Объемные характеристики судов.
Объемными эксплуатационно-техническими характеристиками судна являются:
грузовместимость (объем грузовых помещений);
вместимость бункеров, цистерн для жидкого топлива, масла иводы;
регистровая вместимость.
Грузовместимость суднаW определяет его способность вместить определенное количество грузов по объему. Грузовместимость представляет собой объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.
Большинство грузовых помещений на судне, в особенности расположенные в его оконечностях, имеет криволинейные очертания, соответствующие форме судового корпуса. Внутрь грузовых помещений выступает ряд конструктивных элементов корпуса: шпангоуты, бимсы, стойки, пиллерсы. Одни грузы, например сыпучие, уложить между шпангоутами ибимсами можно, другие, как, например, грузы в ящиках, мешках и т. п., — нельзя. Поэтому различают грузовместимость:
а) для сыпучих грузов WH, т. е. для таких грузов, как зерно, уголь, руда, соль и другие, которые заполняют пространства между шпангоутами, пиллерсами, бимсами и т. п., а также пространства, имеющие криволинейные очертания;
б) для штучных грузов WK, т. е. для таких грузов, которые не могут быть вмещены в пространства между шпангоутами, пиллерсами, бимсами и т. п. ине могут заполнить узких пространств, образующихся вследствие криво-линейности грузовых трюмов. В практике эксплуатации привились названия зерновая икиповая грузовместимость судна.
Разница между зерновой и киповой грузовместимостью обычно колеблется впределах 5—10%. Грузовместимость является постоянной характеристикой судна.
Вместимость бункеров, цистерн для топлива, масла иводы. Для того чтобы совершить морской или океанский переход, судно должно иметь достаточные запасы топлива, смазочного масла и воды для питания котлов, а также для бытовых нужд экипажа. Эти запасы размещаются в специальных помещениях.
Так же как и грузовые помещения, помещения для хранения запасов имеют определенный объем, допускающий прием в них соответственного количества топлива, масла и воды, что обусловливает дальность плавания судна. Основные и полные запасы топлива и воды в паспортах судов обычно указываются в весовом выражении, т. е. в тоннах, с распределением по отдельным помещениям (бункерам, цистернам, отсекам двойного дна и т. п.).
План вместимостисудна. Сведения о грузовместимости отдельных трюмов и твиндеков, а также о емкости основных и запасных бункеров, цистерн для жидкого топлива и воды можно получить из плана вместимости судна (рис. 20).
План вместимости судна представляет собой чертеж судна в разрезе по диаметральной плоскости, на котором показано расположение:
1) всех грузовых помещений;
2) всех водяных цистерн;
3) всех бункеров и цистерн для жидкого топлива.
На плане указывается вместимость грузовых трюмов (при погрузке зерна и тарных грузов), водяных и топливных цистерн и бункеров. На плане вместимости очень часто указываются также: габариты грузовых люков (длина, ширина и высота комингса); количество грузовых стрел, лебедок и кранов, их грузоподъемность и расположение. Иногда все это дополняется планом палуб с указанием вылета стрел за борт.
План вместимости —- основное пособие для составления плана погрузки судна — грузового плана (карго-плана).
Регистровая вместимость судна. Каждое морское транспортное судно получает так называемое мерительное свидетельство, в котором указывается его регистровая вместимость. Единицей регистровой вместимости служит особая объемная, регистровая тонна, равная 2,83 м3
Различается валовая, или полная, регистровая вместимость — регистровая вместимость брутто Wбр и чистая регистровая вместимость — регистровая вместимость нетто WНТ.
Валовая, или полная, вместимость судна представляет собой объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и постоянных крытых надстроек н рубок над ней (бак, средняя надстройка, ют, рубки). В состав валовой вместимости не включаются:
1) водяные балластные цистерны в двойном дне, если они не могут быть использованы под груз, судовые запасы или топливо;
2) помещения, находящиеся на верхней палубе и выше ее, предназначенные для вспомогательных механизмов, устройств и световых шахт и используемые по назначению;
3) рулевая рубка;
4) помещения для камбузов;
5) санузлы экипажа и пассажиров, находящиеся на верхней палубе;
6) все люковые пространства, если их объем не превышает 0,5% валовой вместимости (в ином случае включается только излишек сверх 0,5%);
7) все световые люки и сходные мелкие рубки (тамбуры).
Таким образом, валовая регистровая вместимость характеризует полную вместимость судна как сооружения и, следовательно, может быть определена и у таких судов, которые не имеют ни грузовместимости, ни грузоподъемности, например у буксиров. Валовая регистровая вместимость используется в статистике морского флота.
Рис. 20 План вместимости судна
Чтобы получить чистую регистровую вместимость, надо из валовой исключить:
1) все помещения — жилые, занимаемые экипажем судна, а также бытовые и санитарные, предназначенные для экипажа;
2) крытые и огороженные помещения для рулевых машин, шпилей, брашпилей, штурманскую рубку, судовые кладовые;
3) все помещения водяного балласта, расположенные вне двойного дна, если они используются только для этой цели;
4) помещения, занимаемые вспомогательными механизмами и котлами отдельно от основного машинного отделения.