Вовлечение работников в процесс улучшения

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Применение принципа приводит к:

- принятию на себя задач и ответственности за их решение;

- активному поиску возможностей усовершенствования;

- активному поиску возможностей повышения собственных квалификации, знаний и опыта;

- свободному обмену знаниями опытом в группах и коллективах;

- концентрации на создании ценностей для потребителя;

- новаторству и творчеству в дальнейшем продвижении стратегических целей организации;

- олицетворению организации перед потребителями, местными сообществами и обществом в целом;

- получению удовольствия от своей работы;

- гордости и удовлетворению быть частью организации

Для вовлечения сотрудников используются различные методы:

- Проектная форма управления;

- Делегирование полномочий, рассредоточение ответственности;

- Создание творческого климата для осознания работниками себя не наемниками, а сотрудниками;

- Творческая работа предполагает право на ошибку;

- Постоянное обучение;

- Изменение мотивации.

Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы»(рис 1.2)

Процедура –установленный способ осуществления деятельности или процесса

 
РЕСУРСЫ
 
 
 
 
ПРОЦЕСС
Вход
Выход
Управление
ПРОДУКЦИЯ – результат процесса

Рисунок 1.2. Процесс – схематичное изображение

Входы и выходы могут быть материальными или нематериальными: материалы, детали, сырье, информация. На рисунке 1.3 показана обобщенная модель производства продукции.

Вход: • материалы • информация
Методы
Кадры
Обору- дование
Стандарты качества
Выход
Анализ
Обучение
Мотивация
П р о ц е с с
Измерение
Обратная связь

Рис 1.3 Модель процесса производства

Применение процессного подхода приводит к:

- определению процесса достижения желаемого результата;

- определению и измерению входов и выходов процесса;

- определению интерфейсов процесса с функциями организации;

- оценке возможного риска, его последствий и влияния процесса на потребителей, поставщиков и другие участвующие в процессе стороны;

- четкому распределению ответственности, полномочий и отчетности при управлении процессом;

- выявлению внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других участвующих в процессе сторон;

Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Процесс А
Вход А
Выход А / Управление В
 
 
Ресурсы С
 
 
Процесс С
Процесс В
Вход В
 
Вход С
Выход В
 
 
Выход С
Управление С
 
 

Рис. 1.4 Взаимодействие процессов

На рисунке 1.4 изображена взаимосвязь условных процессов, когда, например, «вход» процесса C является «выходом» процесса B.

Применение системного подхода приводит к:

- определению системы путем выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданной стратегической цели;

- структурированию системы для достижения заданной стратегической цели наиболее эффективным способом;

- пониманию взаимозависимостей между процессами системы;

- непрерывному усовершенствованию системы посредством измерения и анализа.

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Применение принципа непрерывного улучшения приводит к:

- превращению непрерывного улучшения продукции, процессов и систем в стратегическую цель каждого сотрудника организации;

- применению базовых понятий последовательного и скачкообразного улучшения;

- проведения периодических аттестаций степени достижения установленных критериев качества для выявления областей потенциального улучшения;

- непрерывному повышению результативности и эффективности всех процессов;

- поощрению действий направленных на предотвращение проблем;

- предоставлению каждому сотруднику организации необходимого образования и подготовки по методам и инструментальным средствам непрерывного улучшения.

Для постоянного улучшения разрабатываются и применяются различные системы, например метод «точно вовремя» (just-in-time) и «канбан», применявшиеся еще в середине 20-го века и более современные: система «всеобщего обслуживания оборудования» -TPM, упорядочение – 5S, система «6 сигм», система 20 «ключей» и т.п.

Наши рекомендации