Основы инновационной политики государства
Основы инновационной политики государства
2. Инновационная политика предприятия
3. Исследование инновационной активности
4. Типы инновационного поведения фирм
Основы инновационной политики государства
Ее направленность – усиление восприимчивости экономики в решении возникающих проблем, создание экономических условий для развития общественного прогресса, эффективного решения задач придания высокого уровня динамизма научно-техническому прогрессу во всех сферах жизнедеятельности человечества.
Инновационная политика предполагает:
- постоянный рост инвестиций в инновации;
- стимулирование капитальных вложений в материализацию новшеств и нововведений;
- стимулирование высокотехнологичных отраслей;
- поощрение традиционных отраслей, переходящих на новую техническую базу;
- свертывание устаревших и не востребованных обществом производств;
- определение приоритетов инновационного развития;
- финансирование НИОКР;
- поддержку и развитие инновационного предпринимательства;
- привлечение инвесторов и заказчиков инновационных проектов;
- информационное обеспечение инновационной деятельности;
- объединение с промышленной политикой.
Инновационную политику можно представить в рамках трех
основных элементов:
- постановка целей и задач инновационного развития;
- выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей;
- подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.
Инновационная политика государства вырабатывается как реакция на мировые экономические, социальные, экологические и иные глобальные вызовы современности. Продуктом инновационной политики является система социально-экономических инструментов и мероприятий, отвечающая долгосрочным и текущим целям устойчивого инновационного развития.
Она включает в себя выбор стратегии и основополагающих принципов устойчивого развития государства направленных на создание условий для успешной разработки и внедрения инновационных решений в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. Поэтому в развитых странах инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и выступает она связующим звеном между сферой чистой науки и задачами производства.
В промышленно развитых странах доля ВВП, получаемая на базе V технологического уклада, равна примерно 50%. В Республике Беларусь она составляла в конце XX века (по оценкам экспертов) – около 10%, в начале XXI века (по оценкам экспертов) – 3-5%.
Столь разительную разбежку в уровне технологического уклада следует соотнести, в первую очередь, к государственной политике. Экономика Беларуси, как составная часть общесоюзного народнохозяйственного комплекса, ориентировалась не на рынок и конкретного потребителя товаров и услуг, а на выполнение доведенных планов, на вал. Находясь в переходном периоде, мы разгребаем завалы прежней экономической политики большого государства.
В тоже время технологическая политика США направлена на:
– создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции;
– инвестирование в создание технологий ХХI века.
В странах Евросоюза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и становится общей задачей. Стратегической линией Евросоюза в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях, включающих:
– создание механизма финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
– введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего льготы фирмам, разрабатывающим и выпускающим инновационную продукцию;
– поддержку субъектов малого предпринимательства, правовую защиту интеллектуальной собственности;
– повышение инновационной компетенции кадров.
Инновационная деятельность Республике Беларусь находится в стадии становления.
Беларусь, располагая уникальной научно-промышленной базой, имеет крайне слабую инновационную ориентацию. Наукоемкость ВВП в Республике Беларусь - 0,8%, в то время как в развитых странах – 2-3%. В странах Евросоюза ежегодно обновляется до 30% продукции, а в Республике Беларусь только 3%.
Научно-техническая и другие сферы оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях. До последнего времени в РБ отсутствует система мер, стимулов и условий для достижения у предприятий состояния «инновационной восприимчивости». Субъекты малого предпринимательства в данной сфере практически отсутствуют. В государстве и на предприятиях не сформирована соответствующая требованиям времени инновационная инфраструктура. Технопарки, технополисы, белорусская силиконовая долина делают, по существу, только первые шаги. Не оправдали ожиданий развития инноваций свободные экономические зоны (Китай: побережье, центр, север).
Все это актуализирует необходимость разработки инновационной стратегии как структурного элемента государственной политики, направляемой на повышение технико-технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:
1. Формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности.
2. Финансовая поддержка инновационной деятельности.
3. Создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала Республики Беларусь.
4. Формирование и содействие развитию инновационных инфраструктур.
5. Подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Принципы инновационной политики:
– ориентация экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития;
–максимальное использование рыночных механизмов, активизацию инновационной деятельности;
–эффективное использование инженерно-технического потенциала Республики Беларусь;
– равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;
– обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;
– осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности;
Приоритеты научно-технической и инновационной деятельности Беларуси:
– ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
– новые материалы и новые источники энергии;
– медицина и фармация;
– информационные и телекоммуникационные технологии;
– технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
– промышленные биотехнологии;
– экология и рациональное природопользование.
Реализация указанных приоритетов позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские и биологические, тонкие химические информационные технологии.
Предусматривается создание, разработка и внедрение:
- высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;
- физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;
- систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;
- нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики;
- нового поколения дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения;
- энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей;
- автоматизированных систем управления.
В отраслях экономики указанные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, которые будут направлены на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.
Дальнейшее развитие получит технологическая база науки и инновационная инфраструктура.
Для реализации инновационной политики необходимо:
- формирование институциональных и административно-законодательных условий, необходимых для устойчивого развития инновационной сферы;
- разнообразная государственная поддержка (налоговые льготы, кредиты, дотации) поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологическое производство, а также финансирование инвестиционных программ и проектов, имеющих общенациональный характер;
- обеспечение привлекательности инновационного процесса зарубежных инвесторов;
- формирование научного и кадрового потенциала производственно-технической базы V технологического уклада (подготовка микробиологов, специалистов в области микроэлектроники, математиков-программистов, менеджеров высоких технологий и инновационной сферы и др.)