Рука его дро­жа­ла (1) и (2) когда Ни­ко­лай пе­ре­да­вал ло­шадь ко­но­во­ду (3) он чув­ство­вал (4) как со сту­ком при­ли­ва­ет кровь к серд­цу.

Со вре­ме­нем Пётр при­вык к скуд­ной пище, на­учил­ся с удо­воль­стви­ем есть варё(1)ую кар­тош­ку с пост­ным мас­лом, а осо­бен­но по­лю­бил све­же­вы­пе­че(2)ый ржа(3)ой хлеб, от ко­то­ро­го ис­хо­дил не­ска­за(4)о вкус­ный запах.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) После ра­зо­ре­ния Гри­го­рия Фёдо­ро­ви­ча и люст­ры и зер­ка­ла и даже сту­лья в его име­нии были про­да­ны за долги.

2) Ольга по­це­ло­ва­ла дочку и мать и от­пра­ви­лась с че­мо­да­ном к ав­то­бу­су.

3) В се­ми­днев­ный срок вы по­лу­чи­те либо раз­ре­ше­ние на пе­ре­устрой­ство жилья либо ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный пись­мен­ный отказ.

4) К ве­че­ру по­хо­ло­да­ло и пошёл снег.

5) Ста­ро­ста де­рев­ни не то снова опаз­ды­вал на со­бра­ние не то про­сто забыл о нём.

16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

При­влечённые за­па­хом (1) цве­ту­щей в парке (2) ака­ции (3) мы оста­но­ви­лись (4) на­сла­жда­ясь аро­ма­том.

17. Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Мы (1) ра­зу­ме­ет­ся (2) пре­жде всего вспо­ми­на­ем Кры­ло­ва при слове «басня» (3) од­на­ко(4) это был не един­ствен­ный жанр, в ко­то­ром он ра­бо­тал.

18. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Ба­ле­ри­на Анна Пав­ло­ва (1) имя (2) ко­то­рой (3) ещё при жизни стало ле­ген­дар­ным (4) ро­ди­лась в дач­ном посёлке Ли­го­во под Пе­тер­бур­гом.

19. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Рука его дро­жа­ла (1) и (2) когда Ни­ко­лай пе­ре­да­вал ло­шадь ко­но­во­ду (3) он чув­ство­вал (4) как со сту­ком при­ли­ва­ет кровь к серд­цу.

20.Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Рас­сказ­чик со­жа­ле­ет, что не го­во­рил маме о любви к ней.

2) В ха­рак­те­ре рас­сказ­чи­ка от­ра­зил­ся ха­рак­тер его мамы.

3) Мама рас­сказ­чи­ка су­ме­ла успеш­но ре­а­ли­зо­вать свою де­ло­вую ак­тив­ность.

4) Самолёт, ко­то­рый на­зван в тек­сте «ку­ку­руз­ни­ком», имел ши­ро­кий спектр при­ме­не­ния в сель­ском хо­зяй­стве.

5) Уча­стие в ма­ми­ном «про­ек­те» по­мог­ло рас­сказ­чи­ку лучше по­нять её.

(1)Дет­ство у меня было за­ме­ча­тель­ным. (2)В дет­стве не было денег, не было ин­те­рес­ной ра­бо­ты, но всё это — дело на­жив­ное. (З)Зато в дет­стве были отец и мать.

(4)В нашей семье все­гда царил отец со своим не­пре­ре­ка­е­мым ав­то­ри­те­том. (5)В маль­чи­ше­ских играх не было места ма­те­ри. (6)Ко­неч­но, без её зав­тра­ков, обе­дов и ужи­нов я не мог бы жить, но это было так обы­ден­но, что и не­за­мет­но... (7)Неж­но­сти не были при­ня­ты в нашей семье. (8)Мы не це­ло­ва­ли маму перед сном и не го­во­ри­ли в по­ры­ве чувств:

— Я тебя люблю...

(9)Ска­зал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так за­пол­не­на важ­ны­ми де­ла­ми, что не оста­ва­лось места обыч­ным: за­бе­жал домой на ми­нут­ку, пе­ре­ку­сил — и опять туда, где дру­зья, игры и стра­сти. (11)На де­вя­но­сто про­цен­тов я со­сто­ял из ма­ми­ных забот, но не за­ме­чал их, как не чув­ству­ем мы и со­всем не видим воз­ду­ха, ко­то­рым дышим.

(12)Мы с мамой жили рядом, но слов­но в раз­ных мирах. (13)Эти миры со­при­кос­ну­лись лишь од­на­ж­ды, когда слу­чи­лась ис­то­рия, ока­зав­ша­я­ся ин­те­рес­нее всех при­клю­че­ний и затей: игры в фут­бол, стрель­бы из са­мо­па­ла и за­пус­ков ракет.

(14)Обыч­но мама про­во­ди­ла время у плиты, в ван­ной или на ди­ва­не — за чте­ни­ем книг, помню, пла­ка­ла над «Бед­ны­ми лю­дь­ми» До­сто­ев­ско­го. (15)Но ино­гда она вдруг вска­ки­ва­ла с ди­ва­на, пол­ная энер­гии и го­то­вая к по­дви­гам. (16)Её ма­ни­ла де­ло­вая ак­тив­ность, мама была полна самых сме­лых биз­нес-пла­нов. (17)Она лю­би­ла при­го­ва­ри­вать: «Жили бедно — хва­тит!» (18)Но биз­нес её обыч­но огра­ни­чи­вал­ся меч­та­ми и сме­хом. (19)Она де­ли­лась с близ­ки­ми сво­и­ми пла­на­ми, а те под­ни­ма­ли её на смех. (20)И на­прас­но, по­то­му что глав­ное для ав­то­ра про­ек­та — уве­рен­ность в себе, а кри­ти­ка близ­ких спо­соб­на уни­что­жить рост­ки самых ге­ни­аль­ных на­чи­на­ний.

(21)И всё же од­на­ж­ды мама смог­ла увлечь меня своим пла­ном. (22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне от­во­ди­лась роль по­мощ­ни­ка: утром она по­ку­па­ла на нашем ба­за­ре три ведра вишен, мы са­ди­лись на самолёт и через пол­ча­са уже ока­зы­ва­лись в об­ласт­ном цен­тре, где эти Же вишни можно было про­дать с не­ма­лой вы­го­дой! (24)Пер­спек­ти­ва по­ле­тать на самолёте по­ка­за­лась мне столь за­ман­чи­вой, что я решил под­дер­жать маму на­пе­ре­кор всем со­мне­ни­ям.

(25)В шесть часов утра мы, по­мо­гая друг другу, пе­ре­кла­ды­вая вёдра с куп­лен­ной виш­ней из руки в руку, до­та­щи­лись до аэро­дро­ма. (26)На голом поле стоял ва­гон­чик и но­че­ва­ла пара зелёных «ку­ку­руз­ни­ков». (27)Мы за­бра­лись в брюхо самолётика, по­ста­ви­ли под ноги вёдра и после ко­рот­ко­го раз­бе­га с ужас­ным та­рах­те­ньем взмы­ли в воз­дух. (28)Не под­ни­ма­лись мы выше об­ла­ков, но и от той вы­со­ты в пару сотен мет­ров, на ко­то­рой про­хо­дил полёт, дух за­хва­ти­ло. (29)3елёная земля ви­се­ла под нами, округ­лив­шись по краям и по­ка­чи­ва­ясь из сто­ро­ны в сто­ро­ну, как огром­ная ёлоч­ная иг­руш­ка — шар на ни­точ­ке. (30)Под нами бе­жа­ли поля и луга до тех пор, пока мы не уви­де­ли внизу трубы и дома боль­шо­го го­ро­да. (31)Со сви­стом в ушах, держа в тря­су­щих­ся руках вёдра вишен, сту­пи­ли мы на бе­тон­ное поле аэро­дро­ма.

(32)Конец на­ше­го биз­нес-про­ек­та был бес­слав­ным: ока­за­лось, что здесь на цен­траль­ном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем ба­за­ре. (ЗЗ)Сей­час мне ка­жет­ся, что это было самое удач­ное ма­ми­но пред­при­я­тие, самое удач­ное на­чи­на­ние: день­ги, вло­жен­ные в этот про­ект, об­ра­ти­лись в чув­ства. (34)Нас с мамой свя­за­ло дело, в ко­то­ром со­при­кос­ну­лись миры взрос­лых и детей и бла­го­да­ря ко­то­ро­му я могу сей­час ощу­тить её ха­рак­тер, в своём: я так же люблю чи­тать и меч­тать о ве­ли­ких делах, а потом так же вска­ки­ваю и от­прав­ля­юсь штур­мо­вать небо в по­ис­ках луч­шей доли на рынке ны­неш­не­го дня. (35)Разве что виш­ней не тор­гую...

(36)Но по­ни­мать это я стал толь­ко сей­час, по­взрос­лев. (37)Когда я вспо­ми­наю эту ис­то­рию, меня охва­ты­ва­ет же­ла­ние ока­зать­ся в дет­стве, найти там маму и ска­зать ей то, чего ни­ко­гда не го­во­рил, что не было при­ня­то го­во­рить у нас в семье, но что под­ра­зу­ме­ва­лось, как воз­дух во­круг нас:

— Спа­си­бо, мама, я тебя люблю.

(38)Те­перь я могу ска­зать это толь­ко во сне, и, под­ни­ма­ясь вверх, как на «ку­ку­руз­ни­ке», я опять вижу под собою землю, ко­то­рая по­ка­чи­ва­ет­ся и за­круг­ля­ет­ся по краям... (39)Рядом со мной мама, мы об­ме­ни­ва­ем­ся взгля­да­ми. (40)Мы летим на самолёте, мы полны ра­дуж­ных пла­нов. (41)На двоих у нас три ведра не­бес­ных вишен.

(По Ю. Не­чи­по­рен­ко *)

* Юрий Дмит­ри­е­вич Не­чи­по­рен­ко (род. в 1956 г.) — рус­ский про­за­ик, арт-кри­тик, ху­дож­ник, куль­ту­ро­лог.

21.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­ни­ях 1—3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2) В пред­ло­же­ни­ях 4—6 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3) Пред­ло­же­ние 15 объ­яс­ня­ет пред­ло­же­ние 14.

4) Пред­ло­же­ния 25—27 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

5) В пред­ло­же­ни­ях 29—30 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

22.Из пред­ло­же­ния 30 вы­пи­ши­те слово в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

23.Среди пред­ло­же­ний 1—8 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

24. «Дет­ские вос­по­ми­на­ния спу­стя много лет живы в душе ав­то­ра. Яр­кость дет­ских впе­чат­ле­ний от­ра­жа­ют ис­поль­зо­ван­ные в тек­сте изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства: лек­си­че­ское — (А) _______ («дух за­хва­ти­ло» в пред­ло­же­нии 28) и син­так­си­че­ское — (Б) _______ («как огром­ная ёлоч­ная иг­руш­ка — шар на ни­точ­ке» в пред­ло­же­нии 29). Раз­мыш­ляя о лич­но­сти своей мамы, о своих вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с ней, автор ис­поль­зу­ет такой троп, как (В) _______ (в пред­ло­же­ни­ях 11, 20, 34), и приём — (Г) _______ («самое удач­ное» в пред­ло­же­нии 33)».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) пар­цел­ля­ция

2) ме­та­фо­ра

3) фра­зео­ло­гизм

4) ввод­ные слова

5) лек­си­че­ский по­втор

6) диа­лог

7) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

8) ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

9) срав­ни­тель­ный обо­рот

Наши рекомендации