Определение исходных расстояний
Расстояние от передней поверхности нового долбяка до исходного сечения считается положительным исходным расстоянием, а от торца сточенного долбяка до исходного сечения – отрицательным.
При расчете долбяка необходимо стремиться к выбору максимально допустимого исходного расстояния, так как при этом повышается качество обрабатываемой поверхности, точность профиля нарезаемого колеса и количество возможных переточек.
Однако на выбор исходного расстояния накладываются ограничения, связанные с тем, что при увеличении положительного смещения исходного контура:
а) уменьшается толщина зуба долбяка по окружности вершин, что приводит к потере прочности зуба долбяка или его быстрому износу;
б) происходит увеличение переходных кривых профилей зубьев нарезаемых колес, что приводит к интерференции профилей в зацеплении, то есть увеличивается опасность неправильного касания профилей вне активного участка линии зацепления.
5.1. Станочный угол зацепления переточенного долбяка, гарантирующий отсутствие среза и неполной обработки вершины зубьев колеса неэвольвентной частью профиля зуба колеса, определяется по формулам:
где ρ1наиб - наибольший радиус кривизны профиля зуба нарезаемого колеса (рисунок 2);
ru - наименьший допустимый радиус кривизны профиля зуба долбяка, принимаемый равным: ru = 2 мм при ddu = 50 мм, ru = 3 мм
при ddu = 75 мм; ru = 5 мм при ddu = 100 мм.
Рисунок 2 – зацепление нового долбяка с колесом
5.2. Станочный угол зацепления переточенного долбяка, определяющий начало подреза ножки зуба колеса (расчет производится, если df1 < do1).
где df1 — диаметр окружности впадин зубьев колеса.
5.3. Максимальное отрицательное исходное расстояние предельно сточенного долбяка
где ac — наибольший из углов ac’ и ac”, найденных выше.
5.4. Станочный угол зацепления нового долбяка, определяющий полную обработку рабочей части профиля зуба колеса,
где r1— радиус кривизны профиля зуба колеса в точке начала активной части (рисунок 2).
где αs1,2 – действительный угол зацепления в передаче:
.
5.5. Положительное исходное расстояние, определяющее полную обработку рабочей части профиля зуба колеса.
5.6. Расчетный задний угол по верху долбяка
.
5.7. Исходное расстояние, лимитируемое заострением зуба долбяка,
где Sau— задаваемая толщина зуба долбяка на вершине (таблица 4).
5.8. Максимально возможная величина стачивания дол бяка вдоль его оси
,
где ан — наименьшая из ан’ и ан’’.
5.9. Принимаемое положительное исходное расстояние (рекомендуемое)
а = ан, если Н < Bp’; а = 0,5 Bp’, если ан > 0,5 Bp’, и |ас| > 0,5 Bp’, а = Bp’ +
+ас, если |ac| << 0,5 Bp’; Bp’ — максимально допустимая рабочая высота долбяка по технологическим возможностям его шлифования (таблица 4).
Таблица 4 – Рекомендуемые величины толщин на вершине зубьев и высот долбяка (в мм)
Нормальный модуль m | Номинальный диаметр d’du | Высота долбяка | Допустимая толщина зубьев по вершине (по дуге) Sau | ||
нового Вu | полностью изношенного b | рабочей части В’p | |||
1—1,5 | 0,5-0,7 | ||||
1,75—2,5 | 0,8—0,9 | ||||
2,75—4,5 | 6,5 | 21,5 | 1—1,1 | ||
1,0—1,5 | 0,6 -0,7 | ||||
1,75—2,5 | 4,5 | 23,5 | 0,8—0,9 | ||
2,75—4,0 | 5,5 | 28,5 | 1-1,2 | ||
4,5—5,0 | 6,5 | 29,5 | 1,3-1,4 | ||
5,5—6,0 | 7,5 | 32,5 | 1,5 |
6. Определение чертежных размеров долбяка по передней поверхности
6.1. Станочный угол зацепления нового долбяка
.
6.2. Наружный диаметр нового долбяка
.
6.3. Станочный угол зацепления предельно сточенного долбяка
где Bp — принимаемая величина стачивания; Bp = Bp’, если Н >= Bp’ и Bp = H, если H < Bp’.
6.4. Уточненный (чертежный) задний угол по верху
6.5. Принимаемая высота долбяка
Bu = Bp + b,
где b берется по таблице 4.
6.6. Толщина зуба на делительной окружности по нормали
.
6.7. Высота головки зуба долбяка по передней поверхности
6.8. Полная высота зуба долбяка
,
где h — высота зуба колеса.
6.9. Корректированный торцовый профильный угол долбяка для уменьшения искажения профиля колеса от наличия переднего и заднего углов:
.