Виды производственных запасов 2 страница
Н –потребность в данном виде оснащения (инструмента), шт.;
Пш–количество деталей, принятых за расчетную единицу, шт.;
Тл –машинное время обработки одной детали данным инструментом, ч;
Тс –норма стойкости (срок службы) инструмента до полного его износа, ч;
Та –расчетное количество часов работы оборудования определенного вида, ч;
Во –доля машинного времени в работе оборудования (от 0,4 для единичного производства до 0,7 –для серийного);
Вн –занятость оборудования работой данным инструментом (резцы –93-97 %; остальной режущий инструмент –2-9 %);
Аи –количество инструментов данного типа, одновременно работающих на станке, шт.;
Ат –количество точек применения, шт.;
Аа –количество измерительного инструмента на одного рабочего, шт.;
А6 –количество измерений на одну деталь, шт.;
Бк –выборочность контроля, десятичных долей;
Зм –коэффициент допустимого использования измерителя (=0,7);
Ц –размер средневероятностного износа, МК по ГОСТ;
Нх –учетная норма расхода на 1000 деталей, шт.;
К"а –коэффициент преждевременного износа («0,08);
Зр –коэффициент ремонта (2-4).
Потребности в инструменте, приспособлениях и другой технологической оснастке в суммарном выражении определяют по формуле
где Еп –фактический расход инструмента за предшествующий отчетный период, тыс. грн.; Зу –коэффициент увеличения программы в планируемом периоде по сравнению с отчетным.
30. Организация рационального использования инструмента /45/
Одна из основных задач инструментального хозяйства –организовать рациональное использование инструмента. Для этого осуществляется ряд мер:
• нормализация инструмента и сокращение на этой основе номенклатуры изготовляемого инструмента;
• многократное восстановление изношенного инструмента;
• организация централизованной заточки инструмента, что способствует повышению качества заточки, уменьшению преждевременного износа;
• организация планово-предупредительного ремонта оснастки и ценного инструмента;
• организация регламентированной подачи инструмента из ИРК к рабочим местам, т. е. замена затупившегося инструмента в соответствии со специальным графиком, что предупреждает его полный износ, снижение производительности, брак обрабатываемых деталей;
• организация рационального хранения, учета и контроля за расходованием инструмента.
Центральный инструментальный склад (ЦИС). Основные функции ЦИС –приемка, хранение, учет и выдача инструмента цехам. Весь поступающий инструмент принимается по сопроводительным документам и проверяется по количеству работником ЦИС, а по качеству –мастером ОТК в ЦИС. Громоздкая оснастка передается непосредственно в цех с соответствующим оформлением документов через ЦИС.
Для бесперебойного обеспечения цехов инструментом применяется система, позволяющая поддерживать его запасы в ЦИС на определенном уровне. Пополняются запасы по принципу "минимум –максимум", а по оснастке –"на заказ". Объем запаса в ЦИС, при достижении которого выдается заявка на очередную партию инструмента, называется точкой заказа. Она должна превышать минимальный объем запаса на величину, за время расхода которой можно поставить новую партию инструмента. Цехи снабжаются инструментом по лимитным картам.
Инструментально-раздаточная кладовая (ИРК). Основные функции ИРК –получение инструмента из ЦИС, его хранение и учет, выдача на рабочие места, приемка с рабочих мест, отправка в переточку, ремонт, списание изношенного инструмента. Непосредственно к ИРК должно примыкать заточное отделение, что упрощает передачу инструмента в переточку и последующую его приемку.
Инструментальный цех (ИЦ). На крупных предприятиях для обеспечения основного производства специальным инструментом и оснасткой создается ИЦ. Производство такого инструмента относится к единичному и мелкосерийному типу. Это существенно влияет на структуру цеха, состоящего из большого количества участков: заготовительного, механического, слесарного, кузнечного, термического, штампов и пресс-форм, модельного и др.
Техническая подготовка производства инструментального цеха, как правило, сосредоточивается в отделе главного технолога предприятия. Программа выдается в натуральном и денежном выражениях.
Необходимо отметить, что инструментальное хозяйство –дорогое и ответственное подразделение на любом производстве. Поэтому анализировать его работу необходимо комплексно по следующей схеме:
• затраты на инструмент, приходящиеся на 1000 грн валового объема выпуска продукции;
• доля затрат на инструмент в себестоимости единицы продукции;
• объем запасов инструмента и технологической оснастки в процентах к месячному расходу.
По результатам анализа разрабатываются необходимые мероприятия.
31. Состав и структура энергетического хозяйства /46/
Энергетическое хозяйство предприятия снабжает его производственные и хозяйственно-бытовые службы всеми видами энергии (электроэнергия, тепловая энергия топлива, пара, горячей воды) и энергоносителями (пар, сжатый воздух, горячая вода).
Наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения является централизованная, когда предприятие получает энергоносители со стороны. Эффективность такой системы обеспечивается надежностью и бесперебойностью источников питания, а также снижением издержек производства и капитальных затрат, связанных с получением необходимых предприятию видов энергии.
Состав и структура энергетического хозяйства зависят от объемов основного производства, его энергоемкости, географического размещения предприятия и др. В его состав входят:
• теплосиловое хозяйство (котельные, бойлерные);
• водоснабжение и канализация (насосные станции);
• газовое хозяйство (газогенераторные, компрессорные, кислородные и ацетиленовые станции; промышленная вентиляция; холодильные установки, кондиционеры);
• электросиловое хозяйство (заводская ТЭЦ; понижающие и повышающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты; аккумуляторные станции);
• слаботочное хозяйство (АТС, коммутаторные установки; радиотрансляционная сеть с соответствующей аппаратурой; установки промышленного телевидения; зарядные станции);
• паро-, водо-, воздухопроводные и газовые сети; электрические и слаботочные сети и линии, доводящие все виды энергии до места их потребления;
• цеховые и общезаводские потребители энергии;
• участок контрольно-измерительных приборов и автоматики;
• электроремонтный цех и участки в основных цехах;
• складское хозяйство (кладовые в цехах, хранилище для топочного мазута с мазутоперекачивающими установками, эстакада для твердого топлива).
32. Управление энергохозяйством /47/
Планирование, организацию и управление энергохозяйством на крупных предприятиях осуществляет служба главного энергетика. Схема управления энергетическим хозяйством представлена на рис. 18. На небольших предприятиях энергетическое хозяйство значительно упрощается и находится в ведении главного механика. Все специалисты системы энергетического хозяйства в зависимости от направлений деятельности группируются в производственные подразделения –цехи, участки, лаборатории, группы и т. п.
В состав отдела главного энергетика обычно входят группы энергоиспользования (эксплуатация), энергооборудования, электрическая и тепловая лаборатории. Лаборатории разрабатывают мероприятия по улучшению режимов работы оборудования, снижению расхода топлива и энергии и контролируют их выполнение.
В энергоцехах создаются бригады сменного (дежурного) персонала, осуществляющего эксплуатацию оборудования и коммуникаций, и ремонтно-монтажные бригады.
Рис. 18 Схема управления энергетическим хозяйством крупного предприятия
(1–дежурный электрик цеха)
33. Основные задачи энергетического хозяйства /49/
Основные задачи энергетического хозяйства определяются специфичностью энергоснабжения, бесперебойностью процесса, ограниченными возможностями хранения энергии, одновременностью ее производства и потребления и сводятся к следующему:
• получение со стороны основных видов энергии общепромышленного назначения (электроэнергия, пар и др.);
• организация производства собственными силами тех видов энергоресурсов, передача которых на большие расстояния нерациональна либо недостаточна для удовлетворения потребностей предприятия (сжатый воздух и др.);
• преобразование энергии и подготовка ее к использованию (изменение напряжения, давления, насыщенности);
• своевременное и правильное распределение энергии между подразделениями и подача ее к рабочим местам;
• организация потребления, рационального использования, а также экономии энергии и топлива;
• наблюдение за строгим выполнением правил эксплуатации энергетического оборудования;
• организация и проведение планово-предупредительных ремонтных работ;
• обеспечение надежной связи между подразделениями;
• организация хранения топлива и энергии.
34. Нормативы энергоиспользования /49/
Нормативы энергоиспользования базируются на установлении и внедрении удельных норм расхода энергии и топлива.
Нормы расхода энергии на технологические нужды составляются в виде норм расхода на единицу продукции либо на единицу времени работы оборудования (на 1 т выплавки стали, на 1 кВт • ч произведенной электроэнергии, на 1 изделие, на 1 ч работы оборудования и т. п.).
Нормы расхода топлива для отопительных целей составляются в виде расхода в килограммах на нагрев 100 м2 площади на 1 °С и т. п.
Нормы энергопотребления бывают дифференцированные и укрупненные (средние). Первые устанавливаются по отдельным наименованиям, типоразмерам продукции, вторые –на вид продукции, производство 1 т хлебобулочных изделий, на 1000 грн продукции.
35. Энергетические балансы предприятия /49/
Основная задача разработки энергетического баланса –обоснование потребности предприятия в топливе и энергии для выполнения плана предприятия по выпуску продукции (расходная часть баланса), а также обоснование наиболее рациональных способов покрытия этой потребности за счет выработки энергии на собственных установках, получения топлива и энергии со стороны, использования вторичных энергоресурсов (расходная часть баланса).
Текущие плановые балансы (табл. 7) –электробаланс, топливные балансы по всем видам топлива –составляются, как правило, на годичный период с разбивкой по кварталам. Они являются основной формой планирования потребления и использования энергоносителей на предприятии.
Отчетные (фактические) балансы служат средством контроля потребления энергоносителей и выполнения плановых балансов, а также основным материалом для анализа их исполнения, оценки работ в области рационализации энергохозяйства и экономии топлива и энергии.
Таблица 7. Баланс электроэнергии предприятия (цифры условные)
Показатель | Приход | Расход | ||
млн. кВт-ч | % | млн. кВт-ч | % | |
1. Получено всего | 562,1 | 100,0 | — | — |
В том числе: | ||||
выработано на предприятии | 359,8 | 64,0 | — | — |
получено со стороны всего | 202,3 | 36,0 | — | — |
в том числе: | ||||
а) от ТЭЦ-5 | 117,7 | 20,9 | — | — |
б) от горсети | 84,6 | 15,1 | — | — |
2. Расход всего | — | — | 562,1 | |
В том числе: | ||||
а) расходы предприятия всего | — | — | 470,8 | 83,8 |
в том числе: | ||||
- технологическая энергия | — | — | 98,5 | 17,5 |
- двигательная энергия | — | — | 324,1 | 57,7 |
- освещение | — | — | 43,4 | 7,7 |
- потери | — | — | 4,8 | 0,9 |
б) отпущено субабонентам всего | — | — | 91,3 | 16,2 |
в том числе: | ||||
-РММ | — | — | 52,7 | 9,4 |
-ДОК-2 | — | — | 38,6 | 6,8 |
В состав баланса входят:
• расчет потребности основного и вспомогательного производства предприятия во всех видах энергии и топлива;
• определение нормальных (допустимых) потерь энергии в заводских сетях и преобразовательных установках;
• суммарное потребление энергии.
Для составления отчетных энергобалансов необходим хорошо организованный дифференцированный и точный учет расхода топлива и энергоносителей. Основа организации первичного учета –это надлежащая постановка контрольно-измерительного хозяйства предприятия. Счетчики энергоресурсов должны быть установлены на каждой единице энергооборудования, в крайнем случае на небольших их группах. Данные первичного учета регистрируют в журналах, а после их обработки переносят в формы вторичной документации. Суммарные данные этих норм используют при составлении баланса и анализе эффективности энергохозяйства предприятия.
36. Основные технико-экономические показатели энергохозяйства /51/
Показатели энергохозяйства –это количественная и качественная характеристика состояния, функционирования и развития энергохозяйства как объекта управления.
Приведем основные интегральные технико-экономические показателями энергохозяйства.
• Показатели экономичности производства и распределения энергии: -удельные расходы топлива на производство энергии и тепла; -удельный расход электрической энергии на 1000 м3 сжатого воздуха и т. д.
• Показатель энергоемкости продукции:
где Эф –электрическая энергия, фактически затраченная на производство, кВт • ч; п –количество произведенной продукции в принятых единицах измерения (т, шт., грн.).
· Показатель энерговооруженности (электровооруженности) производства:
где Мэ –суммарная мощность установленных на предприятии энергоустановок, кВт; Ф –стоимость основных производственных фондов на предприятии, грн.
Основными направлениями совершенствования энергетического хозяйства и повышения эффективности его работы являются следующие:
• широкое внедрение ресурсосберегающего оборудования;
• повышение коэффициента полезного действия собственных генерирующих и преобразующих установок;
• совершенствование схем энергопотребления;
• автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов;
• применение расчетно-аналитических методов нормирования энергоресурсов;
упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия.
37. Цель и задачи транспортного хозяйства /52/
Современное промышленное предприятие потребляет, перерабатывает и отправляет большие объемы различных грузов. Перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправка готовой продукции, отходов производства осуществляются транспортом. В этом процессе, как правило, участвуют две группы транспорта:
• транспорт сторонних организаций, осуществляющий перевозки на договорных условиях;
• транспорт, принадлежащий предприятию и являющийся его собственностью, оформленный в одно или несколько подразделений (по видам транспорта), входящих в интегральное понятие –транспортное хозяйство. Транспортному хозяйству, как правило, поручаются погрузочно-разгрузочные работы на предприятии.
Задачи транспортного хозяйства можно разделить на две группы:
• обеспечение перемещения сырья, топлива, полуфабрикатов, изделий и готовой продукции в строгом соответствии с требованиями технологического процесса, принятого на предприятии;
• обеспечение минимизации затрат на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. Эта задача также весьма актуальна, так как количество работников транспортного хозяйства достигает 25-50 % всего количества рабочих, занятых в других вспомогательных и обслуживающих подразделениях, а затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и содержание самого транспорта в структуре себестоимости продукции предприятия достигает 3-7 а иногда даже 12% [13].
Эти задачи реализуют подразделения –цехи, участки, специализирующиеся, как правило, по видам транспортных средств –железнодорожный, безрельсовый и др. (табл. 8). В состав этих подразделений входят транспортные средства, подъездные пути и дороги, ремонтные и экипировочные пункты.
38. Классификация транспортных средств предприятия /53/
Таблица 8 Классификация транспортных средств
Вид транспорта | Вид транспортных средств | |||
внешний | межцеховой | внутрицеховой | ||
Железнодорожный | Тепло-, электровозы, вагоны, полувагоны, платформы и т. п. | Вагонетки узкой колеи | ||
Безрельсовый | Автомобили, тягачи, тракторы и прицепы к ним | Ручные тележки на автошинах | ||
Электротранспорт | Электро-, автокары, электро-, автопогрузчики | |||
Водный | Буксиры, баржи | — | ||
39. Управление цехом безрельсовых транспортных средств /53/
На рис. 19 приведен пример наиболее часто встречающейся схемы управления цехом безрельсовых транспортных средств. Задачи такого цеха следующие:
• организация транспортного обслуживания подразделений основного и вспомогательных производств в строгом соответствии с технологическим процессом и заданными программами;
Рис. 19. Схема управления цехом безрельсовых транспортных средств.
Участок: 1 –автомобилей и тракторов; 2 –электротранспорта; 3 –погрузочно-разгрузочных механизмов; 4 –ремонтный; 5 –дорожно-путевой
• эффективное использование транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;
• механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных операций;
• проведение предупредительных ремонтов транспортных и погрузочно-разгрузочных средств и поддержание их в работоспособном состоянии;
• подбор и обучение кадров водителей, машинистов, ремонтников.
Такой цех достаточно жестко увязан в технологическом процессе производства. Поэтому особое место и значение в нем отводится диспетчерской группе, которая постоянно поддерживает связь с диспетчерской службой предприятия и диспетчерами цехов.
40. Организация межцеховых перевозок /54/
Одна из особенностей промышленного производства при его системном представлении заключается в том, что данная система носит ярко выраженный вероятностный характер. Вероятными являются не только внешние факторы, влияющие на систему в целом, но и поведение каждого ее элемента (коллектива людей, средств и предметов труда). С учетом вероятностного характера протекания производственного процесса организация эффективного транспортного обслуживания производства представляет собой весьма сложную задачу, необходимо обеспечить своевременную подачу транспортных средств под погрузку и своевременную доставку их к месту потребления. Несоблюдение этого требования приводит к дополнительным остановкам отдельных агрегатов, перебоям в производственном процессе и др.; во избежание остановки по вине транспорта приходится создавать большое количество различных по мощности промежуточных складов.
Можно, конечно, увеличить количество транспорта, но тогда эффективность его снизится, т. е. удельные затраты на его содержание возрастут, что весьма нежелательно.
Организация перевозок должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков и выполнение работы по графикам и маршрутам перевозок.
Перевозки грузов могут быть разовыми, совершаемыми по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутными, совершаемыми по определенным направлениям и расписаниям (маршрутам).
Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, производительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.
41. Основные системы маршрутов перевозки грузов /55/
Различают две основные системы перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая система (рис. 20) предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:
• порожняком –односторонний (рис. 20, а) и веерный (рис. 20, в) маятники;
• с грузом –двусторонний маятник (рис. 20, б).
а
б в
Рис. 20.Маятниковая система перевозки грузов
Кольцевая система (рис. 21) предполагает последовательную доставку грузов из одного пункта в другой с последующим возвращением транспорта в начальный пункт. Возможны также два варианта:
· возрастающий грузопоток (рис. 21,а);
· затухающий грузопоток (рис. 21, б).
|
Выбор системы маршрутов зависит главным образом от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производства, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, система кольцевых маршрутов может давать значительно более высокие показатели транспортной работы, чем маятниковая система. Наоборот, на предприятиях единичного и малосерийного производства с небольшим количеством цехов целесообразнее применять маятниковые системы.
Рис. 21. Кольцевая система перевозки грузов
Необходимо отметить, что выбор типов транспортных средств для обслуживания грузопотоков определяется родом грузов, объемом грузопотока, расстоянием перевозки, характером и режимом работы обслуживаемого участка производства, а также степенью оснащенности его техническими средствами для необходимых погрузочно-разгру-зочных операций. Как правило, время пробега транспортных средств между пунктами относительно мало по сравнению с временем погрузки-разгрузки. Это требует максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения различной специальной тары, поддонов, захватов и т. п.
42. Складское хозяйство: функции и складски операции /56/
Складское хозяйство является оперативным подразделением коммерческой службы промышленного предприятия, которая призвана обеспечивать бесперебойную работу производственных цехов.
Основные складские операции выполняются в системе складирования (рис. 22).
Рис. 22. Операции системы складирования
Функции складского хозяйства:
• приемка материальных ценностей;
• предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (распаковка, сортировка и т. п.);
• обеспечение сохранности материальных ценностей;
• подкомплектовка материалов для последующей комплектной их поставки в рабочие зоны;
• организация выдачи и доставки грузов потребителям;
• снабжение производства всеми необходимыми материалами;
• отгрузка готовой продукции.
43. Классификация и оснащение материальных складов /57/
Материальные склады по основному назначению подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.
Снабженческие склады находятся в ведении отдела материально-технического снабжения. В них хранятся сырье и материалы, предназначенные для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса.
К производственным относятся склады полуфабрикатов и промежуточные межцеховые (литья, поковок и т. п.). Эти склады подчинены руководству цехов.
Сбытовые склады находятся в ведении отдела сбыта предприятия. В них хранится готовая продукция, подлежащая отгрузке потребителям. Время хранения продукции на складе регламентируется накоплением отгрузочных норм и комплектуется согласно планам поставки продукции потребителям.
По перерабатываемым материалам склады подразделяются на специализированные и универсальные.
Склады специализированные предназначены для хранения определенных видов материалов (металлов, топлива, строительных, горюче-смазочных материалов и т. д.), универсальные –для хранения различных видов материалов.
Склады классифицируются и по другим признакам. В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений площадью в несколько квадратных метров (цеховые склады для ремонтных материалов) до складов-гигантов, занимающих открытые, специально оборудованные площадки в десятки и даже сотни тысяч квадратных метров (склады-накопители готовой продукции).
Складские помещения могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые); иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Такие склады различаются и высотой укладки грузов: в одних груз хранится на высоте человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Технологическое оборудование складов предприятий варьируется тоже в весьма широком диапазоне: от полного отсутствия всякого оборудования (весы, тележки) до складов, оборудованных электронной весоизмерительной техникой, кранами-штабелерами, межстеллажными подъемниками, управляемыми с пульта вручную или с помощью запрограммированных команд.
44. Качество продукции: сущность и показатели /59,60/
Современный подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно снижения издержек производства.
Рассмотрим некоторые основополагающие понятия, входящие в современную концепцию качества.
Качество –это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью –способностью товара удовлетворять определенные потребности. Оно характеризует меру потребительской стоимости, степень ее пригодности и полезности, т. е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под воздействием следующих основных факторов: