Феномен стимпанка в современной культуре

Кощеев И.Г. ДД-11,

научный руководитель: к.ф.н. Родыгина С.Н.,

зав. кафедрой ОГСЭ КФ МФЮА – МУГУ

На сегодняшний день в молодежной среде серьезный интерес вызывают идеи стимпанка. Внимание к этому явлению культуры обусловлено стремлением части молодых людей уйти от обыденности и повседневной суеты в мир фантазии и фантастики. Чтобы глубже окунуться в среду стимпанка, ощутить принадлежность к нему, любители фантастики создают интерьеры, арт - объекты, предметы гардероба в стиле стимпанка.

Стимпанк– (происходит от английских слов «steam» — пар и «punk» — протест, дословно паропанк) - это направление околонаучной фантастики, нашедшее отражение в дизайне и Постмодернистской культуре. Его действие сосредоточено в мире, где главенствуют технологии паровых машин, заменивших электронику. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме. Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины XIX века - эпоху раннего капитализма с характерным фабрично - городским пейзажем и резким социальным расслоением. При этом действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете.

Особо следует отметить, что, на сегодняшний день, нет академических исследований стимпанка. В основном его развитие продвигается на уровне молодежной субкультуры, а большинство материалов по истории и содержании направления, написаны любителями и энтузиастами. Сторонники стимпанка желают вернуться в эпоху расцвета паровых механизмов, не загрязняющих окружающую среду электромагнитными полями и выхлопными газами. Благодаря установкам стимпанка, люди научаются видеть в обычных вещах и механизмах не просто материальные объекты, но их функциональность необычность и красоту. Обычные бытовые мелочи, приобретают загадочные формы и радуют глаз. Мы полагаем, что девизом стимпанка может стать установка: «в простых вещах видеть непростые вещи».

Стимпанк это не просто направление, это понимание и виденье окружающей среды через призму мира стимпанк.

Сам термин стимпанк возник в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк», а затем эволюционировал в самостоятельное явление. Он был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для художественных произведений в жанре фантасики Тима HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1594267"Пауэрса, Джеймса Блэйлока и собственных работ. Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования стилизовался под викторианскую эпоху. Этот период в истории Великобритании продолжался в течение правления королевы Виктории - с 1837 по 1901 гг. и стал временем беспрецедентных перемен. В XIX веке промышленная революция превратила Великобританию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Её население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х гг. страна покрылась сетью железных дорог. В результате интенсивного экономического развития Великобритания обрела статус «мастерской мира», который она подтвердила на первой международной промышленной выставке в 1851 г. Для ее проведения был построен специальный павильон, названный Хрустальным дворцом. показывала она в основном ма­шины. Многие экспонаты действовали: чеканили медали, штамповали булавки и гвозди, точили дерево и металл, пряли и ткали. Все эти машины приводились в движение с помощью парового двигателя. Великобритания сохраняла свои передовые позиции до конца столетия. Однако, на фоне экономических и производственных достижений, все более заметными становились и негативные стороны жизни: антисанитария в жилищах рабочих, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда.

Знаменитая и полная противоречий эпоха королевы Виктории и в наше время будоражит умы почитателей роскоши и авантюрных приключений, Шерлока Холмса, героев Чарльза Диккенса и своеобразного английского юмора. Стилистика стимпанка позволяет поклонникам использования энергии пара, ветра и газа погрузиться в атмосферу викторианской Англии в её футуристической интерпретации.

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма, обусловленного низменной человеческой природой. Антиутопия украшалась стилистикой нуара (Нуара ??- жанр американского кинематографа 1940-х — 1950-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время ВHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0"торой мировой войны и в первые годы холодной войны.), к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы). Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии».

Характерными элементами фантазийного мира стимпанка можно считать:

· Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу). Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровыхHYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/236235" турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов.

· Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.

· Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Тесла.

· Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы пулемётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.

· Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная ашина Бэббиджа и т. п.), телеграф,

· Одежда и аксессуары викторианской Англии включающая в себя: Мужчины носили цилиндры и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке,

· Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно- серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.

· Викторианские персонажи: безумные учёные и инженеры Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека - Потрошителя и «идейные» преступники, отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, мальчишки- беспризорники.

· Общественные настроения конца XIX- начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.

Стимпанк из-за своей обширности и насыщенности классифицируется на подразделения.

· Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Пример — трилогия Скотта Вестерфельда «Левиафан».К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее:

· Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

· Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.

· Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).

· Искусственный разум — автоматы и т. п., созданные без применения

· электричества и компьютерных технологий.

· Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Примеры — фильм и сериал «Дикий, дикий Вест».

· Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы). Примеры — игра Arcanum, роман Алексея Пехова «Пересмешник» являющийся представителем стмпанка.

· Дизельпанк — жанр, в котором моделируется реальность с технологиями и эстетикой середины XX века, модой и стилистикой в духе пин-апа, и нередко с дополнительными фантастическими элементами. Пример — фильм «Небесный капитан и мир будущего».

ПиHYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1094579"нHYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1094579"-HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1094579" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1094579"апа-изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века.

· Теслапанк -по сути является тем же стимпанком, но в нём делается акцент не только на паровые, но и на «электро-» технологии, такие как электропушки, электромобили и т. д., причём вся остальная стилистика принадлежит классическому стимпанку.

Предтечами стимпанка считаются: Герберт Джордж Уэллс, Уэллса создал фантастический роман «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Первые люди на Луне» (1901), «Пища Богов» (1904) и другие.

Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905) – французский писатель, географ.

Множество романов Жюль Верна были экранизированы. Среди известных его произведений – «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней».

Представители:

Алексей Пехов родился 30 марта 1978 года в городе Москва. За первый роман получил премию «Меч без имени», как за лучший фантастический дебют года. На следующий год за цикл «Хроники Сиалы» — премию «Серебряный кадуцей — 2003» Роман «Под знаком мантикоры» по версии журнала «Мир фантастики» оказался «Лучшим отечественным фэнтези»-2004 и «Книгой года».

Скотт Вестерфельд — американский писатель. Дебютный роман Ветерфельда — «Polymorph» (1997). Затем были изданы «Fine Prey» (1998) и «Evolution's Darling» (2000). В 2003 году пришел черед дилогии «Последовательность» — «Вторжение в Империю» (2003) и «Корабль для уничтожения миров» (2003).

Лишня информация – убирай ненужные названия, даты. Сокращай!

Стимпанк в современном мире нашёл себя в искусстве, моде, интерьере и музыке.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк- стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможный моддинги(внесения изменения в конструкцию и дизайн) современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи. Ряд художников и дизайнеров (Kinetic Steam Works,Сэнт-Джордж, Эвелин Крит) работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк.

Периодически в разны странах проводятся мероприятия в стилистике стимпанка. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (англ. Стимпанк - дом на дереве). Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр).Стимпанк-экспозиция телектроскопа в лондонском Сити-холле. 2008 ?? года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт- Джордж выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк). Также была организована встреча стимпанк- энтузиастов по мотивам произведения «Вокруг света за 80 дней».

Так же стимпанк нашёл себя в моде. Стимпанк- мода не имеет какого-либо набора правил, но имеет тенденцию к синтезу современных стилей под влиянием викторианской эпохи. Зачастую стимпанк- мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, и костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду- милитари — для мужчин. Наряды, вдохновляемые стимпанком, часто имеют выраженный акцент на специфические аксессуары: карманные часы, зонты, очки. Современные аксессуары, такие, как сотовые телефоны или музыкальные плееры, в принципе могут входить в стимпанк-наряды, но после придания им «викторианского» вида. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства, стилей готической HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1431562"лолиты и готического аристократа (сам должен знать, что это). Что касается одежды в стиле стимпанк, в ней особенно хорошо прослеживается смешение старины и современности. Викторианская эпоха в этом образе органично сочетается с современными плодами цивилизации. Впрочем, предписания этого стиля нельзя назвать слишком строгими.

Не только в моде, но и в музыке стимпанк сумел сформироваться . Вместе с тем, существует ряд музыкальных коллективов, позиционирующих себя, как «стимпанковские». «Стимпанковость» групп выражается главным образом в нео-викторианском антураже, соответствующих текстах и, в ряде случаев, присутствием в музыке осовремененных мотивов и мелодических приёмов, присущих музыкальным произведениям конца XIX века. К числу таких групп можно отнести:

· «Abney Park» — готик/стимпанк- группа, основана в Сиэтле (США) в 1997 году. В своём творчестве использует элементы индастриала( музыкальное направление, отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков.) электроники и народной музыки разных стран мира, а визуальное оформление своих выступлений выдерживает в стиле, близком стимпанку.

В отличии от музыки стимпанк сумел себя сформировать, продемонстрировав себя по особенному, как что- то дикое и необыкновенное.

Стимпанк в интерьере стал естественным следствием неформального дизайнерского стиля, возникшего в 1980-х годах. Уже через год после своего появления стимпанк стал настолько популярен, что от единичных изделий декора и различных гаджетов фанаты стиля перешли к созданию полноценных интерьеров в любимой стилистике. Писатели фонтасы в своих научно-фантастических книгах описали стимпанковые интерьеры и устройства некоторых приборов. Сторонникам оригинальных интерьерных решений не обязательно вчитываться в романы Ж. Верна или Г. Уэллса — все уже давно воплощено кинорежиссерами.

О концепте и самых ярких элементах стимпанковского интерьера :

Материалы. Стимпанковский стиль категорически не совместим с синтетическими материалами: только дерево, камень, стекло и металлы (предпочтительно бронза). Разумеется, никто не принуждает монтировать у себя дома громоздкие паровые машины или механизмы, нуждающиеся в разрешениях на применение.
На сегодняшний день существует множество материалов, полностью имитирующих фактуру и внешний вид древесины и различных металлов. Акрил, ламинаты, специальные покрытия и шпон — все это сгодится для отделки пола, стен и потолков.

Организация пространства. Интерьер в стиле стимпанк не терпит пустоты, но и излишних нагромождений тоже. Проходы между мебелью должны позволять хозяевам дома без стеснения перемещаться из комнаты в комнату и общаться с гостями.

Освещение. В меру яркий, рассеянный мягкий свет газоразрядных ламп отлично подчеркнет стимпанковость интерьера. Разумеется, над стилизацией освещения придется потрудиться, ведь найти подходящие люстры не так уж и просто. Их можно заменить настенными бра в стиле викторианской эпохи: концепт стимпанка отлично сочетается с этим временем.

Таким образом, стимпанк является ярким и многогранным феноменом современной молодежной культуры, позволяющим выйти за рамки обыденности, углубиться в мир фантазий и научиться видеть в простых, заурядных вещах необычное и фантастическое.

1. Борисв Невски й. Очарованные паром. Многоликий стимпанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirf.ru/Articles/print1195.html

2. Вещи в стиле стимпанк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deadland.ru/node/11095

3. Викторианская эпоха в наши дни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://storystore.ru/history/1099/

4. Все биографии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-biography.ru/alpha/v/vern-zhyul-verne-jules

5. Герберт Уэллс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.calend.ru/person/6112/

6. Знаменитая Викторианская эпоха в наши дни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://storystore.ru/history/1099/

7. Интерьер в стиле стимпанк, ТопДом. При использовании материала из статьи активная ссылка на www.topdom.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.topdom.ru/cons13/19.htm

8.Интерьер стимпанк[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ultradizz.ru/design/300-interer-stimpank-sovremennaya-funkcionalnost-v-viktorianskoj-obolochke.html

9. Лаборатория Фантастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fantlab.ru/autor4281

10. Мастерская мира[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://manger.ru/vsem/vikt.htm

11. Многоликий стимпанк. Борис Невский и Михаил Попов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirf.ru/Articles/print1195.html

12. Нуар (кино) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1068431

13. Обзор эпохи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc-192.mosuzedu.ru/projects/vinokurova/index.html

14. Пехов А. Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fantlab.ru/autor116

15. Постсовременность[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8897/

16. Просмотр полной версии:Стимпан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiz.vsmpo.ru/forum/archive/index.php/t-34903.html

17. Стимпанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41773

18. Стимпанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socfur.ru/blog/furry_plus/288.html

19. Стимпанк[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deadland.ru/node/2279

20. Стимпанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41773

21. Стимпанк[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41773

22. Стимпанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socfur.ru/blog/furry_plus/288.html

23. Стимпанк[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enci.ru

Литература в алфавитном порядке!!!

А где ссылки по тексту????????????

Корректировать ошибки

ПОСТМОДЕРН, ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ (лат. post — после и modemus — современный), обозначающее отрезок исторического времени, хронологически начинающийся с периода подрыва основ индустриального строя и простирающийся в будущее. Впервые использовать элементы этого стиля в своих дизайнерских концепциях стал бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947 гг.). В его архитектурных работах активно применялись новые для того времени материалы, в частности металл, стекло, а также нестандартные формы и линии. Модерн становится воплощением технического прогресса и передовой мысли того времени: основой для него также становится появление нового стиля в искусстве, в котором художники использовали в основном плавные, гибкие, изогнутые линии. Торжество этого стиля началось примерно в 1898 году, а закончилось с началом Первой Мировой войны в 1914 году, когда приоритеты общества несколько изменились.

Нуара- жанр американского кинематографа 1940-х — 1950-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время ВHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0"торой мировой войны и в первые годы холодной войны.

Наши рекомендации