III. Запись медных духовых инструментов
В этой главе попробуем подойти к рассмотрению наиболее удачных способов записи медных духовых инструментов, обобщив самые важные сведения об этих инструментах и технике игры на них.
Расставляя микрофоны, нужно помнить, что звук медных духовых производится за счет вибрации раструба (в отличие от деревянных инструментов – саксофона, флейты, гобоя, кларнета, фагота и др., у которых звук выходит как через отверстия на корпусе, так и через раструб ). Раструб настолько важен для характера звучания инструмента, что музыканты, выбирая инструмент, выбирают в том числе и материал и форму раструба, которые обуславливают многообразие звуковых характеристик.
Звучание медных духовых также сильно зависит от помещения. Одним из наиболее важных моментов является то, насколько близко будет располагаться микрофон и насколько «пространственное», объемное звучание можно получить. Если расположить микрофон близко к раструбу, большая часть отражаемого звука будет потеряна. А ведь именно отраженный звук придает записи особый характер и эффект пространства, открытого звука.
Все помещения своеобразны, поэтому с положением микрофонов можно и нужно экспериментировать. Перед тем, как установить микрофон, нужно предложить музыканту испробовать разные позиции в пространстве, пока звукорежиссер не найдет место, где звук инструмента будет лучше всего. Тогда, определив позицию исполнителя, можно будет настроить микрофон, надеть наушники и начинать перемещать микрофон по помещению до тех пор, пока не найдется наиболее благоприятная для записи точка. В зависимости от положения микрофона, отраженный звук будет меняться, и это сильно скажется в записи. Если звукорежиссер хочет достичь совершенно «другого» звучания, то следует попросить музыканта сесть к микрофону спиной.
Что касается акустики, то тесная домашняя студия - далеко не лучшее место для записи медных духовых инструментов. Желательно писать их в большом пространстве с жесткими (например, деревянными) покрытиями, где можно получить атмосферное звучание. Если оборудование мобильно, то можно подыскать наиболее просторное место, с лучшей акустикой. Если есть необходимость добиться «классического звучания», то писать можно в концертном зале, церкви, и т.п. Просторные, гулкие интерьеры каменного храма заставят медь звучать красиво, плавно и естественно, так как у медных духовых довольно большой оптимум (количество, необходимое для хорошего звучания) реверберации.
Кроме того, в классической звукорежиссуре традиционно используются 3 зоны расположения микрофонов: ближние, общие и дальние. Поэтому не стоит ограничиваться одним микрофоном или парой, лучше всего воспользоваться несколькими микрофонами, находящимися на разных расстояниях от исполнителя. Это позволит хорошо передать не только тембр инструмента, но и акустику помещения, в котором происходит запись.
Немаловажно и то, что строй медных духовых сильно зависит от температуры окружающего воздуха и самого инструмента. Поэтому следует не только внимательно следить за чистотой строя во время записи. Если температура в помещении и на улице существенно различается, музыкальные инструменты нужно принести в студию заранее.
Записывая медные духовые инструменты, нужно всегда помнить, что игра на них – это большая физическая нагрузка на дыхательный аппарат и губы музыкантов. Звукорежиссеру следует представить себе, каково это – много часов подряд держать у рта металлический предмет, стараясь втянуть как можно больше воздуха при каждом вдохе, а выдувая его, стараться произвести протяжный звук. Часто духовики занимаются плаванием, бегом и другими видами спорта, только чтобы оставаться в физической форме, необходимой для игры на таких сложных аппаратах.
Музыканты, играющие на медных духовых инструментах, знают, что с возрастом выносливость падает, и способности к игре частично теряются. Именно поэтому их постоянные упражнения направлены на формирование выносливости. Это касается их всех, особенно трубачей и валторнистов. Нужно всегда помнить о факторе выносливости, планируя сессию записи, особенно если звукорежиссер имеет дело с непрофессиональными исполнителями.
Самые энергозатратные части произведений следует записывать в начале, пока музыканты еще «свежие». Никогда не бывает лишним посоветоваться с музыкантами, узнав, какие части наиболее трудны технически. Хотя, стоит иметь в виду, что как правило, это самые громкие части, с самыми высокими нотами. Во время записи необходимо внимательно следить, насколько исполнители устали. Важно знать, что сами они могут и не признаваться в этом. Имея дело с медными духовыми, стоит запланировать в сессии больше перерывов, чем при других видах записи. Кроме того, необходимо учитывать, что тембр к концу записи может стать менее ярким и это создаст определенные трудности при монтаже музыкального материала.
"При записи медных духовых инструментов нужно быть готовым вновь и вновь начинать запись сначала. Важно понимать, что на одних и тех же клапанах, или в случае с тромбоном – на одном и том же положении кулисы, музыкант играет много разных нот, интонируя, он использует только амбушюр (губы, язык, челюсти). Фальшь и проколы здесь - дело обычное. Риск пропустить ноту тем более возрастает при игре в верхних регистрах. Кроме пропущенных нот, исполнитель на медных духовых инструментах (как и на деревянных, или в случае с вокалом) может просто «не попасть» в ноту, то есть взять неверную ноту. И те и другие огрехи зачастую оставляют в записях, особенно в джазе, где чувственность исполнения принято считать важнее пары смазанных нот.
Во время сессии, звукорежиссер может столкнуться с тем, что исполнитель будет использовать сурдину. Сурдины, которые чаще используют в джазовых композициях, добавляют красок стандартному звучанию медных духовых. Сурдины бывают самых разных видов, наиболее популярными среди которых являются прямая, чашеобразная, металлическая сурдина на пробковом кольце. Использование прямой сурдины меняет звук меньше чем прочие сурдины. Она создает приглушенный медный звук .Чашеобразная сурдина дает более мягкое чем прямая сурдина Рис. 17
звучание. металлическая сурдина на пробковом кольце, столь любимая джазовыми трубачами состоит из двух частей, нижняя ее часть образует рукоятку. Если нижнюю часть снять, то звук получится более изящным. Сурдина уменьшит громкость медного духового инструмента.
По завершении записи, разумеется, возникает соблазн «отполировать» заурядное звучание медных духовых при помощи различных корректирующих эффектов, но опытные звукорежиссеры рекомендуют этого не делать. Наоборот, не стоит жалеть времени и сил на подготовку к сессии звукозаписи, т.к. основное правило - постараться сразу записать такое качество звучания, что при сведении потребуется минимум дополнительной обработки. Исключением может стать лишь особая творческая задача.
Выбирая точку для постановки ближнего микрофона, необходимо учитывать также наличие или отсутствие пюпитра, материал из которого он сделан (худший вариант – сплошной металлический), положение инструмента при игре (трубы и тромбоны могут направлять раструб вниз или вверх). В любом случае нужно стараться получить правильный красивый тембр без применения эквалайзера. Медные духовые инструменты производят в области раструба большое число высоких частот, поэтому для получения более яркого звука на записи микрофон следует располагать ближе к раструбу. Если же звук нужен более мягкий, микрофон можно расположить под углом к раструбу, или же микрофон должен быть динамическим.
И все-таки, даже качественно записанный звук медных духовых часто требует дополнительной реверберации (обработки). При обработке важно соблюдать меру. Возможно придется применить эквалайзер (для смягчения природной резкости инструмента). Если партия хорошо звучит и без эквалайзера, следует оставить все как есть.
Во время записи допустимо применение компрессии, но лучше её не использовать. Предпочтительно сохранять минимальный уровень компрессии, для того, чтобы сохранить естественность атаки звука инструмента.
Запись медных духовых – задача непростая, но результат того стоит. Звук настоящей меди сделает музыку особенной, добавит яркости и огня, или мягкости и изящества. Ни один синтезатор не заменит этого. И как в любых сессиях звукозаписи главным ключом к успеху является терпение и желание экспериментировать.
Технические принципы записи духовых инструментов достаточно схожи. Однако, на практике существуют некоторые особенности при работе с определенными видами меди. Перечислим их.
Запись трубы и тромбона
На протяжении веков звук сигнального горна использовался в армии, и не удивительно. Звук горна или, в сущности, той же трубы, только без клапанов, имеет непревзойденные качества: он не просто громкий, он пронзительный. Чтобы уловить эти высокие частоты и передать звучание в полном объеме можно использовать ленточный микрофон.
Ленточный микрофон очень чувствителен и хрупок, слишком резкие звуки трубы могут вызвать в нём повреждения. Поэтому не стоит направлять прямо в раструб с близкого расстояния ленточные и конденсаторные микрофоны.
Динамический микрофон дает более естественное звучание трубы, чем ленточный. Хороших результатов можно достичь и с помощью конденсаторных микрофонов.
Для хорошего результата можно использовать два микрофона, расставленных на некотором расстоянии друг от друга: одну дорожку записывать на ленточный микрофон, а другую на конденсаторный. Звукорежиссёрам следует быть очень внимательными, расставляя микрофоны, чтобы не допустить сбоев фазы. Во время сведения, расположить панорамники на дорожках нужно: один на 10 часов другой на 2 часа, при этом выделив дорожку, снятую с ленточного микрофона. Такая комбинация выделит естественный звук, снятый с ленточного микрофона, а яркость звучания конденсаторного микрофона сделает запись ярче и объемнее.
Запись валторны
Валторна – один из самых сложных в записи оркестровых инструментов. Не только из-за причуд исполнения, но также из-за того, что ее в принципе сложно записывать. Однако, ее несравненное звучание в сольных партиях, ее широчайший диапазон стоят времени и сил, потраченных на достижение нужного звучания.
При игре валторна расположена раструбом назад, поэтому слушатель в зале никогда не слышит ее прямого звука – только отраженный. Микрофон лучше ставить спереди, а позади музыканта расположить отражающий щит на расстоянии 0,5-1 м. Если направить микрофон в раструб валторны, то можно получить жесткий звук с подчеркнутой атакой, напоминающий тромбон. Если все-таки микрофон ставится сзади, то нужно направлять его сверху на край раструба.
При работе с валторной звукорежиссер может столкнуться с рядом трудностей, и самая большая из них – чрезвычайно широкий тоновый и динамический диапазон инструмента. В мягких, плавных проходах валторна производит достаточно плоский, «сухой» звук; однако в громких участках он может стать резким, и даже «скрипучим». Ни в каких студийных условиях не получится ограничиться одним способом расстановки микрофонов.
Следующая трудность – побочные шумы и дребезжание, которые валторна способна провоцировать вокруг себя. Некоторые специалисты рекомендуют воспользоваться изоляционной лентой или чем-то подобным, чтобы зафиксировать предметы вокруг валторны.
Рекомендуется использовать два микрофона.
Первый микрофон (динамический) следует расположить на расстоянии 1 метра позади исполнителя. При этом желательно использовать отражающий щит или стену. Хорошего результата можно достичь, если поместить микрофон между исполнителем и стеной, поскольку, как и в случае с другими медными, основной звук – это звук, отраженный от различных предметов и поверхностей.
Записывая валторну, необходимо тщательно контролировать уровень сигнала и избегать искажений. При необходимости можно воспользоваться аналоговыми приборами динамической обработки.
Вторым должен быть конденсаторный микрофон, расположенный в самом центре помещения. Как и в случае с первым микрофоном, важно максимально тщательно настроить его, выявляя места возможных искажений, в проигрываемых исполнителем частях произведения.
Еще одной сложностью в работе с валторной является побочные шумы , например щелканье клапанов или звук выливаемого из раструба накопленного конденсата. В записи соло валторны, эти шумы легко отфильтровать и устранить, но при записи ансамбля, звукорежиссер должен быть готовым к тому, как справиться с этой проблемой – ведь при добавлении реверберации даже легкий щелчок клапана будет звучать как резкий посторонний шум.
Запись тубы
Этот инструмент отличается от других медных духовых тем, что громкость звучания и динамический диапазон не зависит от регистра. Кроме того, уровень звука значительно меньше, чем у трубы и тромбона, тембр мягче, так как из всех «характерных» инструментов туба имеет самую широкую мензуру. Микрофон, ставится довольно высоко сверху и направляется в раструб или на край раструба. Хорошо использовать специальные «басовые» микрофоны.
Часто медные духовые звучат в ансамбле с роялем. Основную сложность для звукорежиссёра здесь представляет прежде всего то, что у медных духовых большой оптимум реверберации, а у рояля – довольно маленький. В то же время рояль не должен звучать ближе солиста (особенно в классической музыке). Определённые проблемы могут возникнуть и с поиском правильного музыкального баланса.
Для примера была сделана запись трубы, тубы и валторны в концертном зале с использованием следующих микрофонов: конденсаторных Neumann TLM 170, Neumann U89,Neumann KM 184 (2 шт.) с кардиоидной направленностью и динамического Shure SM48 в качестве ближних, Sennheiser 800 (2 шт., кардиоиды, система AB-узкое) в качестве общих на расстоянии около 4 м. от исполнителя и Neumann KM 183 с круговой направленностью (2 шт., система AB-широкое) в качестве дальних на расстоянии около 9 м. от исполнителя.
При записи трубы микрофоны вначале располагались спереди напротив трубача: конденсаторные на расстоянии 1,5 м., динамический – на расстоянии 40 см. (см. пример 1)
Затем они были направлены чуть сбоку на край раструба. (см. пример 2)
Следующий пример писался таким образом: конденсаторные микрофоны были размещены сзади трубача а динамический – спереди, максимально близко к раструбу. (см. пример 3)
И, наконец, инструмент ради эксперимента был направлен раструбом в стену с расстояния примерно 2 м. (см. пример 4)
При записи тубы микрофоны вначале располагались спереди, конденсаторные в метре от исполнителя, динамический сверху примерно 40 см. от края раструба. (см. пример 5)
Затем ближние микрофоны направили сверху в раструб с расстояния 40 и 70 см. (см. пример 6 и 7)
Затем их направили сверху на край раструба с расстояния около 1 м, динамический – с расстояния 50 см. (см. пример 8)
И наконец исполнитель расположился рядом со стеной. (см. пример 9)
При записи валторны ближние микрофоны были поставлены вначале спереди, на расстоянии около 1,5 м. от музыканта (см. пример 10)
Далее микрофоны были перемещены назад и снимали звук со стороны раструба. (см. пример 11)
Далее исполнитель отошел спиной к стене и микрофоны были направлены на эту отражающую поверхность с расстояния 2 м. (см. примеры 12-13)
Заключение
Обобщая собранные и рассмотренные в данной работе сведения относительно характеристик медных духовых и строящихся на них основных принципах звукозаписи этих инструментов, попробуем сформулировать основные принципы работы с медными духовыми инструментами в условиях звукозаписывающей студии.
. Задачей звукорежиссера, вне зависимости от того, пишет ли он соло, ансамбль или целый оркестр, является отражение выразительной палитры инструментов, с сохранением их естественных динамических свойств и тембра их звучания, и использованием минимума эффектов при последующей обработке записи.
· Чрезвычайно важно при этом быть знакомым с основами устройства самих инструментов, принципами игры на них, акустическими свойствами. Многие из возникающих по ходу записи задач могут быть решены самими музыкантами – советоваться с ними не только можно, но и нужно.
· Количество ошибок при игре и т.н. «кикс» будет все возрастать по мере уставания исполнителя. Рекомендовано записывать самые сложные технически фрагменты в начале записи, и ограничиваться минимумом заходов.
· Имеет смысл использовать комбинации различных микрофонов для получения более объемного звучания. Перед началом записи каждый из установленных микрофонов необходимо особо тщательно тестировать
· Располагать микрофон следует на расстоянии от инструмента, что позволяет достичь эффекта пространства и объема, так как при записи медных духовых наиболее важен отраженный звук.
· По той же причине, а также ввиду того, что слишком резкие, прямонаправленные волны труб могут привести к перегрузке акустических цепей микрофона или вызвать искажении звучания, не следует направлять микрофон на раструб и устанавливать его на одной оси.
· В случае с валторной и тубой предпочтительно положение чуть позади исполнителя и сверху, тем более что исполнитель чаще всего находится в положении сидя.
· Реверберацию и другие эффекты следует применять только в случае острой необходимости
В заключение стоит отметить, что в условиях стремительно развивающихся технологий работы со звуком, очень важно не только следить за последними разработками и находками специалистов, но и стараться внести свой вклад, постоянно экспериментируя с различными методиками и приемами, которые позволяют находить все более эффективные решения в области звукозаписи.
Список иллюстраций
Рис.1 амбушюр
Рис.2 мундштуки медных духовых инструментов
Рис.3 формы мундштуков
Рис.4 схемы вентилей медных духовых инструментов:
пистонный (слева) и помповый (справа)
Рис.5 труба
Рис.6 частотный диапазон трубы
Рис.7 спектр трубы
Рис.8 тромбон
Рис.9 частотный диапазон тромбона
Рис.10 спектр тромбона
Рис.11 валторна
Рис.12 частотный диапазон валторны
Рис.13 спектр валторны
Рис.14 туба
Рис.15 частотный диапазон тубы
Рис.16 спектр тубы
Рис.17 виды сурдин
Рис.18 микрофон конденсаторный
Рис.19 микрофон ленточный
Рис.20 микрофон ПЗМ