Расчет предельных значений зазоров (натягов) типовых сопряжений
Расчетный метод назначения посадок основывается на определении аналитическим способом предельно допустимых по эксплуатационным соображениям значений зазоров или натягов. Расчет зазоров и натягов является первым этапом назначения посадки сопряжения. Ниже излагаются расчеты для отдельных видов сопряжений.
3.1.1. Подшипник скольжения
В настоящее время в конструкциях авиационной техники находят применение следующие типы подшипников скольжения: гидродинамические, гидростатические, аэродинамические и с сухой смазкой. В данном параграфе изложен расчет для гидродинамического подшипника.
Рис. 3.1 Схема расположения вала в подшипнике скольжения
(3.1.) | |
где | - зазор в мм |
e | - эксцентриситет расположения вала; |
- относительный эксцентриситет; | |
- наименьшая толщина масляного слоя в м; | |
- высоты микронеровностей на поверхностях отверстия и вала по 10 точкам в мкм; | |
- некруглость отверстия и вала в м; | |
Кж ≥2,0 | - коэффициент. |
Зависимость между зазором S в подшипнике и нагрузкой, воспринимаемой жидкостным “клином” определяется формулой
(3.2.)
где - динамическая вязкость в Па
- номинальный диаметр и длина подшипника в м;
- коэффициент нагруженности, зависящий от
относительного эксцентриситета χ;
- угловая скорость в
- радиальная нагрузка в H;
Приравнивая (3.1) и (3.2) получаем трансцендентное относительно χ уравнение (так как - некоторая функция от χ), подсчитываем значение выражения, объединяющего известные величины данного уравнения
(3.3.)
По графику (рис. 3.2) для найденного A определяем искомое значение χ, которым по формуле (3.1.) соответствуют и
Если же эта линия пересекает только одну ветвь кривой, то второе значение χ принимается равным 0,3 из условия устойчивости вращения вала.
Если линия проходит выше кривой, то это означает, что при заданной нагрузке жидкостное трение в подшипнике обеспечить невозможно. В последнем случае, а также при или , производится пересчет при неизменных условиях.
Полученное значение следует уменьшить на величину допустимого запаса на износ для обеспечения заданного ресурса подшипника:
где γ – интенсивность износа, м/ч.
– заданный ресурс подшипника, ч.
Полученный допуск зазора должен соответствовать посадкам с допусками в диапазоне от IT6 до IT10
Пример 1. Определить предельные значения зазоров подшипника скольжения при следующих исходных данных:
l = 180 мм, d =150 мм, ; R=60000H; µ=0,017 Па·c (при t= 50 ), мкм, , час
Решение.Определяем минимально допустимую толщину слоя смазки. Шероховатость поверхности вала и
|
|
Рис. 3.2. График для расчета параметра χ по графику функции
втулки устанавливаем по справочнику [3], т.1, стр. 526 (учитывая, что и значения нормированы ГОСТ 2789- ).
По формуле (3.3.) определяем параметр A:
Данному значению A и параметру
по графику на рис. 3.2. соответствует χ=0,82 (точка М.) Второе значение χ принимает равным 0,3.
По формуле (3.1.) находим предельное значение зазора:
Зазор 218 мкм является предельным, при котором возможно жидкостное трение. Для обеспечения ресурса 2000 час его следует уменьшить на величину:
Окончательно:
3.1.2 Прецизионное плунжерное соединение
Прецизионные плунжерные (рис. 3.3.) соединения находят широкое применение в гидросистемах управления, топливной и смазочной аппаратуре летательных аппаратов.
Рис.3.3. Схема плунжерного соединения
Наибольший зазор ( )сопряжения определяется из условия максимально допустимой утечки (Q) жидкости :
(3.5)
где μ – коэффициент вязкости Па*с
l,d—длина и диаметр сопряжений в м;
р – перепад давления в Па;
КЭ – коэффициент эксцентриситета сопряжения (1.5 – 2.5)
Минимальный зазор yстанавливается из конструктивно-технологических соображений: обычно мкм.
Так как допуска этого вида сопряжений обычно весьма малы, то в условиях серийного производства используется селективный метод сборки. При этом валы и втулки изготавливаются с более широкими допусками Та и Тв , а затем все детали разделяются на размерные группы в соответствии с расчетными значениями и . Число сортировочных групп n равно : (3.6)
где (3.7)
– допуск зазора, который может быть выдержан при изготовлении деталей ,
– эксплуатационно-допустимый допуск зазора.
Если , то
(3.8)
Пример 2. Рассчитать предельные зазоры для плунжерной пары (рис 3.3) бустера при следующих исходных данных : dN=10 мм, μ=0,02 Па*с, р= 20 МПа, Q=0,03 /с , L = 100 мм, ТΔТ = 20 мкм.
Решение. По формуле (3.5) при Кэ = 2,0 имеем :
Минимальный допустимый зазор устанавливается из конструктивно-эксплуатационных соображений. В данном случае принимаем го равным 2,0 мкм. Полученные значения зазоров соответствуют допускам 3 квалитета по ГОСТ 253446-82 что предъявляет весьма жесткие требования к технологии финишных операций. Технологичность данного соединения можно повысить используя метод селективной сборки. Определяем число сортировочных групп по формуле (3.6) :
Схема расположения групповых полей допусков при n=4 дана на рис.3.4.а. Этот вариант обеспечивает полную взаимозаменяемость, так как значения и лежат в допустимых по расчёту пределах (8,3 мкм и 2,0 мкм). Если же принять число групп равным 3, то полная взаимозаменяемость в пределах каждой из размерных групп не будет обеспечена, т.к наибольший зазор (см. рис 3.4.б) несколько превышает расчетное значение (8,3 мкм) . Но уменьшение числа размерных групп упрощает техпроцесс, а также и ремонт изделий. Поэтому данный вариант также подлежит анализу (см. п. 3.2.3.).
Рис.3.4. Схема расположения групповых полей допусков
3.1.3. Сопряжения с гарантированным натягом
Соединения деталей данного типа широко используются в авиационных конструкциях.
Расчет натяга в соединениях этого типа выполняется на основе формул Ляме, вывод и анализ которых излагается в курсе «Сопротивление материалов».
Соотношение между контактным давлением р между деталями и натягом определяется формулой (при l/d 0,8) :
(3.9.)
где – коэффициенты для втулки А и вала В, определяемые по ф. (см. рис. 3.5);
β – коэффициент, равный для втулки и для вала;
d – номинальный диаметр сопряжения, м;
dНА , dВВ – наружный диаметр втулки и внутренний диаметр толстостенного вала;
С – коэффициент, учитывающий метод создания натяга. При «поперечном» методе (например, нагрев втулки) С=1.0 при «продольном» – С=1,3 … 1,5 ;
– коэффициенты Пуассона;
– модули упругости 1-го рода материалов втулки и вала, Па;
p – давление в зоне контакта втулки с валом в Па.
Рис.3.5. График для расчёта коэффициента «α» в формуле 3.9
Минимальное значение р которое может обеспечить неподвижность соединения , нагруженного осевой силой Р (Н) или крутящим моментом М (Нм) , определяется выражениями :
(3.10) | ||
(3.11) |
где f – коэффициент статического трения;
– коэффициент запаса прочности;
l – длина соединения, м.
Подставляя значения Pmin в формулу (3.9), получаем минимально допустимое значение натяга Nmin.
Максимально допустимый натяг обусловлен прочностью детали (обычно - втулки).
Соответствующее максимально допустимое контактное давление определяемое формулой:
(3.12.)
где β2А – коэффициент (см. пояснения к формуле (3.9);
[σ] – предел прочности на разрыв наименее прочной детали (втулки), Па;
рнб. – предельное контактное давление в Па.
Дополнительные напряжения от рабочей нагрузки данной формулой не учитываются , т.к обычно они невелики. Учет их влияния дан в [1] на стр. 182. Подставляя р в (3.9) получаем значение . Полученные предельные значения натягов не учитывают смятие микронеровностей на контактных поверхностях деталей при запрессовке. Соответствующая поправка (и) рассчитывается по формуле:
(3.13.)
где - коэффициенты значения которых заданы таблицей 1;
- высоты микронеровностей контактных
поверхностей отверстия и вала по точкам в мкм
Таблица 1
Значения поправочных коэффициентов
Метод сборки | К1 (ст. 45) | К2 (ст. 45 бронза) |
Механическая запрессовка («продольный») | 0,1-0,2 | 0,6-0,8 |
С нагревом охватывающей детали или охлаждением вала | 0,3-0,4 | 0,8-0,9 |
Пример 3. Рассчитать предельные значения натяга для соединения ступицы шестерни (вал) и зубчатого венца (втулка) (рис.3.6) при исходных данных: 0,032 м, 0,025 м, 0,04 м, l = 0,04 м, , , , , , М = 70 Нм, f = 0,085, = 1,3; метод создания натяга – «продольный».
Решение. Определяем наименьший допустимый натяг. Для этого по формуле (3.11) рассчитываем сначала минимально-допустимое контактное давление:
Рис.3.6.Схема прессового соединения (пример 3)
Для и значение 0,46 и (см. график на рисунке 3.5.):
Вводим поправку на смятие микронеровностей по формуле (3.13) . Значение выбираем по справочнику [3] (т. 1 стр. 525), округляя их до значений, приведенных в ГОСТ-2789-73 ([3], стр. 505).
Наибольший натяг определяется максимально допустимыми напряжениями. По формуле (3.12) имеем Подставляя полученные значения p в (3.9.) получаем
3.1.4. Напряженные соединения трубопровода.
Неразъемное соединение трубопроводов выполняются на основе посадок с гарантированным натягом (рис 3.7.).
Для тонкостенных деталей h/D<0,2 формула (3.9.) преобразовывается к виду:
(3.14.)
где - срединные диаметры труб в м,
- толщины стенок труб в м.
Максимально допустимое давление в зоне контакта труб определяется из условия прочности охватываемой детали, прочности и устойчивости охватываемой детали, недопустимости проявления пластических деформаций и т.д.
Расчет по первому критерию (прочность охватываемой детали) без учета давления в трубопроводе выполняется по формуле :
(3.15)
где [ ] - допустимое напряжение в Па
- коэффициент запаса прочности
- внутренний диаметр охватываемой трубы и
толщина стенки в м.
Подставляя (3.15.) в (3.14.) получаем значение максимально допустимого натяга
Минимальный натяг устанавливается в зависимости от осевой силы , действующей в сопряжении. Ее значение зависит от давления в трубопроводе и конструктивно – эксплуатационных факторов. Расчет производится по формуле (3.10.) и (3.14.).
Пример 4. Рассчитать предельные значения натяга в соединении трубопровода (рис. 3.7) при следующих исходных данных: номинальный диаметр сопряжения , толщина труб длина сопряжения , материал - сталь X18H10T, коэффициент трения максимальная осевая сила 800 H.
Решение.По формуле (3.15.) определяем максимальное контактное давление принимая :
Рис. 3.7. Соединение трубопроводов
Этому давлению соответствует максимальный натяг (с=1,4):
Контактное давление, необходимое для обеспечения неподвижности соединения, определяем по формуле (3.10.):
Этому давлению по формуле (3.14.) соответствует наименьший натяг .
3.1.5. Сопряжения с переходными посадками.
Соединения данного вида применяются обычно в тех случаях, когда необходимо обеспечить как точное центрирование сопрягаемых деталей, так и возможность их сравнительно легкой сборки (разборки). Из последнего условия следует, что величина возможного натяга в соединении должна быть небольшой.
Наибольшее значение натяга устанавливается в зависимости от возможной силы Р запрессовки вручную или с помощью простейших приспособлений. Ориентиров дно значение Р принимается равным 1000—5000 Н.
Подставляя принятое значение в (3.10.), а затем величину в (3.9.) получаем максимальное значение натяга.
Наибольшее значение зазора определяется допустимой величиной радиального биения центрируемой детали Например, для сопряжения зубчатого колеса с валом (рис. 3.8 ) можно принять, что биение шестерни при ее работе равно сумме действительного значения радиального биения самой шестерни и зазора между ней и валом . Отсюда
(3.17)
где , — допуск на радиальное биение шестерни по
ГОСТ1643 -81, который устанавливает
из эксплуатационных условий, (например, по
таблицам 5.12 - 5.14 [3]).
Рис. 3.8. Пример сопряжения с переходной посадкой
Действительные значения радиального биения самой шестерни определяется точностью ее обработки.
Пример 5. Рассчитать предельные значения зазора и натяга для сопряжения шестерни m = 2,0 мм, z = 35 с валом диаметром 30 мм. Материал шестерни и вала - сталь 30ХГСА Частота вращения - n =1000 об/мин; ширина шестерни 30 мм.
Вал - полый, = 10 мм. Допускаемое усилие запрессовки — 4500 H. Коэффициент трения =0,08. Наибольшее радиальное биение для получений партии обработанных шестерен Fr,g == 16 мкм.
Решение. По формуле (3.10.) определяем требуемые контактные давления
При и
коэффициент и (по графику на рис 3.5.).
Максимально допустимый натяг при , по формуле (3.9) равен (без учета величины по формуле 3.13.):
Для определения максимального зазора посадки следует установить требуемую степень точности шестерни. Обычно, она определяется окружной скоростью ее вращения:
Для скорости вращения V<6.0 м/сек таблица 5.12. [3] рекомендует 8 степень точности, для которой по ГОСТ 1643-81 допуск на радиальное биение равен . При этих условиях максимальный зазор но формуле 3.17.) равен
3.1.6. Сопряжения с подшипниками качения.
Посадки подшипников качения называются непосредственно по таблицам СТ СЭВ 773-77 (см. п. 3.2.2.). Поэтому при назначении посадок подшипников качения значения , – не рассчитываются. В порядке проверочного расчёта для посадок с натягом определяются предельно допустимым значения и по формулам [3]:
(3.18)
(3.19)
где R — радиальная нагрузка в кН,
b — ширина кольца в м,
r — ширина фаски в м,
N — коэффициент (2…2,8), зависящий от серии подшипника
[σ] — допускаемое напряжение ( 400 МПа)