Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектом
Практическая работа №20
Тема: Распределение основных функциональных обязанностей команды управления проектом.
Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектом
Куратор проекта (Спонсор) - проектная роль должностного лица, отвечающего за стратегическое управление ходом реализации проекта. Куратор принимает решение по стратегическим вопросам проекта, осуществляет утверждение основных изменений в объеме работ, сроках, этапах, в бюджете проекта, находящихся вне компетенции Руководителя проекта. Как правило, Куратором проекта (Спонсором) является менеджер высшего звена организации.
Основные функции:
· общее руководство ходом реализации проекта;
· обеспечение выделения необходимых ресурсов для выполнения проекта, обеспечение финансирования работ;
· рассмотрение и утверждение регламентирующих документов, необходимых для организации и выполнения проекта;
· получение и анализ сводной отчетности о ходе реализации проекта;
· управление изменениями базовых параметров проекта и решение проблем, находящихся вне компетенции Руководителя проекта.
Основные полномочия:
· утверждение целей проекта;
· согласование назначения Руководителя проекта;
· утверждение общего плана и бюджета проекта;
· получение от Руководителя проекта сводной отчетности о ходе его выполнения;
· принятие принципиальных решений при возникновении критических изменений, влияющих на сроки, стоимость и качество результатов проекта.
Руководитель проекта - проектная роль должностного лица, ответственного за управление проектом. Руководитель проекта непосредственно отвечает за достижение целей проекта в рамках выделенного бюджета, в соответствии с плановыми сроками осуществления проекта и с заданным уровнем качества.
Основные функции:
· формирование команды проекта и команды управления проектом;
· планирование, организация и контроль выполнения работ по достижению целей проекта с требуемыми качеством, затратами и в заданный срок;
· распределение ресурсов проекта и организация взаимодействия команды проекта в процессе его выполнения;
· организация взаимодействия с Заказчиком и обеспечение всех необходимых коммуникационных связей с другими участниками проекта;
· учет фактических затрат ресурсов по исполнению проекта;
· формирование и предоставление Куратору отчетности по проекту.
Основные полномочия:
· назначение задач команде проекта (отдельным ее членам) и контроль их выполнения;
· требование от команды проекта выполнения своих ролевых функций;
· подтверждение или отклонение отчетов о фактических затратах исполнителей проекта;
· обоснование необходимости и запрос Куратору проекта на выделение дополнительных ресурсов на проект;
· обращение к Куратору за поддержкой в случае необходимости.
Архитектор системы - проектная роль должностного лица, отвечающего за предметную область проекта. Архитектор системы подчиняется непосредственно Руководителю проекта.
Архитектор системы непосредственно отвечает за разработку информационной системы в соответствии с плановыми сроками проекта и с заданным уровнем качества.
На роль Архитектора системы назначается специалист, наиболее компетентный по внедряемой информационной системе. Архитектор системы должен знать методологии и технологии построения ИС, стандарты и нормативные документы в области проектирования и создания ИС, разработки и оформления технической документации.
Основные функции:
· определение состава, продолжительности и технологии выполнения работ по разработке и внедрению информационной системы;
· определение ресурсов, которые необходимы для разработки и внедрения ИС в рамках, заданных условиями проекта;
· определение квалификационных требований и состава рабочих групп специалистов по направлениям деятельности, распределение их по задачам, организация работ и верификация результатов в процессе реализации проекта;
· обеспечение целостности функциональной архитектуры внедряемой информационной системы;
· организация подготовки, согласования и утверждения всей технической документации, необходимой для создания ИС в рамках проекта;
· планирование и согласование фактических трудозатрат специалистов при исполнении проекта;
· формирование и предоставление руководителю проекта необходимой отчетности;
· анализ хода выполнения и промежуточных результатов создания ИС;
· организация, проведение и документирование процедур передачи Заказчику разработанной ИС.
Основные полномочия:
· участие в календарном планировании работ по созданию ИС;
· назначение задач рабочим группам проекта и контроль их выполнения;
· требование от исполнителей качественного выполнения порученных задач и своевременной информации о возникающих проблемах;
· обоснование необходимости и запрос руководителю проекта на выделение дополнительных ресурсов на проект.
Администратор проекта - проектная роль должностного лица, отвечающего за информационное обеспечение руководителя проекта, организацию и ведение документооборота по проекту. Администратор проекта функционально закрепляется за конкретным проектом и подчиняется непосредственно Руководителю проекта.
Основные функции:
· обеспечение Руководителя проекта структурированной информацией, обеспечивающей возможность контроля за проектом, планами, ресурсами и приоритетами;
· ведение протоколов совещаний;
· обеспечение своевременной подготовки, движения и архивации документов по проекту.
Основные полномочия:
· передача и получение от участников проекта необходимой документации по проекту;
· контроль соблюдения участниками проекта установленной системы документооборота;
· затребование от конкретных исполнителей по проекту оперативной информации и отчетов о ходе работ по проекту.
Распределение основных функций между членами команды управления проекта представляют в виде таблицы 1, которая дает точное представление о том, кто и за что отвечает на протяжении всего проекта.
Таблица 1. Распределение основных функциональных обязанностей команды управления проектом | ||||
Функциональные обязанности | Куратор проекта (Спонсор) | Руково дитель проекта | Архитектор систе мы | Администратор проекта |
Планирование | ||||
Разработка и периодическая актуализация плана | + | + | ||
Утверждение плана | + | |||
Управление командой проекта | ||||
Назначение сотрудника на роль Руководителя проекта | + | |||
Формирование команды проекта | + | |||
Определение квалификационных требований и состава рабочих групп специалистов по функциональности ИС | + | |||
Обеспечение выделения необходимых ресурсов для выполнения проекта | + | |||
Непосредственное руководство Командой проекта | + | |||
Формирование предложений по стимулированию Команды проекта | + | |||
Обеспечение стимулирования Команды проекта | + | |||
Организация выполнения работ | ||||
Организация взаимодействия с Заказчиком и обеспечение всех необходимых коммуникационных связей с другими участниками проекта | + | |||
Организация подготовки, согласования и утверждения всей технической документации, необходимой для создания ИС в рамках проекта | + | |||
Организация, проведение и документирование процедур передачи Заказчику разработанной ИС | + | + | ||
Рассмотрение и утверждение регламентирующих документов, необходимых для организации и выполнения проекта | + | |||
Ведение организационно-распорядительной и отчетной документации. Поддержание в актуальном состоянии списка команды проекта | + | |||
Обеспечение команды проекта необходимыми информационными материалами | + | |||
Материально-техническое и хозяйственное обеспечение команды проекта | + | |||
Контроль хода выполнения проекта | ||||
Организация и проведение совещаний по обсуждению хода работ проекта | + | |||
Подготовка и предоставление Куратору отчетов о ходе работ проекта | + | |||
Получение и анализ сводной отчетности о ходе реализации проекта | + | |||
Контроль соответствия результатов проекта Техническому заданию на разработку ИС | + | |||
Согласование фактических трудозатрат специалистов при исполнении проекта | + | + |
В состав команды проекта, как было отмечено выше, входит не только команда управления проектом, но и Исполнители. Примеры проектных ролей Исполнителей, характерных для IT-проектов: функциональный архитектор, функциональный консультант, разработчик, администратор ИС, тестировщик, менеджер по качеству, системный аналитик. На проекте один член команды может выступать одновременно в нескольких ролях. Совмещение ролей часто встречается на небольших проектах, что позволяет снизить накладные расходы проекта. Но не все роли можно совмещать, поскольку подобное совмещение может затруднить контроль и оценку результатов проекта. Допускается совмещение таких проектных ролей, как Руководитель проекта и администратор проекта, функциональный архитектор и функциональный консультант, функциональный консультант и аналитик, менеджер разработки и разработчик, менеджер по качеству и тестировщик. Но не следует совмещать роли менеджера по качеству и разработчика, руководителя проекта и разработчика, тестировщика и разработчика.
В PMBOK процесс управления человеческими ресурсами разбит на два процесса - управление командой проекта и управление участниками проекта. В данной лекции будет рассмотрен только один процесс - управление командой.
Согласно PMBOK, управление командой проекта включает в себя следующие процессы по организации команды проекта и управления ею.