Принципы ситуационного управления
Управление по ситуации основывается на учете и анализе множества факторов, так или иначе влияющих на организацию. Сложность ее внутренней и тем более внешней среды требует от руководства не только знания теории управления, но и наилучшего применения на практике собственного и прошлого опыта. Принятие ситуационных решений отличается наибольшей сложностью, поскольку это нестандартные, нетрадиционные решения, результат реализации которых довольно трудно предвидеть. Поэтому, чтобы принять максимально эффективное решение в данной конкретной ситуации и провести изменения в организации наилучшим образом, руководитель должен придерживаться определенных принципов, или правил, основополагающих требований к эффективному управлению, важнейшими из которых являются следующие.
1. Принцип компетентности руководства. Знания и опыт являются важнейшей предпосылкой эффективного управления. Но при этом недостаточно только иметь хорошую теоретическую подготовку и владеть информацией о нынешнем состоянии организации – нужно еще обладать хорошей управленческой интуицией и способностью принимать нестандартные, а иногда даже и парадоксальные решения.
2. Принцип отсутствия прецедентов. Ни одна управленческая ситуация, какой бы стандартной она ни казалась, не может быть абсолютно похожей ни на одну ситуацию, которая имела место в прошлом. Обстоятельства, учитываемые в ситуации, постоянно – в большей или меньшей степени – изменяются. Некоторые из них становятся несущественными или вообще перестают иметь место. Другие, наоборот, приобретают более важное значение. Поэтому любая управленческая ситуация является уникальной по своей природе и, следовательно, требует индивидуального подхода. Попытка же перенести на нее решение, принятое для какой-либо прошлой ситуации, может (не всегда, конечно, но довольно часто) привести к нежелательным последствиям или даже дать обратный эффект.
3. Принцип взаимосвязи ситуационных переменных. Каждый из факторов, рассматриваемых в ситуации, не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, а уж тем более не существует сам по себе. Все они составляют единое целое, некую систему, и поэтому так или иначе влияют друг на друга. Иногда это влияние может быть сильным и явным, а иногда – слабым и практически незаметным. Но в любом случае, принимая какое-то управленческое решение, направленное на изменение какого-либо одного параметра организации, руководитель обязательно должен учитывать, каким образом это изменение повлияет на ситуационные факторы и, в конечном счете, – на другие параметры организации.
4. Принцип двойственного влияния факторов. Появление и усиление значимости той или иной ситуационной переменной обусловлено множеством различных причин. В силу того, что причины эти неоднозначны ни по своей природе, ни по характеру влияния, ситуационные факторы также обладают разными, порой даже противоречивыми характеристиками. Один и тот же фактор в различных ситуациях может оказывать прямо противоположное влияние на организацию или, оказывая положительное влияние на одну сторону ее деятельности, отрицательно влиять на другие.
5. Принцип непрерывности изменений. Изменения в организации и ее внешнем окружении так или иначе происходят постоянно. Даже если руководитель не оказывает сознательного влияния на ситуационные переменные, они все равно изменяются в результате взаимодействия и взаимовлияния друг на друга, а также в результате изменений, вносимых в состояние отдельных факторов другими людьми. Поэтому важной задачей руководства является непрерывное отслеживание изменений, происходящих внутри организации и во внешней среде и своевременное внесение необходимый корректив в параметры организации.
6. Принцип необратимости изменений. Всякое изменение ставит организацию на новую – более высокую или более низкую – ступень развития. Поэтому, принимая какое-либо решение, менеджер должен понимать, что результатом его реализации будет новая организация, отличающаяся по своим параметрам от ныне существующей. А попытка восстановить прежнюю ситуацию при неудачно принятом решении заранее обречена на провал.
7. Принцип быстрой реакции. Постоянное изменение ситуационных переменных требует непрерывной выработки управленческих решений, направленных на адаптацию организации к этим изменениям. При этом эффективность решений во многом зависит от того, с какой скоростью они принимаются. Чем меньше времени пройдет с момента существенного изменения ситуационного фактора до момента изменений параметров организации, адаптирующих ее к новой ситуации, тем эффективнее будет это изменение.
8. Принцип наличия предпосылок к изменениям. Принятие правильного решения не всегда означает его эффективную реализацию. Часто проведение необходимых изменений невозможно из-за того, что для этого нет соответствующих условий. Причины здесь могут быть самые разные: недостаток ресурсов, неэффективная коммуникация внутри организации, нежелание персонала осуществлять изменения и т.п., – но результат всегда остается одним и тем же: параметры организации перестают соответствовать требованиям ситуации. Поэтому наряду с постоянным мониторингом происходящих изменений, необходимо непрерывно контролировать наличие предпосылок, условий, необходимых для приведения параметров организации в соответствие с изменившейся ситуацией.
9. Принцип приоритетности человеческого фактора. Современная концепция менеджмента во главу угла ставит персонал организации как важнейший ресурс в предпринимательской (да и любой другой) деятельности. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель прежде всего должен учитывать его влияние на трудовой коллектив. Решение, ущемляющие интересы всего персонала или отдельных работников, ухудшающие условия их деятельности не могут быть оправданы достижением более высоких финансовых результатов или какими-то другими материальными преимуществами. Игнорирование человеческого фактора может привести к ухудшению социально-психологического климата в коллективе, снижению эффективности коммуникаций, уменьшению производительности труда и даже к ухудшению имиджа организации. В результате незначительное преимущество, полученное в короткое время, в долгосрочной перспективе может обернуться серьезными отрицательными последствиями.
10. Принцип оптимального соотношения результатов и затрат. Оптимальность в данном случае вовсе не означает, что при минимальных затратах должен быть получен максимальный результат или отношение результатов к затратам должно быть наибольшим. Зачастую высокие результаты так же нежелательны, как и низкие. Например, чрезмерное увеличение выпуска продукции может привести к перепроизводству, и товар, в конце концов будет залеживаться на складе. Поэтому под оптимальным здесь понимается такое соотношение, при котором минимальные затраты будут обеспечивать оптимальные результаты. Критерием оптимальности в данном случае является наибольшее приближение организации к поставленным целям.
11. Принцип априорного решения. Хороший руководитель должен уметь не только правильно оценивать ситуацию и своевременно реагировать на ее изменение, но и предвидеть возможные изменения этой ситуации. Искусство менеджера здесь заключается в том, чтобы выработать управленческое решение в соответствии с изменениями ситуации, которые еще не произошли и характер которых еще невозможно (или же очень сложно) предсказать. Это своего рода «шестое чувство», «врожденный инстинкт», позволяющий наиболее быстро адаптировать организацию к изменениям.
12. Принцип формирования изменений. Вершиной управленческого искусства можно считать принятие таких решений, которые не только позволяют организации приспособиться к изменениям ситуации, но и адаптировать сами изменения к организации. Конечно, крупные компании имеют больше возможности управлять как внутренними, так и внешними (например, конкурентными) факторами. Однако даже в небольших фирмах умелый руководитель может извлечь максимальную пользу из благоприятных для него изменений и, управляя доступными факторами, влиять на изменение остальных.
Все принципы ситуационного управления реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий деятельности организации, состояния внешней и внутренней среды, личных качеств руководителя и некоторых других факторов.