Вычисление отметок пунктов съемочного обоснования
Вычисление отметок производят с точностью до 0,01м в ведомости вычисления отметок.
По измеренным расстояниям и углам наклона из тахеометрических таблиц находят превышения между точками хода в прямом и обратном направлении.
Контролем вычисления отметок является получение отметки исходной точки в конце вычислений.
Поверки нивелира.
Поверка 1. Ось кругового уровня должна быть параллельна оси кругового вращения нивелира.
Описание поверки:
1. Вращением подъемных винтов привести пузырек кругового уровня в нульпункт.
2. Повернуть нивелир на 180°.
3. При смещении пузырька, переместить его к центру на половину дуги отклонения исправить подъемными винтами прибора.
4. Поверки повторить.
Поверка 2. Ось цилиндрического уровня должна быть параллельна визирной оси трубы.
Описание поверки:
1. Выбрать ровную линию длиной 50-80 метров.
2. Установить нивелир в точке А, измерить высоту инструмента L, и взять отсчет по рейке α, установленной в точке В.
3. Поменять местами нивелир и рейку. Повторить измерения с определением L2 и α2.
4. Негоризонтальность визирной оси будет равна:
Х=(а1+а2)/2-(i1+i2)/2=
5. Если Х>4 мм, вычисляют правильный отсчет α’2= α2-х. Элевационным винтом установить среднюю нить на отсчет α’2. Исправительным винтом цилиндрического уровня вывести пузырек на середину.
Поверка 3. Поверка вертикальности сетки нитей.
Описание поверки:
1. На расстоянии 20-25м от нивелира повесить отвес.
2. Навести на него зрительную трубу. Вертикальная нить сетки должна совпадать с отвесом.
3. Регулировку производят исправительными винтами сетки нитей.
Нивелирование трассы
Разбивка пикетажа.
Стороны трассы измеряются стальной лентой, отмечая на них стальными штырями пикеты - точки, отстоящие одна от другой на 100м. Для трасс, проходящим по участкам со сложным рельефом, пикеты могут разбиваться через 50 или 25м. Перегибы местности между пикетами отмечают сторожками. Расстояние до такой точки, называемой полосовой, измеряют от младшего пикета и надписывают на сторожке до 0,1м. Если местность поперек трассы неровная, то для изображения этих неровностей разбивают поперечные профили. Для этого перпендикулярно к оси трассы измеряют расстояние от оси трассы влево и вправо до точек перегиба местности. Концы поперечного профиля и точки перегиба отмечают сторожками, на которых надписывают расстояния от оси трассы с добавлением букв Л или П. Началом поперечного профиля может быть пикет или плюсовая точка. Его длину принимают по указанию преподавателя.
В процессе разбивки пикетажа ведут пикетажный журнал, в котором в масштабе 1:1000 показывают ось трассы, пикета, плюсовая точка, поперечные профили, углы поворота, направления поворота трассы, на глаз зарисовывают контуры местности в полосе шириной по 20 м в обе стороны от оси трассы.
Нивелирование по оси трассы
Назначение нивелирования по оси трассы – определение отметок точек местности и построение профиля оси будущего инженерного сооружения.
Порядок работ:
1. Рекогносцировка трассы.
2. Разбивка пикетажа поперечных профилей.
3. Нивелирование по оси трассы и по поперечным профилям.
4. Камеральная обработка результатов нивелирования.
После выполнения поверок нивелира, результаты которых записывают на первой странице журнала, приступают к нивелированию по пикетажу. Нивелирование выполняется способом из середины. Если превышение между пикетами больше длины рейки, то для передачи высот используют дополнительные связующие точки, называемые икс-точками. Икс-точки закрепляют колышками или штырями. Между смежными пикетами может быть несколько икс-точек, в зависимости от рельефа.
Превышения не должны отличаться более чем на 5 мм. При большем расхождении нивелирование связующих точек повторяют, несколько изменив высоту инструмента.
Камеральную обработку производят в таком порядке:
-Обработка нивелирного журнала.
-Построение профиля
-Проектирование по профилю.