Социальная организация
Виды социальных систем
Классификация организаций
Особенности социально-экономических организаций
Особенности организации человеко-машинных коммуникаций
Виды социальных систем
Выше мы рассматривали деление систем на технические, биологические и социальные. В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы — человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, , экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1.7 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
Рис. 1.7 Виды социальных систем
Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных — достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил. В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).
В организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер — это член организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
• Пример.В частной организации работают 30 человек. Среди них появился неформальный лидер в сфере деятельности руководителя (руководитель является собственником организации). Что делать руководителю?
Варианты действий:
1. Уволить неформального лидера.
2. Повысить и сделать своим заместителем.
3. Не обращать внимания.
4. Поставить на свое место, а самому остаться просто хозяином организации и получать часть прибыли как собственник.
Перед ответом следует отметить, что наличие неформального лидера — это признак непрофессионального управления или производства.
Ответ: Конечно, уволить. И предложить руководителю серьезно повысить уровень знаний в области управления. Повышение же неформального лидера может привести к появлению нового, так как уровень управления у руководителя остался тот же. •
В коллективе могут существовать несколько неформальные лидеров только в непересекающихся сферах деятельности. Например, лидер в профессиональной сфере, лидер в сфере бытовых отношений и др.
Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.
Основу организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).
На рис. 1.8 (а, б, в, г) представлены базовые схемы отношений индивидов в организации и наименования связей.
Рис. 1.8 а. Линейная схема (линейные связи)
В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации.
Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Рис. 1.8 б. Кольцевая схема (функциональные связи)
Рис. 1.8 в. Схема “колесо” (линейно-функциональные связи)
Схема “колесо” хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.
Рис. 1.8 г. Схема “звезда” (линейная связь)
Схема “звезда” дает положительные результаты при филиальной структуре, организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации.
Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений (рис. 1.8 д, е, ж).
Рис. 1.8 д. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)
Иерархическая схема основана на схеме “колесо” и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.
Рис. 1.8 е. Штабная схема (линейная связь)
Схема основана на базовой схеме “звезда”. Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решения и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.
Рис. 1.8 ж. Матричная схема (линейные и функциональные связи)
В основе матричной схемы лежат схемы “линия” и “кольцо”. Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения:
административную — от непосредственного руководителя и функциональную — от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.
На рис. 1.9 представлена смешанная схема отношений.
Рис.1.9. Смешанная схема отношений в организации
Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации — это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.
В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.
Приведем примеры использования некоторых схем отношений при проведении занятий со студентами.
• Линейнаясхема. Преподаватель выдает задание на коллективное выполнение одному студенту, который после выполнения дает его другому для дополнений в той же или смежных областях знаний; второй дает третьему и т.д. (рис. 1.10). В результате вклада каждого студента должен получиться хороший и многогранный ответ на один вопрос.
Рис. 1.10. Схема наращивания ответов на один вопрос по линейной схеме отношений индивидов
При линейной схеме отношений преподаватель не проверяет конечный результат, если студенты сами заинтересованы в хорошем выполнении задания.
• Кольцеваясхема. Эта схема в отличие от линейной имеет обратную связь, и преподаватель получает возможность контролировать результат выполнения после каждого ответа студента.
•Схема “колесо”. Это типовая схема проведения занятий. Преподаватель задает вопрос одному студенту и оценивает его ответ, остальные студенты коллективно принимают участие в дополнениях по ответу основного. Роль преподавателя заключается в корректировке и соблюдении технологии проведения занятий.
• Схема “звезда”. При проведении занятий преподаватель учитывает индивидуальную подготовку каждого студента. Каждому студенту или подгруппе преподаватель готовит персональные задания.
Схема позволяет эффективно проводить занятая при индивидуальном, а не групповом подходе. Формирование однотипных подгрупп может быть осуществлено с помощью тестирования или других методов.
•Иерархическая схема. Преподаватель дает набор вопросов старосте на всю группу. Староста сам определяет, кому какой вопрос дать для подготовки ответов, так как предполагается, что староста лучше преподавателя знает возможности и степень подготовки студентов своей группы. Преподаватель освобождается от индивидуального подхода. Схема дает аналогичные для схемы “колесо” результаты. •