Обработка результатов эксперимента

1. Определить объём воздуха, пропущенного через фильтр при данных метеоусловиях:

обработка результатов эксперимента - student2.ru3), (2)

где Vр – объём воздуха, пропущенного через ротаметр (л/мин) (см. таблицу 5);

τ – время отбора пробы (мин).

2. Объём пропущенного воздуха V привести к нормальным метеоусловиям (20˚С, 760мм рт. ст.):

обработка результатов эксперимента - student2.ru3), (3)

где р – барометрическое давление при эксперименте(мм рт. ст.);

t – температура воздуха при эксперименте (˚С).

3. Определить концентрацию пыли q в исследуемом воздухе:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (мг/м3), (4)

где G1, G2 – вес фильтра до и после эксперимента (мг)

4. Найти величину интенсивности образования пыли U:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (мг/час), (5)

где Vп – объём помещения учебной лаборатории,(м3);

α – коэффициент качества установки по выделению пыли определяется по таблице 3.

5. Полагая, что запыленность помещения учебной лаборатории такая же, как и в пылевой камере, определить потребную производительность общеобменной вентиляции W для лаборатории:

обработка результатов эксперимента - student2.ru3/час), (6)

где qПДК – предельно допустимая концентрация исследуемой пыли (мг/м3);

qпр – допустимая концентрация пыли в приточном воздухе (мг/м3):

qпр =0,3× qПДК. (7)

Таблица 3 - Зависимость пылеобразования от коэффициента качества установки по выделению пыли.

Концентрация пыли в исследуемом воздухе q, мг/м3 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 и выше
Коэффициент качества установки, α 0,1 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01

6. Определить необходимую кратность k0 воздухообмена в помещении лаборатории

обработка результатов эксперимента - student2.ru (1/час). (8)

7. По таблице 1 определить нижний концентрационный предел воспламенения исследуемой пыли (предел взрываемости) и температуру её самовозгорания.

8. Определить класс условий труда по таблице 2, исходя из фактических значений концентраций исследуемой пыли в помещении и их кратности превышения ПДК.

9. Определить пылевую нагрузку:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (мг), (9)

где q – фактическая среднесменная концентрация пыли в зоне дыхания работника, мг/м3. Зона дыхания –пространство радиусом 0,5 м от лица работающего.

N – число рабочих смен в календарном году N= 248;

Т – количество лет контакта с АПФД;

Q – объем легочной вентиляции за смену, м3 :

для работ категории Iа, Iб- Q = 4 м3;

для работ категории IIа, IIб- Q = 7 м3;

для работ категории работ Ш -Q = 10 м3.

10. Определить контрольную пылевую нагрузку:

обработка результатов эксперимента - student2.ru(мг), (10)

где qПДК - среднесменная предельно допустимая концентрация пыли в зоне дыхания работника, мг/м.

11. Найти допустимый стаж работы при контакте с исследуемой пылью (25 лет):

обработка результатов эксперимента - student2.ru (лет). (11)

12.Определить соотношение пылевой нагрузки и контрольно пылевой нагрузки (ПН/КПН). При соответствии фактической пылевой нагрузки контрольному уровню условия труда относят к допустимому классу. Кратность превышения контрольно пылевых нагрузок указывает на класс вредности условий труда по данному фактору в соответствии с таблицей 2.

13. Оформить протокол к лабораторной работе в соответствии с таблицей 4 и сделать выводы.

Таблица 4 - Протокол к лабораторной работе

Показатели Единица измерения Результаты измерений и расчетов
Подготовка к эксперименту
Характер пыли в пылевой камере -  
Температура в помещении лаборатории, t ˚С  
Барометрическое давление, р мм рт. ст.  
Объём помещения лаборатории Vп м3  
ПДК исследуемой пыли, qПДК мг/м3  
Допустимая концентрация пыли в приточном воздухе, qпр мг/м3  
Объём воздуха, пропущенного через ротаметр, Vр л/мин  
Вес свежего фильтра, G1 мг  
Результаты эксперимента
Вес запыленного фильтра, G2 мг  
Время отбора пробы, τ мин  
Объём воздуха, пропущенного через фильтр (при нормальных условиях), V0 м3  
Концентрация пыли в исследуемом воздухе, q мг/м3  
Интенсивность образования пыли, U мг/ч  
Потребная производительность общеобменной вентиляции помещения лаборатории, W м3  
Необходимая кратность воздухообмена, k0 1/ч  
Нижний концентрационный предел воспламенения исследуемой пыли мг/м3  
Температура самовоспламенения пыли ˚С  
Пылевая нагрузка, ПН мг  
Контрольно пылевая нагрузка, КПН мг    
Допустимый стаж работы, Т1 лет  
Класс условий труда ПН/КПН -  

Таблица 5 - Варианты заданий для выполнения лабораторной работы

№ варианта Характер пыли Vр, л/ мин G1, мг G2, мг Vп, м3 Т, лет Q, м3
Полипропиленовая 200,1
200,25
200,3
Древесная 300,2
300,35
300,45
Мука пшеничная 400,3
400,35
400,4
Мука ржаная 500,2
500,5
500,55
Алюминиевая 600,6
600,65
600,7
Циркониевая 700,7
700,8
700,9
Окись цинка 800,4
800,45
800,55
Окись титана 800,65
800,7
800,75
Окись железа 800,8
800,85
800,9
Угольный порошок 900,5
900,6
900,7

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие бывают виды пыли (классификация пыли)?

2. Какими параметрами характеризуется пыль?

3. В чем выражается вредное действие пыли на организм человека?

4. Какими показателями оценивают пожаро- и взрывоопасность пыли?

5. Что такое предельно допустимая концентрация максимальная разовая?

6. Что такое предельно допустимая концентрация среднесуточная?

7. Что такое предельно допустимая концентрация примеси в воздухе рабочей зоны рабочей зоны?

8. Что такое предельно допустимая концентрация атмосферного воздуха?

9. Дайте определение профессионального заболевания.

10. Что такое пневмокониоз?

11. Какие классы опасности вредных веществ существуют?

12. Что такое пылевая нагрузка на органы дыхания работающего?

13. Что такое контрольная пылевая нагрузка?

14. Как очищают воздух производственных помещений? Какие виды вентиляции существуют?

15. Какими методами можно определить запыленность воздушной среды? В чем преимущества и недостатки?

16. Как устроена установка для определения запыленности воздуха весовым методом?

17. Какие свойства пыли определяют вредность её воздействия на организм человека?

18. Назовите средства индивидуальной защиты человека от пыли.

19. Какие средства коллективной защиты от пыли Вы знаете?

Наши рекомендации