восстанавливая ее по перепутанным иллюстрациям, расположенным в учебном пособии. Затем учащиеся выкраивают детали изделия из ткани по готовому лекалу. Лекало может иметь разные формы: квадрат, круг, овал, сердце, груша, полукруг и т. п. Ребята вспоминают правила расположения лекал на ткани, находят ошибки в раскладке, выполненной художником в учебном пособии.
После учитель демонстрирует различные прихватки, декорированные вышивкой, обращает внимание на единство формы изделия и вышивки, его украшающей, пред-
лагает учащимся украсить свою прихватку. Необходимо выполнить задание из учебного пособия и определить, в какой момент выполняется вышивка на изделии: когда оно полностью готово или когда детали только выкроены.
Учащимся предлагается самостоятельно придумать простой узор для украшения прихватки вышивкой. Если детям трудно выполнить рисунок, можно предложить им перерисовать узор из учебника или воспользоваться готовыми рисунками, которые есть у учителя.
Для перевода рисунка на ткань учащиеся пользуются копировальной бумагой. Учитель напоминает детям, что они уже переводили рисунок на ткань, изготавливая салфетку. При необходимости можно обратиться к учебному пособию, в котором проиллюстрирована последовательность перевода рисунка на ткань.
Учащиеся знакомятся с технологией выполнения стебельчатого шва, шва "петля вприкреп". Учитель демонстрирует последовательность выполнения стебельчатого шва. В учебном пособии приведены иллюстрации, отражающие этапы выполнения стебельчатого шва (рис. 28). Следует обратить внимание учащихся на то, что шов выполняется слева направо, и соответственно надо закреплять нитку на ткани слева.
Шов "петля вприкреп" представляет собой отдельные петельки, напоминающие петли тамбурного шва. Поэтому изучение технологии выполнения шва "петля вприкреп" можно построить на основе выполнения тамбурного шва длиной в одну петлю. Следует обратить внимание учащихся на то, что при выполнении цветочка нитка не закрепляется и не отрезается после каждого лепестка. Выполнив один лепесток, сразу переходят к выполнению второго и т. д. Нитка закрепляется после вышивки всего
цветка. Последовательность выполнения шва "петля впри-креп" проиллюстрирована в учебном пособии (рис. 29).
Учащиеся определяют, на что похожи стебельчатый шов и шов "петля вприкреп", какие элементы рисунка можно ими вышивать. Далее ученики вышивают украшающими швами узор на верхней детали прихватки.
Затем учащиеся складывают все детали прихватки. Следует проследить, чтобы нижняя деталь лежала лицевой стороной вниз, а верхняя — лицевой стороной вверх. Для удобства дальнейшей работы, чтобы детали не сдвигались в процессе соединения, их следует сколоть булавками в трех-четырех местах. В данном случае следует пользоваться безопасными (английскими) булавками. Детали прихватки сшиваются швом "через край". Последовательность выполнения работы проиллюстрирована в учебном пособии (рис. 30).
Учитель рассказывает, что эти красивые растения выращены из маленьких семян. В учебном пособии представлены иллюстрации с семенами различных растений.
Затем учащиеся знакомятся с технологией посадки семян цветочно-декоративных растений. Последовательность действий описана и проиллюстрирована в учебном пособии.
В ходе практической работы на одном уроке невозможно проследить весь процесс выращивания растений. Поэтому на данном уроке учащиеся только высаживают семена разных растений на клумбы возле школы. Каждую клумбу следует снабдить табличкой с названием растения, семена которого там посажены.
На данном уроке можно применить метод проектов, который предусматривает самостоятельную творческую деятельность не только на уроке, но и во внеклассной и внешкольной работе. С этой целью выполняется эскиз будущей пришкольной клумбы, подбираются фотографии растений, которые будут там расти, приобретаются необходимые семена, оформляются дневники наблюдений.
В дальнейшем во внеурочной работе необходимо организовать деятельность учащихся по наблюдению за всходом и развитием растений, по их пикированию, поливу и уходу за растениями.