Виды производственных запасов 2 страница

Н –потребность в данном виде оснащения (инструмента), шт.;

Пш–количество деталей, принятых за расчетную единицу, шт.;

Тл –машинное время обработки одной детали данным инструментом, ч;

Тс –норма стойкости (срок службы) инструмента до полного его износа, ч;

Та –расчетное количество часов работы оборудования определенного вида, ч;

Во –доля машинного времени в работе оборудования (от 0,4 для единичного производства до 0,7 –для серийного);

Вн –занятость оборудования работой данным инструментом (резцы –93-97 %; остальной режущий инструмент –2-9 %);

Аи –количество инструментов данного типа, одновременно работающих на станке, шт.;

Ат –количество точек применения, шт.;

Аа –количество измерительного инструмента на одного рабочего, шт.;

А6 –количество измерений на одну деталь, шт.;

Бк –выборочность контроля, десятичных долей;

Зм –коэффициент допустимого использования измерителя (=0,7);

Ц –размер средневероятностного износа, МК по ГОСТ;

Нх –учетная норма расхода на 1000 деталей, шт.;

К"а –коэффициент преждевременного износа («0,08);

Зр –коэффициент ремонта (2-4).

Потребности в инструменте, приспособлениях и другой техноло­гической оснастке в суммарном выражении определяют по формуле

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

где Еп –фактический расход инструмента за предшествующий от­четный период, тыс. грн.; Зу –коэффициент увеличения программы в планируемом периоде по сравнению с отчетным.

30. Организация рационального использования инструмента /45/

Одна из основных задач инструментального хозяйства –органи­зовать рациональное использование инструмента. Для этого осуще­ствляется ряд мер:

• нормализация инструмента и сокращение на этой основе номенк­латуры изготовляемого инструмента;

• многократное восстановление изношенного инструмента;

• организация централизованной заточки инструмента, что спо­собствует повышению качества заточки, уменьшению прежде­временного износа;

• организация планово-предупредительного ремонта оснастки и ценного инструмента;

• организация регламентированной подачи инструмента из ИРК к рабочим местам, т. е. замена затупившегося инструмента в со­ответствии со специальным графиком, что предупреждает его полный износ, снижение производительности, брак обрабатыва­емых деталей;

• организация рационального хранения, учета и контроля за рас­ходованием инструмента.

Центральный инструментальный склад (ЦИС). Основные функ­ции ЦИС –приемка, хранение, учет и выдача инструмента цехам. Весь поступающий инструмент принимается по сопроводительным документам и проверяется по количеству работником ЦИС, а по ка­честву –мастером ОТК в ЦИС. Громоздкая оснастка передается непосредственно в цех с соответствующим оформлением документов через ЦИС.

Для бесперебойного обеспечения цехов инструментом применяет­ся система, позволяющая поддерживать его запасы в ЦИС на опре­деленном уровне. Пополняются запасы по принципу "минимум –максимум", а по оснастке –"на заказ". Объем запаса в ЦИС, при достижении которого выдается заявка на очередную партию инстру­мента, называется точкой заказа. Она должна превышать минималь­ный объем запаса на величину, за время расхода которой можно по­ставить новую партию инструмента. Цехи снабжаются инструмен­том по лимитным картам.

Инструментально-раздаточная кладовая (ИРК). Основные функции ИРК –получение инструмента из ЦИС, его хранение и учет, выдача на рабочие места, приемка с рабочих мест, отправка в переточку, ре­монт, списание изношенного инструмента. Непосредственно к ИРК должно примыкать заточное отделение, что упрощает передачу ин­струмента в переточку и последующую его приемку.

Инструментальный цех (ИЦ). На крупных предприятиях для обес­печения основного производства специальным инструментом и ос­насткой создается ИЦ. Производство такого инструмента относит­ся к единичному и мелкосерийному типу. Это существенно влияет на структуру цеха, состоящего из большого количества участков: заготовительного, механического, слесарного, кузнечного, терми­ческого, штампов и пресс-форм, модельного и др.

Техническая подготовка производства инструментального цеха, как правило, сосредоточивается в отделе главного технолога пред­приятия. Программа выдается в натуральном и денежном выраже­ниях.

Необходимо отметить, что инструментальное хозяйство –доро­гое и ответственное подразделение на любом производстве. Поэто­му анализировать его работу необходимо комплексно по следующей схеме:

• затраты на инструмент, приходящиеся на 1000 грн валового объе­ма выпуска продукции;

• доля затрат на инструмент в себестоимости единицы продукции;

• объем запасов инструмента и технологической оснастки в про­центах к месячному расходу.

По результатам анализа разрабатываются необходимые меро­приятия.

31. Состав и структура энергетического хозяйства /46/

Энергетическое хозяйство предприятия снабжает его производ­ственные и хозяйственно-бытовые службы всеми видами энергии (электроэнергия, тепловая энергия топлива, пара, горячей воды) и энергоносителями (пар, сжатый воздух, горячая вода).

Наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения является централизованная, когда предприятие получает энергоно­сители со стороны. Эффективность такой системы обеспечивается надежностью и бесперебойностью источников питания, а также сни­жением издержек производства и капитальных затрат, связанных с получением необходимых предприятию видов энергии.

Состав и структура энергетического хозяйства зависят от объемов основного производства, его энергоемкости, географического разме­щения предприятия и др. В его состав входят:

• теплосиловое хозяйство (котельные, бойлерные);

• водоснабжение и канализация (насосные станции);

• газовое хозяйство (газогенераторные, компрессорные, кислород­ные и ацетиленовые станции; промышленная вентиляция; холо­дильные установки, кондиционеры);

• электросиловое хозяйство (заводская ТЭЦ; понижающие и по­вышающие трансформаторные подстанции и распределитель­ные пункты; аккумуляторные станции);

• слаботочное хозяйство (АТС, коммутаторные установки; радио­трансляционная сеть с соответствующей аппаратурой; установ­ки промышленного телевидения; зарядные станции);

• паро-, водо-, воздухопроводные и газовые сети; электрические и слаботочные сети и линии, доводящие все виды энергии до мес­та их потребления;

• цеховые и общезаводские потребители энергии;

• участок контрольно-измерительных приборов и автоматики;

• электроремонтный цех и участки в основных цехах;

• складское хозяйство (кладовые в цехах, хранилище для топочно­го мазута с мазутоперекачивающими установками, эстакада для твердого топлива).

32. Управление энергохозяйством /47/

Планирование, организацию и управление энергохозяйством на крупных предприятиях осуществляет служба главного энергетика. Схема управления энергетическим хозяйством представлена на рис. 18. На небольших предприятиях энергетическое хозяйство значительно упрощается и находится в ведении главного механика. Все специали­сты системы энергетического хозяйства в зависимости от направлений деятельности группируются в производственные подразделения –цехи, участки, лаборатории, группы и т. п.

В состав отдела главного энергетика обычно входят группы энер­гоиспользования (эксплуатация), энергооборудования, электричес­кая и тепловая лаборатории. Лаборатории разрабатывают меро­приятия по улучшению режимов работы оборудования, снижению расхода топлива и энергии и контролируют их выполнение.

В энергоцехах создаются бригады сменного (дежурного) персона­ла, осуществляющего эксплуатацию оборудования и коммуникаций, и ремонтно-монтажные бригады.

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

Рис. 18 Схема управления энергетическим хозяйством крупного предприятия

(1–дежурный электрик цеха)

33. Основные задачи энергетического хозяйства /49/

Основные задачи энергетического хозяйства определяются специ­фичностью энергоснабжения, бесперебойностью процесса, ограни­ченными возможностями хранения энергии, одновременностью ее производства и потребления и сводятся к следующему:

• получение со стороны основных видов энергии общепромыш­ленного назначения (электроэнергия, пар и др.);

• организация производства собственными силами тех видов энер­горесурсов, передача которых на большие расстояния нерацио­нальна либо недостаточна для удовлетворения потребностей предприятия (сжатый воздух и др.);

• преобразование энергии и подготовка ее к использованию (изме­нение напряжения, давления, насыщенности);

• своевременное и правильное распределение энергии между под­разделениями и подача ее к рабочим местам;

• организация потребления, рационального использования, а так­же экономии энергии и топлива;

• наблюдение за строгим выполнением правил эксплуатации энер­гетического оборудования;

• организация и проведение планово-предупредительных ремонт­ных работ;

• обеспечение надежной связи между подразделениями;

• организация хранения топлива и энергии.

34. Нормативы энергоиспользования /49/

Нормативы энергоиспользования базируются на установлении и внедрении удельных норм расхода энергии и топлива.

Нормы расхода энергии на технологические нужды составляются в виде норм расхода на единицу продукции либо на единицу времени работы оборудования (на 1 т выплавки стали, на 1 кВт • ч произведен­ной электроэнергии, на 1 изделие, на 1 ч работы оборудования и т. п.).

Нормы расхода топлива для отопительных целей составляются в виде расхода в килограммах на нагрев 100 м2 площади на 1 °С и т. п.

Нормы энергопотребления бывают дифференцированные и ук­рупненные (средние). Первые устанавливаются по отдельным наиме­нованиям, типоразмерам продукции, вторые –на вид продукции, производство 1 т хлебобулочных изделий, на 1000 грн продукции.

35. Энергетические балансы предприятия /49/

Основная задача разработки энергетического баланса –обосно­вание потребности предприятия в топливе и энергии для выполнения плана предприятия по выпуску продукции (расходная часть балан­са), а также обоснование наиболее рациональных способов покры­тия этой потребности за счет выработки энергии на собственных установках, получения топлива и энергии со стороны, использова­ния вторичных энергоресурсов (расходная часть баланса).

Текущие плановые балансы (табл. 7) –электробаланс, топливные балансы по всем видам топлива –составляются, как правило, на го­дичный период с разбивкой по кварталам. Они являются основной формой планирования потребления и использования энергоносите­лей на предприятии.

Отчетные (фактические) балансы служат средством контроля по­требления энергоносителей и выполнения плановых балансов, а так­же основным материалом для анализа их исполнения, оценки работ в области рационализации энергохозяйства и экономии топлива и энергии.

Таблица 7. Баланс электроэнергии предприятия (цифры условные)

Показатель Приход Расход
    млн. кВт-ч % млн. кВт-ч %
1. Получено всего 562,1 100,0
В том числе:        
выработано на предприятии 359,8 64,0
получено со стороны всего 202,3 36,0
в том числе:        
а) от ТЭЦ-5 117,7 20,9
б) от горсети 84,6 15,1
2. Расход всего 562,1
В том числе:        
а) расходы предприятия всего 470,8 83,8
в том числе:        
- технологическая энергия 98,5 17,5
- двигательная энергия 324,1 57,7
- освещение 43,4 7,7
- потери 4,8 0,9
б) отпущено субабонентам всего 91,3 16,2
в том числе:        
-РММ 52,7 9,4
-ДОК-2 38,6 6,8

В состав баланса входят:

• расчет потребности основного и вспомогательного производ­ства предприятия во всех видах энергии и топлива;

• определение нормальных (допустимых) потерь энергии в завод­ских сетях и преобразовательных установках;

• суммарное потребление энергии.

Для составления отчетных энергобалансов необходим хорошо организованный дифференцированный и точный учет расхода топ­лива и энергоносителей. Основа организации первичного учета –это надлежащая постановка контрольно-измерительного хозяйства предприятия. Счетчики энергоресурсов должны быть установлены на каждой единице энергооборудования, в крайнем случае на не­больших их группах. Данные первичного учета регистрируют в жур­налах, а после их обработки переносят в формы вторичной докумен­тации. Суммарные данные этих норм используют при составлении баланса и анализе эффективности энергохозяйства предприятия.

36. Основные технико-экономические показатели энергохозяйства /51/

Показатели энергохозяйства –это количественная и качествен­ная характеристика состояния, функционирования и развития энер­гохозяйства как объекта управления.

Приведем основные интегральные технико-экономические пока­зателями энергохозяйства.

• Показатели экономичности производства и распределения энергии: -удельные расходы топлива на производство энергии и тепла; -удельный расход электрической энергии на 1000 м3 сжатого воздуха и т. д.

• Показатель энергоемкости продукции:

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

где Эф –электрическая энергия, фактически затраченная на про­изводство, кВт • ч; п –количество произведенной продукции в принятых единицах измерения (т, шт., грн.).

· Показатель энерговооруженности (электровооруженности) произ­водства:

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

где Мэ –суммарная мощность установленных на предприятии энергоустановок, кВт; Ф –стоимость основных производствен­ных фондов на предприятии, грн.

Основными направлениями совершенствования энергетического хозяйства и повышения эффективности его работы являются следу­ющие:

• широкое внедрение ресурсосберегающего оборудования;

• повышение коэффициента полезного действия собственных гене­рирующих и преобразующих установок;

• совершенствование схем энергопотребления;

• автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов;

• применение расчетно-аналитических методов нормирования энер­горесурсов;

упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия.

37. Цель и задачи транспортного хозяйства /52/

Современное промышленное предприятие потребляет, перераба­тывает и отправляет большие объемы различных грузов. Перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправка готовой продукции, отходов производ­ства осуществляются транспортом. В этом процессе, как правило, участвуют две группы транспорта:

• транспорт сторонних организаций, осуществляющий перевозки на договорных условиях;

• транспорт, принадлежащий предприятию и являющийся его соб­ственностью, оформленный в одно или несколько подразделений (по видам транспорта), входящих в интегральное понятие –транспортное хозяйство. Транспортному хозяйству, как правило, поручаются погрузочно-разгрузочные работы на предприятии.

Задачи транспортного хозяйства можно разделить на две группы:

• обеспечение перемещения сырья, топлива, полуфабрикатов, из­делий и готовой продукции в строгом соответствии с требованиями технологического процесса, принятого на предприятии;

• обеспечение минимизации затрат на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. Эта задача также весьма актуальна, так как количество работников транспортного хозяйства достигает 25-50 % всего количества рабочих, занятых в других вспомогательных и об­служивающих подразделениях, а затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и содержание самого транспорта в струк­туре себестоимости продукции предприятия достигает 3-7 а иногда даже 12% [13].

Эти задачи реализуют подразделения –цехи, участки, специали­зирующиеся, как правило, по видам транспортных средств –желез­нодорожный, безрельсовый и др. (табл. 8). В состав этих подразделе­ний входят транспортные средства, подъездные пути и дороги, ре­монтные и экипировочные пункты.

38. Классификация транспортных средств предприятия /53/

Таблица 8 Классификация транспортных средств

Вид транспорта Вид транспортных средств
  внешний межцеховой внутрицеховой
Железнодорожный Тепло-, электровозы, вагоны, полувагоны, платформы и т. п. Вагонетки узкой колеи
Безрельсовый Автомобили, тягачи, тракторы и прицепы к ним Ручные тележки на автошинах
  Электротранспорт Электро-, автокары, электро-, автопогрузчики
Водный Буксиры, баржи
         

39. Управление цехом безрельсовых транспортных средств /53/

На рис. 19 приведен пример наиболее часто встречающейся схемы управления цехом безрельсовых транспортных средств. Задачи тако­го цеха следующие:

• организация транспортного обслуживания подразделений ос­новного и вспомогательных производств в строгом соответствии с технологическим процессом и заданными программами;

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

Рис. 19. Схема управления цехом безрельсовых транспортных средств.

Участок: 1 –автомобилей и тракторов; 2 –электротранспорта; 3 –погрузочно-разгрузочных механизмов; 4 –ремонтный; 5 –дорожно-путевой

• эффективное использование транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;

• механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных опера­ций;

• проведение предупредительных ремонтов транспортных и по­грузочно-разгрузочных средств и поддержание их в работоспо­собном состоянии;

• подбор и обучение кадров водителей, машинистов, ремонтников.
Такой цех достаточно жестко увязан в технологическом процессе производства. Поэтому особое место и значение в нем отводится дис­петчерской группе, которая постоянно поддерживает связь с диспет­черской службой предприятия и диспетчерами цехов.

40. Организация межцеховых перевозок /54/

Одна из особенностей промышленного производства при его сис­темном представлении заключается в том, что данная система носит ярко выраженный вероятностный характер. Вероятными являются не только внешние факторы, влияющие на систему в целом, но и поведе­ние каждого ее элемента (коллектива людей, средств и предметов тру­да). С учетом вероятностного характера протекания производственно­го процесса организация эффективного транспортного обслуживания производства представляет собой весьма сложную задачу, необходи­мо обеспечить своевременную подачу транспортных средств под по­грузку и своевременную доставку их к месту потребления. Несоблю­дение этого требования приводит к дополнительным остановкам от­дельных агрегатов, перебоям в производственном процессе и др.; во избежание остановки по вине транспорта приходится создавать боль­шое количество различных по мощности промежуточных складов.

Можно, конечно, увеличить количество транспорта, но тогда эф­фективность его снизится, т. е. удельные затраты на его содержание возрастут, что весьма нежелательно.

Организация перевозок должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков и выполнение ра­боты по графикам и маршрутам перевозок.

Перевозки грузов могут быть разовыми, совершаемыми по отдель­ным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутными, со­вершаемыми по определенным направлениям и расписаниям (марш­рутам).

Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное исполь­зование их технических характеристик (скорость, мощность, произво­дительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.

41. Основные системы маршрутов перевозки грузов /55/

Различают две основные системы перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.

Маятниковая система (рис. 20) предусматривает связь между дву­мя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:

• порожняком –односторонний (рис. 20, а) и веерный (рис. 20, в) маятники;

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru с грузом –двусторонний маятник (рис. 20, б).

 
  Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

а

б в

Рис. 20.Маятниковая система перевозки грузов

Кольцевая система (рис. 21) предполагает последовательную доставку грузов из одного пункта в другой с последующим возвращением транспорта в начальный пункт. Возможны также два варианта:

· возрастающий грузопоток (рис. 21,а);

· затухающий грузопоток (рис. 21, б).

 
При возрастающем грузопотоке начиная с пункта 2 груз постепен­но увеличивается при последовательном прохождении транспорта через пункты-кольца 3-5 до разгрузки в конечном пункте 1. Отсюда транспорт следует в пункт 2 без груза (на рис. 21 показано штрихо­вой линией). При затухающем грузопотоке транспорт с грузом об­служивает все пункты-кольца и возвращается без груза к отправно­му пункту.

Выбор системы маршрутов зависит главным образом от струк­туры грузопотоков и территориального расположения обслужива­емых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупно­серийного производства, имеющих технологически связанные заго­товительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, система кольцевых маршрутов может давать значительно бо­лее высокие показатели транспортной работы, чем маятниковая система. Наоборот, на предприятиях единичного и малосерийного производства с небольшим количеством цехов целесообразнее при­менять маятниковые системы.

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

Рис. 21. Кольцевая система перевозки грузов

Необходимо отметить, что выбор типов транспортных средств для обслуживания грузопотоков определяется родом грузов, объемом гру­зопотока, расстоянием перевозки, характером и режимом работы об­служиваемого участка производства, а также степенью оснащенности его техническими средствами для необходимых погрузочно-разгру-зочных операций. Как правило, время пробега транспортных средств между пунктами относительно мало по сравнению с временем погруз­ки-разгрузки. Это требует максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения различной специальной тары, под­донов, захватов и т. п.

42. Складское хозяйство: функции и складски операции /56/

Складское хозяйство является оперативным подразделением коммерческой службы промышленного предприятия, которая при­звана обеспечивать бесперебойную работу производственных це­хов.

Основные складские операции выполняются в системе складиро­вания (рис. 22).

Виды производственных запасов 2 страница - student2.ru

Рис. 22. Операции системы складирования

Функции складского хозяйства:

• приемка материальных ценностей;

• предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (распаковка, сортировка и т. п.);

• обеспечение сохранности материальных ценностей;

• подкомплектовка материалов для последующей комплектной их поставки в рабочие зоны;

• организация выдачи и доставки грузов потребителям;

• снабжение производства всеми необходимыми материалами;

• отгрузка готовой продукции.

43. Классификация и оснащение материальных складов /57/

Материальные склады по основному назначению подразделяют­ся на снабженческие, производственные и сбытовые.

Снабженческие склады находятся в ведении отдела материально-технического снабжения. В них хранятся сырье и материалы, пред­назначенные для обеспечения непрерывного и бесперебойного про­изводственного процесса.

К производственным относятся склады полуфабрикатов и проме­жуточные межцеховые (литья, поковок и т. п.). Эти склады подчине­ны руководству цехов.

Сбытовые склады находятся в ведении отдела сбыта предприятия. В них хранится готовая продукция, подлежащая отгрузке потреби­телям. Время хранения продукции на складе регламентируется на­коплением отгрузочных норм и комплектуется согласно планам по­ставки продукции потребителям.

По перерабатываемым материалам склады подразделяются на спе­циализированные и универсальные.

Склады специализированные предназначены для хранения опреде­ленных видов материалов (металлов, топлива, строительных, горю­че-смазочных материалов и т. д.), универсальные –для хранения различных видов материалов.

Склады классифицируются и по другим признакам. В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений площадью в несколько квадратных метров (цеховые склады для ре­монтных материалов) до складов-гигантов, занимающих открытые, специально оборудованные площадки в десятки и даже сотни тысяч квадратных метров (склады-накопители готовой продукции).

Складские помещения могут иметь разные конструкции: разме­щаться в отдельных помещениях (закрытые); иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Такие склады различаются и высотой укладки грузов: в одних груз хранится на вы­соте человеческого роста, в других необходимы специальные устрой­ства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Технологическое оборудование складов предприятий варьирует­ся тоже в весьма широком диапазоне: от полного отсутствия всякого оборудования (весы, тележки) до складов, оборудованных электрон­ной весоизмерительной техникой, кранами-штабелерами, межстел­лажными подъемниками, управляемыми с пульта вручную или с по­мощью запрограммированных команд.

44. Качество продукции: сущность и показатели /59,60/

Современный подход к стратегии предпринимательства заключа­ется в понимании того, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновремен­но снижения издержек производства.

Рассмотрим некоторые основополагающие понятия, входящие в современную концепцию качества.

Качество –это совокупность свойств и характеристик продук­ции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью –способностью товара удовлетворять определенные потребности. Оно характеризует меру потребительской стоимости, степень ее при­годности и полезности, т. е. количественное удовлетворение обще­ственной потребности в продукции.

В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под воздействием следующих основных факторов:

Наши рекомендации