Практические приемы координации работ с грузовыми единицами
Стандартизировать обработку грузовых единиц на предприятии позволяет применение внутрифирменного справочного руководства по таре и упаковке, в разработке которого должны принимать участие все заинтересованные службы. Основу руководства может составлять следующая информация:
♦ наиболее приемлемые для фирмы виды упаковки;
♦ применяемая на фирме технология ручной и механизированной переработки грузовых единиц;
♦ маркировка и порядок оборота транспортной тары;
♦ транспортная накладная и упаковочный лист, а также другая информация, вносящая единообразие в процессы грузопереработки.
Справочник должен быть доведен до поставщиков и постоянных покупателей фирмы с целью согласования технологических процедур.
Повлиять на технологию грузопереработки можно, обеспечивая поставщиков намеченной к использованию тарой. Например, на оптовых продовольственных рынках Бельгии товар продают в стандартной таре, которую рынок предварительно направляет фермерам. Врезультате увеличивается скорость грузопереработки, снижаются затраты.
Вопросы для контроля знаний
1. Дайте определение понятию "грузовая единица".
2. Укажите основные параметры грузовых единиц.
3. Как увязаны размеры транспортной тары с размерами базового модуля?
4. Что такое "пакетирование грузовых единиц"?
5. Какие преимущества обеспечивает пакетирование грузовых единиц?
Литература
1. Аникин Б. А., Тяпухин А. Я. Коммерческая логистика: Учебник. — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2008.
2. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика. Тренинг и практикум. — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2009.
3. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001.
4. Гаджинский А. М. Практикум по логистике. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2009.
5. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технология, управление и логистика: Учеб.-практическое пособие: — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007.
6. Джонсон, Джеймс, Вуд, Дональд, Ф., Вордлоу, Дениэл, Л., Мерфи-мл., Поль, Р. Современная логистика, 7-е изд. / Пер. с англ. — М.: ИД "Вильяме", 2002.
7. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок/ Под общ. ред. В. С. Лукинского. — СПб.: Питер, 2004.
8. Логистика: Учебник /Под ред. Б. А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2008.
9. Миротин Л. Б., Покровский А. К. Введение в коммерческую логистику. — М.: Альфа-Пресс, 2008.
10. Моисеева Я. К. Экономические основы логистики — М.: ИНФРА-М, 2008.
11. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2008.
12. Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логистике — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2008.
13. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика: Учеб. пособие. — СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2000.
14. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. — М.:ИНФРА-М, 2008.
15. Родкииа Т. А. Информационная логистика. — М.: Экзамен, 2001.
16. Родников А. Я. Логистика: Терминолог. словарь. — М.: ИНФРА-М, 2000.
17. Степанов В. И. Логистика: Учебник. — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2009.
18. Стерлигова А. Я. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
19. Транспортная логистика: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Б. Миротина. — М.: Экзамен 2002.
Гаджинский А. М.
Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский — 20-е изд — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики, охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.
Для студентов высших учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.
[1] Тыл вооруженных сил — составная часть вооруженных сил; совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений, осуществляющих обеспечение войск и сил флота всем необходимым для жизни и боевой деятельности.
[2] Освободительная война тринадцати английских колоний (главком Дж. Вашингтон), в ходе которой создано независимое государство США. Велась в период с 1775 по 1783 гг.
[3] Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. — М.: Изд-во "Новости" (АПН), 1990. Т. 3. С. 41.
[4] Интендант — военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.
[5] Мониторинг — постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.
[6] Подробно содержание понятий материального и информационного потоков рассматривается соответственно в главах 3 и 12.
[7] Все результаты человеческого труда — продукты труда, делятся на две группы: вещественные (материальные) и нематериальные. Логистика рассматривает движение вещественных продуктов труда.
[8] Продукция производственно-технического назначения — продукция, предназначенная для производственного потребления. К ней относятся сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, инструменты, машины, оборудование, запасные части, полуфабрикаты и т. д.
[9] Изделия народного потребления — изделия, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.
[10] Понятие логистической операции раскрывается в гл. 3.
[11] В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками нередко закрепляется модное название "логистика" вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.
[12] Научно-технический прогресс — это процесс совершенствования на основе научных достижений средств труда, предметов труда и правил приложения средств труда к предметам труда, т. е. технологии.
[13] Подробно содержание понятия "интегративные свойства" рассматривается в гл. 4.
[14] Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красилъников и др.; Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 211.
[15] Семененко А. И. Предпринимательская логистика. — СПб.: Политехника, 1997. С. 268.
[16] Другим действенным методом снижения затрат, связанных с процессом доведения сахара-песка до розничной сети, является организация централизованной доставки. Подробно метод рассмотрен в параграфе 5.7.
[17] Следует отметить, что организация снабжения по методу точно в срок лишена смысла без соответствующей четкой организации производственного процесса, для которого это снабжение осуществляется. Действительно, для того, чтобы описанная система работала, строительные бригады должны, во-первых, планировать производственный процесс с точностью до минуты, во-вторых, уметь выдерживать составленный график. В противном случае доставленную точно в срок конструкцию придется разгрузить на строительную площадку, т. е. результат будет тот же, что и при разбалансированном снабжении.
[18] Традиционно объем использованных ресурсов оценивается в разрезе отдельных функций. Например, на складе начальник участка комплектации учитывает количество человеко-часов, потраченных комплектовщиками в течение дня. Отдельно экспедиционная служба оценивает количество трудовых ресурсов, потраченных за день на доставку клиентам заказанных товаров. Другие службы также с той или иной степенью точности знают расход трудовых ресурсов. Однако точное количество человеко-часов, которое склад тратит для выполнения типового заказа, зачастую не знает никто.
[19] Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обуславливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
[20] Подразумевается упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операции.
[21] Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.
[22] Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем представлена в гл. 5.
[23] Понятие и свойства систем рассматриваются в гл. 4.
[24] Материал табл. 3 не дает обшей схемы функционального планирования. Это лишь один из возможных вариантов распределения функций внутри предприятия.
[25] См. § 1.5 "Предпосылки применения логистики".
[26] На предприятиях оптовой торговли выходной поток называют, как правило грузооборотом склада.
[27] При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему.
[28] Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусство / Пер. с англ.; Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978.
[29] Обращение с экспертными программами за короткий промежуток времени формирует опытного специалиста. В то же время задача повышения обучающих возможностей экспертных систем является сегодня актуальной, так как большинство программ не объясняют пользователю причин рекомендуемых решений.
[30] Допустим, управляя многотысячным ассортиментом, мы хотим сократить потери в результате хищений так называемыми "несунами". Очевидно, что в первую очередь мы должны обеспечить контроль дорогих позиций, причем тех из них, которые легко вынести со склада и реализовать на стороне. Эти позиции необходимо разместить в специальных складах - "дорогих камерах", часть из них, возможно, уложить в сейфы. Некоторые из этих позиций можно держать на верхних ярусах стеллажей. Перечисленные меры потребуют затрат, эффективность которых будет тем выше, чем точнее определена группа "рискованного" ассортимента.
Эффективность затрат на обеспечение сохранности товара резко снизится, если мы будем жестко контролировать и те позиции, которые никто со склада "не заберет и даром", т.е. создадим высокую степень защиты для всей номенклатуры. В работе В.В. Волгина, посвященной методам организации складских бизнес-процессов, отмечается, что тщательный учет каждого находящегося на складе товара слишком дорог. Автор приводит пример проведенного в Англии выборочного обследования, которое показало, что 40% проводок в документации контроля запасов пришлось на группу товаров, составляющих лишь 5% от общей стоимости запасов. "Фирма систематически проводила инвентаризацию всех товаров, и учет малоценных товаров обходился дороже их стоимости. После прекращения контроля дешевых товаров издержки по содержанию запасов снизились на 34%". (Волгин B.B. Склад: Практическое пособие. — М.: ИД "Дашков и К0, 2000. С. 261).
[31] Метод подробно описан в учебном пособии Модели и методы логистики / Под ред. Лукинского В. С. — СПб.: Питер, 2003.
[32] Метод разработан автором учебника A.M. Гаджинским. В течение 2000-2008 гг. успешно применялся на ряде производственных и торговых предприятий Российской Федерации. Адресован практическим работникам и аспирантам.
[33] В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, т. е. изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.
[34] Источник: Промышленная логистика: Конспект лекций //Кафедра и институт организации труда при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе; Аахен. Германия /Адапт. пер., сокр. и обраб. А. В. Проскуряков, Н. К. Моисеева, Н. Т. Савруков, А. Н. Пилищенко. — СПб.: Политехника, 1994.
[35] Показатель готовности к поставкам рассчитывается по формуле
Гп = ,
где Чвз — число выполненных заказов,
Чо — общее число поступивших заказов.
[36] Возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне собираются разные товары, предназначенные одному магазину.
[37] При максимально широком подходе — от первичного источника сырья до конечного потребителя
[38] Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. — СПб: Питер, 2001, С. 56.
[39] В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только "на себя", но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, возрастут.
[40] Например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе издержек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, осуществлять совместное планирование логистических процессов, совместно вырабатывать комплекс технико-технологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна.
[41] Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.
[42] Понятие "толкающая (выталкивающая) система" применяется не только в производственной логистике. Этот термин обозначает также:
а) систему управления запасами в каналах сферы обращения, в которой Решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно;
б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях [16].
[43] Понятие "тянущая (вытягивающая) система", так же как и понятие "толкающая система", применяется не только в производственной логистике. Этот термин также обозначает: а) систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов; б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене [16].
[44] Поскольку эту долю, как правило, использовать нельзя, то далее происходит обмен на то, что может быть потреблено, а затем непосредственно потребление.
[45] Товарный рынок — система взаимосвязанных субъектов экономики: производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения. Цель функционирования товарного рынка — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.
[46] Нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
[47] Транспортный коридор — это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
[48] Транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).
[49] Прежде под короткими расстояниями понимались расстояния в 50-100 км В настоящее время, в связи с прогрессом в автомобилестроении и с развитием дорожной сети короткими считаются расстояния в пределах 200-300 км.
[50] Приведенные в примере тарифные и процентные ставки являются условными.
[51] Приведенные в примере тарифы и ставки также являются условными.
[52] Расходы и потери, вытекающие из увеличения времени доставки груза, затраты на более дорогую упаковку, страхование, дополнительные складские расходы, потери рынков сбыта в связи с несовершенством транспортного процесса и т. п.
[53] По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса.
[54] Пароходство — транспортная организация, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, порты пристани и судоремонтные предприятия. Пароходство несет ответственность перед грузоотправителями и грузополучателями за своевременную доставку и сохранность грузов.
[55] Фрахтовый рынок — рынок продукции судоходства. Международный характер торгового мореплавания и широкое международное разделение труда привели к объединению ранее существовавших изолированных друг от друга местных фрахтовых рынков в мировой фрахтовый рынок.
[56] Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
[57] Планирование логистических процессов, контроль и т.п.
[58] Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). - М.: Нефть и газ, 1994
[59] Васильев М.Ю. КИА Центр. Материалы бизнес-семинара
[60] Цифровой номер товара можно сравнить с номерным знаком автомобиля, Который сам по себе не несет никакой информации ни о марке, ни о цвете, ни о владельце автомобиля. Вся необходимая информация содержится в карточке, соответствующей этому номеру и хранящейся в автомобильной инспекции.
[61] EAN/UCC — это глобальная международная система товарной нумерации, образованная в 1997 г. на основе Европейской (European Article Numbering Association — EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council — UCC) ассоциаций товарной нумерации. Система EAN/UCC объединяет 98 национальных организаций (96 Национальных организаций-членов EAN International плюс 2 организации товарной нумерации США и Канады).
В Российской Федерации национальной организацией товарной нумерации является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / EAN РОССИЯ. ЮНИСКАН — добровольная некоммерческая и неправительственная организация, состоящая из предприятий — членов ассоциации, использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы EAN/UCC. В конце 2003 г. эта организация насчитывала свыше 7500 предприятий-членов. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с чисел 460, 461, 462 и т.д. до 469 включительно.
[62] Единичная упаковка — отдельная единица товара, которая проходит через кассу магазина. Групповая упаковка — объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу.
[63] Данный метод количественной оценки уровня логистического обслуживания описан в работе А. А. Смехова Введение в логистику. — М.: Транспорт, 1993.
[64] Товар редкого спроса лежит на складе предприятия торговли гораздо дольше, чем товар частого спроса. Следовательно, смета расходов по его хранению будет существенно выше. Представьте, например, сколько времени должны ждать своего покупателя ботинки с "черным верхом и белым низом".
[65] Экспонента (экспоненциальная функция), функция у = ех, в которой независимая переменная (в данном случае — уровень сервиса) является показателем степени, в основании которой лежит число е = 2,7.
[66] Для сравнения: во Франции предприятия оптовой торговли продовольствием работают на 3,5%, японские оптовики, торгующие мороженой рыбой, сводят концы с концами, получая лишь 1% от реализации.
[67] Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю.Шведовой. — 13-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1981. С. 192.
[68] Специфика услуг заключается в том, что они не могут создаваться "про запас", так как момент производства услуг совпадает с моментом их потребления.
[69] Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами. — СПб: Питер, 2001. С. 56, 57.
[70] Данное значение является усредненным.
[71] Здесь и далее имеется в виду производство материальных благ.
[72] Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 13-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1981. С. 710.
[73] Отмеченные звездочкой статьи: затраты на содержание складов и оплату труда персонала носят постоянный характер и, на первый взгляд, не зависят от размера запаса. Это не совсем так. Складские ресурсы, как правило, избыточными не бывают и создаются в соответствии с размерами предназначенных для хранения запасов. Следовательно, прямая связь между затратами на содержание склада и запасами имеется. Свидетельством тому является учет складского ресурса при принятии решений по размеру заказа по одной из позиций многономенклатурного склада.
Однако в том случае, когда ресурсы склада настолько велики, что при управлении запасами они перестают быть ограничивающим параметром, затраты на их содержание не учитываются при принятии решений по размерам запасов.
[74] Напомним, что текущий запас обеспечивает плановые потребности предприятий.
[75] Подробно этот вопрос рассматривается в параграфе 18.2.
[76] Франко — пункт на пути движения товара от поставщика к покупателю, стоимость продвижения до которого входит в стоимость товара.
[77] Признаки нормальности распределения приведены в § 18.5.
[78] Вероятность возникновения дефицита (а) и уровень сервиса (η),определяемый как отношение числа выполненных заказов к общему числу поступивших заказов, связаны соотношением η = 1 – а.
Учитывая это, получим значение уровня сервиса: η = 1 – 0,04 = 0,96, или в процентах η = 96%.
[79] Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов/ Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман; Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. — М.: ЮНИТИ, 2000. С. 391.
[80] На рис. 95-101 поступление заказов смещено по оси ОХ вправо относительно момента заказа на величину времени, необходимого для передачи заказа поставщику и доставки заказанного товара.
[81] Предполагается, что норма страхового запаса для всех складов одинакова.
[82] Данное направление развития предприятий потребительского рынка базируется на принципах координации и интегрирования и предусмотрено программой развития торговли и общественного питания в г. Москве.
[83] Содержание метода быстрого реагирования раскрыто в § 8.7.
[84] Служба логистики должна найти такие схемы доставки, которые обеспечат снижение транпсортно-заготовительных расходов и, соответственно, экономическую целесообразность завоза небольших партий товаров.
[85] Методика решения, задач помеченных звездочкой (*), подробно рассмотрена в § 22.2, 22.3 и 22.4.
[86] ПРТС-работы — часто встречающаяся аббревиатура: погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы.
[87] В рамках решения данной задачи будем исходить из предположения, что для каждого значения переменной (количество складов) расположение складов на обслуживаемой территории оптимально.
[88] Закон квадратного корня подробно рассмотрен в § 20.2.
[89] Полный перебор вариантов размещения распределительного центра для транспортной сети с N узлами — пересечениями дорог, включает в себя оценку 2N вариантов. Таким образом, при расширении сети, т.е. при увеличении N, трудоемкость решения (даже для ЭВМ) несоизмеримо возрастает.
[90] Метод разработан автором учебника А. М. Гаджинским.
[91] Оптовые продовольственные рынки являются новым для Российской Федерации элементом системы распределения продовольственных товаров. Их создание предусмотрено программой развития инфраструктуры товарных рынков страны. Покупателем на оптовом продовольственном рынке является оптовик. Не следует путать редкие пока оптовые продовольственные рынки с распространенными рознично-оптовыми ярмарками, на которых наиболее типичным покупателем является покупатель розничный, т.е. лицо, приобретающее товар не в целях перепродажи или производства, а в целях личного потребления.
[92] Отсутствие систем учета издержек по всему пути движения материального потока усложняет экономическую оценку эффективности технологического процесса на складах.
[93] Процедура — официальный порядок действий, выполнения чего-нибудь. При этом отдельное действие называется операцией.
Рассматривая действие в ряду подобных, мы говорим о нем как об операции, например, операция приемки товаров по количеству в транспортно-технологической (структурной) схеме переработки грузов на складе. В то же время, определяя формальный порядок действий по приемке товаров, мы разрабатываем процедуру приемки, включающую в себя ряд более детализированных операций. Таким образом, приемка товаров может рассматриваться как операция, если это часть процесса, и как процедура, если это самостоятельный процесс.
[94] Это, в частности, один из компромиссов, который приходится находить при стандартизации складских процедур: один прием быстрее, второй более надежен.
[95] Описанный метод является эффективным способом стандартизации складских процедур.
[96] Характер работ в приемочной и отправочной экспедициях существенно отличается от содержания работ в основном складе: в экспедициях имеют дело с грузовыми местами и с транспортом, а на складе — с отдельными товарами. Существенные различия в работе вызывают необходимость в разделении материальной ответственности, что, в свою очередь, требует возведение физических перегородок между названными зонами склада.
[97] Каждая товарная группа имеет равную вероятность размещения в любом месте хранения.
[98] Многократный "прогон" модели показал, что изъятие часто отбираемого ассортимента и размещение его вблизи участка отправки позволяет сократить суммарный пробега техники на 45-65%.
Количество пробега определялось умножением расстояния от участка погрузки на количество заказов по данной позиции. Например, позиция, находящаяся в шестом ряду стеллажей (верхняя строка табл. 33) заказывалась 863 раза. Пробег механизма составил: 1,4м × 6 × 2 ×863 ≈ 14500 м. Коэффициент 2 отражает движение груза к месту хранения и обратно. При размещении данной позиции в первом ряду стеллажей пробег составит всего 1,4м × 1 × 2 × 863 ≈ 2400 м
[99] Аллегри Т. Транспортно-складские работы. — М.: Машиностроение, 1989. С. 44.