Этос науки Р. Мертона и амбивалентность его принципов
С нормами этики непосредственно связан этос науки. Этос представляет собой функционально организованную систему норм воспроизводства определенного «региона» – труда, искусства, религии, политики, науки, повседневности. Он выступает целостным комплексом ценностей и норм, которые сформировались и закрепились в качестве системы поведенческих императивов, принятых в научной среде. Этос выходит за рамки индивидуального выбора и индивидуальных представлений о должном, он являет собой само должное. Любое нарушение этоса приводит к деформации «региона».
Этос науки–набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Попытка кодификации социальных норм науки была предпринята Р. Мертоном в 1942 г. Он включил в этос науки четыре нормы:
1) универсализм (оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса);
2) коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества);
3) бескорыстность (при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы);
4) организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами).
Позднее этос науки неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Р. Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р. Барбер предложил дополнить этос науки нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р. Мертон включил в этос норму «оригинальности».
Представления Р. Мертона об этосе науки неоднократно критиковались. В частности, в 70-х гг. XX в. Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), которые также регулируют поведение ученых.
Этос науки призван подкрепить систему правил, предписаний, ритуалов «мира науки», этикета собственно моральными принципами. Эпоха «одиночек» уходит в прошлое. Поэтому важными чертами этоса науки становятся этические принципы ведения дискуссий, морально-нравственные способы отстаивания научных приоритетов, этические нормы отражения соавторства и т. д. Этос науки регулирует сотрудничество научных работников разных отраслей и школ, а также лиц, различающихся по степени и характеру одаренности. Потребность в таких правилах обусловливается разветвленной и многоуровневой организацией научного исследования.
Современная этика ученого кроме моральных норм включает в себя целый ряд норм поведения: ориентацию на объективность, верифицируемость утверждений, непредвзятость суждений, эмоциональную нейтральность, творческую свободу, здравый скептицизм, отсутствие личный пристрастий и т. д. И хотя реальность далека от этических идеалов, современное общественное развитие требует реализации многих этических положений в сфере науки.