При этом важнейшей характеристикой документа является его идентифицируемость, обеспечиваемая наличием соответствующих реквизитов. 11 страница
Распространяя содержание этого понятия на документационное обеспечение управления (ДОУ) и учитывая специфику информационных процессов, на которых она основывается, определим технологию ДОУ как систему методов и способов сбора, передачи, обработки, накопления, хранения, документов и документной информации на основе применения единых методических приемов и правил и соответствующих технических средств.
Технологии ДОУ в соответствии с различием информационных процессов делятся на технологии:
• обработки поступающих и отправляемых документов;
• передачи (доведения) документной информации конечному пользователю;
• введения документов в информационную базу данных организации, исходя из ее внутренней структуры;
• обработки документной информации и накопления документов;
• хранения и использования отдельных локальных групп документов.
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА
Совокупность перечисленных технологий, включая и специфические моменты, связанные с видом обрабатываемой документации, традиционно назывались термином «документооборот». Исходя из установленного термина (ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения») «документооборот — это движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения: отправки и (или) направлении в дело» и из того, что это определение не претерпело изменений за последние 20 лет, следует, что полного тождества между понятиями «технологии ДОУ» и «документооборот» нет. Документооборот оперирует официальными, т.е. полностью оформленными, документами и, как правило, рассматривает движение только отдельных документов, в то время как на практике значительную часть деятельности по документационному обеспечению организации занимает работа с проектами документов и пакетами документов, необходимых для документирования того или иного управленческого действия. Но подобные содержательные расхождения не препятствуют использованию привычного и устоявшегося термина при описании конкретных технологических процессов обработки документов.
Соответственно масштабам движения документов можно выделить документооборот конкретного должностного лица, структурного подразделения, организации как юридического лица, корпорации с рядом филиалов, отрасли управления, государства в целом.
Но для нормативно-методической разработки необходимо выбрать базовый объект, обладающий, с одной стороны, полным набором технологических процессов и, с другой — достаточно простой для их описания. Основываясь на этом критерии, нормативные акты и методические пособия, в частности Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), рассматривает в качестве базового объекта документооборот организации как юридически независимого, самостоятельного управленческого элемента.
Порядок движения документов в организации вторичен по отношению к структуре организации и внутреннему распределению обязанностей, в том числе неформальной системе субординационных отношений. Однако это не значит, что система организации документооборота не поддается самостоятельному регулированию и нормированию.
Документооборот в организациях состоит из потоков документов, циркулирующих между пунктами содержательной обработки и создания информации (руководителями организации и структурных подразделений, специалистами) и пунктами технической обработки документов: экспедицией, секретариатом, канцелярией, копировально-множительной службой и др.
Поступающие в организацию документы образуют поток входящей корреспонденции, которая, пройдя необходимые стадии обработки, разбившись на «ручейки» в виде конкретных поручений, попадает в конечном итоге к конкретным сотрудникам для ознакомления и на исполнение.
В подразделениях из документов, подготовленных сотрудниками, также формируются документопотоки, которые в результате сливаются в единый поток отправляемой корреспонденции.
Кроме того, в организациях, как правило, циркулируют документы, созданные в ней и не предназначенные к выходу за ее пределы,— это потоки внутренней документации. Их путь начинается у одних сотрудников-авторов и заканчивается у других сотрудников-исполнителей. Так что в начале их путь — это путь отправляемых документов, а продолжение — путь получаемых документов.
Другой характеристикой документооборота может являться видовой состав документов, например:
• распорядительные документы органов власти и вышестоящих организаций;
• акты и справки проведения вневедомственных проверок;
• статистическая отчетность;
• письма-запросы о деятельности организации;
• письма ответы на инициативные запросы своих сотрудников;
• материалы (приглашения, тезисы выступлений, решения, протоколы и др.) по участию в деятельности коллегиальных органов и научных, общественных мероприятий и т.д.
Каждый вид документа имеет свой путь движения, который можно проследить, описать и закрепить за ним.
Большое значение в организации документооборота имеет авторство документов. Предложения, заявления и жалобы граждан, докладные и объяснительные записки, трудовые контракты, документы, полученные из органов власти, и другие имеют разные технологии обработки.
Одними из основных характеристик документооборота являются объем и цикличность документопотоков. С учетом этих факторов организуется вся работа служб документационного обеспечения управления, определяются количественный состав сотрудников, режим труда руководителей, непосредственно участвующих в организации прохождения документов в учреждении, оснащение необходимыми техническими средствами.
Значительно различаются методы и этапы обработки документации в зависимости от способа пересылки, срочности исполнения, степени ограничения доступа к составу информации. Критерии различий между группами документов могут быть и иными, но их поиск и выделение имеет смысл только при одном условии — существенном влиянии на технологии обработки и прохождения документации.
5.2. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ПОСТУПАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ
В настоящее время параллельно применяется несколько способов передачи документов от одного адресата другому. Документы, как и в прошедшие времена, посылаются с официальными курьерами или фельдъегерской связью, передаются неофициальными посыльными «с оказией», пересылаются по почте и телеграфу. Для передачи документной информации используются: телефонные аппараты, аппараты факсимильной связи, информационно-вычислительные сети.
Если относительно недавно подавляющее большинство документов поступало и обрабатывалось централизованно в специальном подразделении — экспедиции и сам процесс обработки получаемых и отправляемых документов назывался экспедиционной обработкой, то в настоящее время все большее количество информации поступает непосредственно в структурные подразделения, конкретным сотрудникам на рабочие места, оснащенные терминалами информационно-вычислительной сети (в том числе персональными компьютерами), минуя экспедицию. Сдерживающим фактором массового перехода к таким способам пересылки корреспонденции в данном случае выступают не технические сложности, а скорее проблемы обеспечения юридической значимости пересылаемой корреспонденции.
Поэтому не только быстрое доведение документов до конечных пользователей (исполнителей), но и четкая организация, фиксация самого факта получения и отправки документов приобретает важнейшее значение для всей организации документооборота.
В документообороте, или порядке движения документов в организации, выделяются несколько этапов:
11-1287
• экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию, и фиксация самого факта их поступления;
• предварительное рассмотрение документов службой ДОУ;
• организация движения документов внутри организации, включая доведение документов до исполнителей и придание юридической силы проектам документов;
• обработка исполненных и отправляемых документов. Целесообразно установить единый порядок, согласно которому
все документы, в том числе и полученные сотрудниками не по почте, обязательно проходили бы экспедиционную обработку, т.е. независимо от адресата корреспонденция должна передаваться должностным лицам для внесения в регистрационные базы данных — зафиксировать сам факт (и время) поступления документов.
5.2.1. Экспедиционная обработка поступающей корреспонденции
Этот этап достаточно традиционен и, как правило, не вызывает трудностей при соблюдении определенных правил. Так, корреспонденция, доставляемая курьерами, в том числе и выступившими в роли курьера сотрудниками, поступающая по почте, по факсимильной связи, телеграфом или иным путем, должна приниматься и обрабатываться специально выделенным должностным лицом (лицами): секретарем фирмы, работником службы ДОУ (канцелярии, общего отдела и др.), секретарями структурных подразделений. В небольших фирмах такое должностное лицо должно быть одно.
При необходимости сотрудник, принимающий информацию, расписывается в разносной книге, журнале или квитанции в приеме документов и отмечает дату их получения (табл. 5.1).
При наличии в организации дежурных сотрудников получение документов от курьеров в нерабочее время должно входить в их обязанности, а вот проведение полной экспедиционной обработки поступающих документов может проводиться сразу по их получении или в первый рабочий день, исходя из характера деятельности организации, корреспондента и других факторов.
Если на конверте имеются надписи «Срочно», «Вручить немедленно» и другие, то отмечается, как и в документах, полученных по проводной связи, точное время их получения, например: 26.09.2008 10:05.
До вскрытия корреспонденции должна быть проверена правильность ее доставки и целостность упаковки. Ошибочно доставленная корреспонденция работниками экспедиции без задержки должна быть отправлена адресату.
При поврежденной упаковке особенно тщательно проверяются механические повреждения и полнота присланных материалов, фиксируются выявленные дефекты, в серьезных случаях составляется справка (докладная записка, акт), которая присоединяется к полученным документам для принятия руководством решения по данному факту, например:
Зам. гендиректора
Упаковка корреспонденции от ООО «Сыры» содержит явные следы вскрытия.
Общее количество листов вложения в сопроводительном письме не указано.
Зав канцелярией подпись П.Н. Дубова
26.09.2008
Но инцидент не должен вызывать прекращения или замедления обработки поступающих документов.
В экспедиции при обработке не вскрываются корреспонденция, имеющая отметку «Лично», адресованная общественным органи-
п
зациям (профсоюзным, студенческим и др.), а также документы на машинных носителях.
При вскрытии корреспонденции упаковка (конверты) уничтожается, исключения делаются только в следующих случаях:
• в полученных документах нет обратного адреса и фамилии отправителя, но они есть на упаковке;
• в документе не проставлена дата, и ее приходится устанавливать по почтовому штемпелю;
• если полученный документ по смыслу носит личный характер, а на упаковке (конверте) отметки «лично» не было;
• при необходимости взыскать с корреспондента доплату почтовой службе.
На поступающих документах проставляется отметка (штампом или от руки), включающая порядковый номер поступления, дату поступления и, при необходимости, количество листов. Иногда для повышения исполнительской дисциплины в дополнение к требованиям ГОСТов руководители организации обязывают сотрудников ставить при обработке почты свою подпись. Ее ставят без расшифровки. Регистрационные штампы принято ставить на первом листе документа, в правом нижнем углу.
ОАО «ТПП»
26.09.2008 № 4876
на 6___ листах
Если корреспонденция не вскрывается, то регистрационный штамп может ставиться на конвертах и упаковке пакетов; при позднейшей регистрации эти штампы должны быть продублированы и на документах, содержавшихся в этих упаковках.
При получении документов с сопроводительным письмом целесообразна перестановка (дублирование) регистрационных штампов на письме и его дублирование на первом листе приложения, так как сотрудники работают не с сопроводительными письмами, а с приложениями к ним.
Нумерацию писем, телеграмм, факсограмм ведут в пределах года в общем валовом порядке или раздельно по видам корреспонденции. Нередко при большом количестве телеграмм их нумеруют только в течение месяца, начиная следующий месяц с единицы.
На документах, подлежащих централизованному хранению в службе ДОУ, может ставиться на полях первого листа дополнительная отметка (добавляется штампом): «Подлежит возврату».
Если документ присылается повторно, то следует установить по информационно-поисковой базе данных местонахождение ранее присланного документа и отметить это на поступившем экземпляре, например:
Первичный документ от 10.09.2005 в Службе персонала.
Для этого также используют правый верхний или левый нижний угол первого листа документа.
Экспедиционная обработка поступающих документов должна проводиться в день их поступления или в первый рабочий день при поступлении корреспонденции после его окончания, а также в нерабочие дни.
Корреспонденция, не вскрывавшаяся для экспедиционной обработки, сразу же сортируется по адресатам. После внесения в регистрационные базы данных сведений о поступивших документах к ним добавляется корреспонденция, имеющая точного адресата: структурное подразделение или конкретный сотрудник.
5.2.2. Предварительное рассмотрение документов
Для диспетчеризации (распределения по исполнителям) большинства документов недостаточно знакомства с заголовком, требуется хотя бы бегло ознакомиться с их содержанием. В этом случае значительным резервом сокращения сроков и инстанций прохождения поступающих документов является рекомендуемое ГСДОУ предварительное рассмотрение. Оно может производиться в службе ДОУ на основе делегирования руководителем прав и заключается в самостоятельном распределении доверенным сотрудником документов на потоки — для обязательного рассмотрения руководителем и направляемых непосредственно в структурные подразделения исполнителям. При диспетчеризации поступивших документов учитываются:
• важность содержания;
• вид документа: закон, распоряжение, письмо, отчет и т.д.;
• сложность и новизна поставленных вопросов;
• авторство, т.е. общественное положение лица, автора документа, место учреждения-отправителя в структуре управления, роль общественной организации в жизни общества;
• реальная срочность исполнения документа.
Эффективную помощь при предварительном рассмотрении корреспонденции оказывает использование внутренних справочных материалов:
• примерного перечня документов, требующих обязательного рассмотрения руководством;
• перечня должностных лиц и их обязанностей;
• технологических графических схем последовательности экспедиционной обработки и распределения различных поступающих документов и т.д.
Руководству следует направлять только документы, полученные из администрации Президента РФ, правительственных органов, органов представительной и исполнительной власти, документы вышестоящих управленческих организаций, жалобы на действия подчиненных должностных лиц.
Руководитель, как правило, не должен лично принимать документы от посетителей, подчиненных, представителей других организаций. В любом случае служба ДОУ должна быть уведомлена: кому документ определен на исполнение и какое решение руководителем принято и зафиксировано в резолюции, а сами документы должны быть зарегистрированы, в том числе и для последующего информирования заинтересованных организаций по их запросам о ходе исполнения документов.
5.2.3. Рассмотрение корреспонденции руководителем
Обычно применяется следующий порядок рассмотрения:
• документы передаются секретарю либо самим руководителем, либо по его просьбе посетителями;
• секретари руководителей по мере поступления к ним документов от руководителей заполняют специальную информационную форму (лист, карточку, экранный формат), в которую вносят сведения о номере и дате документа, содержании резолюции, сроке исполнения и исполнителе (подразделении), которому передается документ на исполнение;
• в конце рабочего дня информационные листы секретарей всех руководителей поступают в службу документационного обеспечения, и на их основании дополняются сведения в информационно-поисковой системе организации. Такая технология в делопроизводственной практике получила название «переметка» (рис. 5.1).
Руководитель не должен задерживать документы, оставлять их у себя на неопределенный срок; документы должны быть рассмот
рены в день их поступления и в тот же день, как исключение — на следующий день, возвращены в службу ДОУ для внесения необходимых сведений в базу данных.
При назначении в резолюции руководителя нескольких исполнителей документ передается ответственному исполнителю. Необходимость размножения документа для его исполнения и количество копий определяется лицом, организующим исполнение, — ответственным исполнителем или руководителем в процессе рассмотрения документа.
5.2.4. Передача документов в структурные подразделения
Для этого используются несколько технологий, иногда параллельно. Для обычной корреспонденции в службе ДОУ применяются сортировальные ячейки, аналогичные почтовым, где каждому подразделению отводится своя промаркированная ячейка. Документы из ячеек в определенное время, в соответствии с графиком работы службы ДОУ, забирают сотрудники подразделений самостоятельно.
Более важные документы, документы с ограниченным доступом разносят с соблюдением точного графика сотрудники службы ДОУ (рис. 5.2). При этом они же забирают в подразделениях и документы, предназначенные к отправке.
УТВЕРЖДАЮ Директор
подпись П.М. Попов 26 декабря 2008 г.
В случае большой срочности или конфиденциальности производится разовая доставка документов конкретному исполнителю (службой ДОУ, секретарем подразделения, вызывается исполнитель для получения документа). Как правило, документы передаются внутри организации без расписки, но для конфиденциальных документов, срочных, особо важных документов она обязательна. Для этого используют разносные книги упрощенного графления или вторые экземпляры регистрационных карточек (рис. 5.3). При эксплуатации системы компьютерной регистрации документов и автоматизированного документооборота в нормативно-методических документах (инструкциях) должен быть оговорен способ передачи информации исполнителю: электронную копию документа через компьютерную сеть или непосредственно сам исполняемый документ.
Обработка поступающих документов может считаться оптимальной, если документ поступает к конечному исполнителю в течение следующего дня после его получения организацией.
5.2.5. Обработка телеграфных и телефонных сообщений
Порядок и срочность экспедиционной обработки документов должны зависеть в первую очередь от их содержания, а не от вида почтового отправления. Так, телеграммы и телефонограммы, не требующие исходя из их содержания срочного исполнения, следует обрабатывать вместе с остальной корреспонденцией. При необходимости срочного исполнения любого документа, в том числе телеграммы, письма и др., службе ДОУ должно быть вменено в обязанность ознакомить предполагаемого исполнителя с его содержанием до прохождения документом всех стадий обработки. В ГСДОУ установлен и срок ответов на такую корреспонденцию — двое суток.
5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
Документы передаются из одного подразделения в другое секретарями их руководителей или самими сотрудниками, реже через службу ДОУ. Как правило, единый порядок передачи документов из одного подразделения в другое для документов, не содержащих конфиденциальную информацию, не устанавливается. Но чтобы документы не терялись, как в бумажную регистрационную форму, так и в компьютерную информационно-поисковую систему (базу данных) должны вноситься сведения о любом изменении их местонахождения с указанием даты передачи, в том числе от одного исполнителя другому в пределах одного подразделения.
Ознакомление ряда должностных лиц с одним экземпляром документа, не подлежащего тиражированию, следует поручать специально выделенному сотруднику, а если это не предоставляется возможным — составить индивидуальный график сроков и последовательности прохождения документа в организации. Этот график может быть принят руководителем службы ДОУ по согласованию с руководителем организации как типовой. Такой же типовой график может быть разработан для ознакомления с текущей информацией вместо подготовки и распространения в организации различного рода типовых приглашений на собрания, заседания и другие мероприятия.
5.3.1. Документооборот исполнителя (сотрудника)
При налаживании системы внутреннего документооборота важнейшей частью является организация работы с документами непосредственных исполнителей на рабочих местах в структурных подразделениях.
Исполнители получают документы не только в соответствии с резолюциями руководителей организации, но и в соответствии с указаниями непосредственных руководителей структурных подразделений, с учетом функциональных обязанностей, квалификации и равномерной загрузки сотрудников. Поэтому не рекомендуется передавать документы исполнителям без ведома руководителя структурного подразделения.
При оптимально налаженной работе сотрудники должны знакомиться с документами в день их получения. Для документов с длительными сроками исполнения (не менее 6 месяцев) намечают этапы исполнения, даты промежуточного контроля (если они не являются типовыми), сообщают их службе контроля или самостоятельно вводят информацию в автоматизированную систему контроля исполнения.
Если исполнение документа поручено нескольким лицам, ответственный исполнитель, определенный в пункте распорядительного документа или резолюции (подчеркнут, указан первым в резолюции), имеет право созыва остальных исполнителей. Все исполнители в равной степени ответственны за своевременное и качественное исполнение документа и представление ответственному исполнителю в установленные им сроки необходимых материалов (проектов, справок, сведений).
Петрову А.П., Орлову Б.П., Сидорову О.А. Об исполнении доложить до 18.10.2008.
13.10.2008
В тех случаях, когда исполняемый документ не может быть одновременно предоставлен в распоряжение всех исполнителей, им направляются экземпляры регистрационно-контрольной карточки документа в бумажном или электронном виде для предварительного извещения о задании или полученном поручении.
В процессе исполнения документов сотрудники ведут собственный документооборот. Они пользуются документным и архивным фондами организации, инструкциями и ведомственными справочниками (телефонным, по делопроизводству и др.), номенклатурой дел, стандартами на документацию, общесоюзными классификаторами технико-экономической информации, а также техническими средствами: ложементами для бумаг, средствами создания документов, копировальной техникой и т.д. При подключении к общим компьютерным информационным базам организации исполнитель получает в соответствии с имеющимся правом доступа запрашиваемую им информацию, несет ответственность за полноту, своевременность, достоверность и конфиденциальность используемой информации.
Сотрудник должен быть информирован:
• имеет ли он право снимать копии с необходимых ему для исполнения поручения документов или нет;
• имеет ли он право в процессе работы делать на документе пометки о времени его фактического поступления на исполнение, о ходе промежуточного исполнения, посланных телефонных и письменных запросах и т.д., о дате и результате окончательного исполнения.
Исполнителей следует обязывать заводить для документов папки с указанием своей фамилии, например: «Срочно», «На исполнении». Секретарь руководителя обычно маркирует папки по задачам, например: «Кдокладу», «На подпись», «На отправку» и другие исходя из специфики деятельности.
В случае командирования, ухода в отпуск, болезни, увольнения сотрудника исполняемые им документы по указанию руководителя структурного подразделения должны передаваться другим исполнителям с обязательным вводом их фамилий в регистрационно-контрольную систему.
5.3.2. Организация движения инициативных и ответных документов
Если ответ на инициативный документ или поручение документируется, исполнитель готовит проект (ответного или инициативного) документа. Значительную часть документооборота организации составляют именно проекты документов, требующие согласования, подписания или утверждения.
В настоящее время сложилась общепринятая практика: подготовка, форматирование и оформление документов с использованием средств вычислительной техники самим исполнителем. Проект документа, напечатанный и оформленный в соответствии с действующими правилами его оформления, исполнитель согласовывает с руководителем, заинтересованными структурными подразделениями и организациями.
Согласование проектов и подписание конечных вариантов проводятся в возрастающей иерархической последовательности. Традиционно принято, что при согласовании проекты чаще передаются через секретарей, а при подписании представляются автором лично.
После согласования проект документа передается на подписание или утверждение. Право подписи регламентируется внутри-офисными организационными и распорядительными документами. При подготовке документа руководителю на подпись к нему следует прилагать материалы, на основании которых он готовился. Подписывается обычно один экземпляр документа, остальные заверяются службой делопроизводства при регистрации.
В заключение исполнитель передает документ на регистрацию и отправку. В процессе регистрации подписанных документов должны проверяться:
• правильность оформления реквизитов, особенно придающих документу юридическую силу;
• соответствие подписи должностному лицу, указанному в документе;
• наличие необходимого числа копий;
• идентичность всех копий подписанному подлиннику.
Все недостающие или неправильно оформленные реквизиты исправляются, если это не ведет к изменению содержания документа, проверяется наличие отметки автора о точном адресе направления документа или его копии в дело. На копии документа с грифом ограничения доступа делается отметка об уничтожении черновиков и вариантов.
Хотя все эти этапы оформления документов должны быть закреплены в табеле, осуществляются они, как правило, сотрудниками подразделения, готовящего документ, а служба ДОУ только контролирует сроки и правильность их оформления.
5.4. ОБРАБОТКА ОТПРАВЛЯЕМОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Телефонограммы, факсограммы, электронные документы обычно посылаются самостоятельно, непосредственно с рабочих мест, если руководство организации не принимает решение о подконтрольной службе ДОУ централизованной рассылке всех исходящих документов.
Бумажные документы, в том числе и телеграммы, отправляются, как правило, централизованно через экспедицию. Вопрос об отправке документов по почте или передаче их с помощью курьеров (сотрудников) решается исходя из конкретной ситуации. При отправке для экспедиционной обработки должны приниматься только полностью оформленные, подписанные и зарегистрированные документы.
На документ, рассылаемый более чем в четыре адреса, исполнитель готовит список на рассылку. После регистрации документа силами службы ДОУ или исполнителем (это должно оговариваться в инструкциях по ДОУ) организуется его размножение в количестве экземпляров, обеспечивающих отправку по всем указанным адресам рассылки и сохранении обязательного экземпляра.
Исполнитель определяет индекс дела, в которое должен быть подшит контрольный экземпляр документа, содержащий отметки о согласовании, и проставляет на нем отметку о направлении в дело; если документ является ответом, то документ-запрос сдается при регистрации вместе с ответным документом.
При решении оперативных вопросов по телефону или лично на исполненном документе и в регистрационно-контрольной форме исполнитель делает отметку, содержащую исчерпывающие сведения об исполнении, например:
Л.М. Корзухина |
Вопрос решен по телефону 377-65-48 с зам. зав. отделом Л.А. Мальковой. На совещании будет присутствовать зав. отделом Н.П. Семин
15.05.2008
Недооформленные, неправильно оформленные и некомплектные документы службой ДОУ должны возвращаться исполнителям.