Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости

Проверка прочности подкрановых балок. Под действием вертикаль­ных и горизонтальных крановых нагрузок подкрановая балка и тор­мозная конструкция работают как единый тонкостенный стержень на ко­сой изгиб с кручением (рис. 15.11, а), и нормальные напряжения в та­кой балке можно определить по формуле

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Так как линия действия усилий проходит вблизи центра изгиба, влияние кручения невелико, поэтому при расчете балок используется приближенный подход. Условно принимается, что вертикальная нагруз­ка воспринимается только сечением подкрановой балки (без учета тор­мозной конструкции), а горизонтальная — только тормозной балкой, в состав сечения которой входят верхний пояс подкрановой балки, тор­мозной лист и окаймляющий его элемент (или верхний пояс смежной подкрановой балки). Таким образом, верхний пояс балки работает как навертикальную, так и на горизонтальную нагрузку, и максимальные напряжения в точке А (рис. 15.11,б) можно определить по формуле

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Если тормозная конструкция выполнена в виде фермы, то верхний пояс балки помимо напряжения от изгиба в вертикальной плоскости воспринимает осевое усилие Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (hT — высота тормозной фер­мы) от работы его в составе фермы и местный момент Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (d — расстояние между узлами тормозной фермы, см. рис. 15.9) от вне-узлового приложения силы Тк (коэффициент 0,9 учитывает неразрезность пояса в узлах).

Устойчивость верхнего пояса из плоскости балки можно проверить по приближенной формуле

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Если сечение пояса сильно ослаблено отверстиями, то решающей будет проверка прочности, выполняемая по формуле (15.8).

Прочность стенки на действие максимальных местных напряжений проверяют по формуле

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Здесь Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - расчетная нагрузка на колесе без учета динамичности; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - коэффициент увеличения нагрузки на колесе, учитывающий возможное перераспределение усилий между колесами и динамический характер нагрузки, принимается равным: 1,6 – при кранах с жестким подвесом груза, 1,4 – при кранах особого режима работы с гибким подвесом груза, 1,1 – при прочих кранах; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - толщина стенки; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - условная (расчетная) длина распределения усилий Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru зависит от жесткости пояса, рельса и сопряжения пояса со стенкой и определяется по формуле: Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru ,

где с- коэффициент, учитывающий степень податливости сопряжения пояса, для сварных балок с=3,25 , клепанных – 3,75; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru – сумма собственных моментов инерции пояса и кранового рельса или общий момент инерции в случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса.

Стенку подкрановой балки следует проверить также на совместное действие нормальных, касательных и местных на­пряжений на уровне верхних поясных швов по формуле

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (15.11)

где b - коэффициент, равный 1,15 при расчете разрезных балок и 1,3 – при расчете на опорах неразрезных балок.

Внецентренное расположение рельса на балке, а также воздействие горизонтальной поперечной силы, приложенной к головке рельса, приводит к возникновению местного крутящего момента, приложенного к верхнему поясу балки и вызывающего дополнительные напряжения от изгиба в стенке Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru :

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (15.12)

где Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

где е – условный эксцентриситет рельса, принимаемый равным 15мм; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - высота рельса; коэффициент 0,75 учитывает большую длину распределения крутящего момента от силы Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru по длине балки, чем от силы Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru .

32. Сплошные подкрановые балки: особенности конструирования (опорные узлы, узлы крепления крановых рельсов).

В узлах опирания подкрановых балок на колонны происходит пере­дача больших вертикальных и горизонтальных усилий. Вертикальное давление разрезных подкрановых балок передается на колонну обыч­но через выступающий фрезерованный торец опорного ребра (рис. 15.17, а).

Для восприятия горизонтальных поперечных воздействий кранов устанавливают дополнительные элементы крепления балок к колоннам (рис. 15.18, а). Эти элементы рассчитывают на горизонтальное уси­лие

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (15.31)

где Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - опорное давление балки от поперечных горизонтальных усилий на колесах крана; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - расстояние от низа балки(точка поворота) до отметки головки рельса и места расположения элементов крепления(рис 15.18,а).

Конструкция крепления балок к колоннам в горизонтальном направлении должна обеспечивать передачу горизонтальных поперечных сил, допуская при этом свободу поворота и продольного смешения опорных сечений.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Рис. 15.18.К расчету узла крепления подкрановых балок к колонне.

а- схема передачи горизонтального поперечного усилия; б – перемещение узла; в – расчетная схема элемента крепления; г – передача усилий при перекосе опорного ребра

Для того чтобы обеспечить свободу продольных и вертикальных перемещений элементов крепления, применяют два типа узлов. В узлах 1-го типа поперечные горизон­тальные воздействия передаются через плотно пригнанные к полкам колонны элемен­ты (упорные планки), допускающие за счет проскальзывания свободу перемещений опорных сечений (рис. 15.19, а). Поскольку со временем контактные поверхности об­минаются и в соединении образуется люфт, упорные элементы целесообразно крепить (для возможности их замены) на высокопрочных болтах. В узлах 2-го типа балки крепятся к колоннам с помощью гибких элементов. При малой жесткости этих элемен­тов дополнительные усилия, возникающие в них от перемещений Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru , невелики. В качестве гибких креплений используются листовые элементы или круглые стержни.

В узле, показанном на рис. 15.19,б, горизонтальные поперечные силы восприни­маются гибкими круглыми стержнями. При больших горизонтальных нагрузках каж­дая балка может крепиться двумя или тремя болтами, расположенными один над дру­гим. Достоинством такого крепления являются возможность рихтовки балок и простота его замены.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Для мостовых кранов применяются специальные крановые рельсы КР с усиленной шейкой и развитой подошвой (см. прил. 14).

Конструктивное решение крепления рельсов к подкрановым балкам зависит от типа рельсов (рис. 15.20).

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

В зданиях с кранами особого режима работы рекомендуется при­менять только специальные крановые рельсы КР. В железнодорожных рельсах у мест ослабления шейки отверстиями часто возникают трещи­ны; кроме того, отверстия для крючьев в тормозном листе являются концентраторами напряжения и около них также развиваются трещины. Квадратный рельс менее жесткий, чем КР, а простружка пазов для его крепления весьма трудоемка. Между рельсом и поясом балки це­лесообразно устанавливать упругие прокладки из низкомодульного материала. Прокладки улучшают условия контакта рельса и пояса, сглаживают и уменьшают местные напряжения под колесом крана, ликвидируют пики местных напряжений у контактирующих неровнос­тей рельса и пояса, уменьшают динамическое воздействие крана. При кранах небольшой грузоподъемности (Q<20 т) прокладки делают из прорезиненной ленты, при большой грузоподъемности — металлорезиновыми. Так как при прохождении крана прокладки сжимаются, то применяют различного типа пружинные крепления рельса к поясу (рис. 15.21).

33. Многоэтажные гражданские здания: конструктивные схемы многоэтажных зданий; каркасные, панельные, объемно-блочные, комбинированные здания.

Основные несущие элементы (фундаменты, стены, и т.д.) в совокупности образуют несущий каркас здания, который воспринимает все нагрузки, воздействующие на здание, и передаёт их на основание., а также обеспечивает пространственную неизменяемость(жёсткость ) и устойчивость здания.

По конструктивной схеме здания подразделяются на бескаркасные, каркасные и с неполным каркасом. В бескаркасных зданиях основными вертикальными несущими элементами служат стены, в каркасных- отдельные опоры (колонны), в зданиях с неполным каркасом- и стены , и отдельные опоры.

Бескаркасные крупноблочные здания со стенами из бетонных и других блоков имеют конструктивные схемы с поперечными и продольными несущими стенами. Общественные многоэтажные здания чаще возводят с продольными несущими стенами.

Пространственная жесткость каркасных зданий обеспечивается:

Совместной работой колонн, связанных между собой ригелями и перекрытиями и образуют жесткую систему.

Установкой между колоннами стенок жесткости или стальных вертикальных связей.

Сопряжением стен лестничных клеток с конструкциями каркаса

Укладкой в междуэтажных перекрытиях (между колоннами) панелей-распорок.

Объёмно-блочные здания возводят из крупноразмерных элементов – объёмных блоков, которые представляют собой готовую часть здания, например комнату, размеры объёмных блоков зависят от схемы разрезки на блоки – комнаты. Такие дома имеют две конструктивные схемы: блочную и блочно-панельную. Блочные здания возводят только из объёмных блоков, устанавливаемых вплотную друг к другу. А в блочно-панельных – объёмные блоки устанавливают на расстоянии один от другого так, что между ними образуется комната, которую перекрывают панелями. Стеновые панели – навесные, их монтируют вслед за установкой объёмных блоков дома.

34. Многоэтажные гражданские здания: конструктивные схемы каркасных зданий; рамные, рамно-связевые, связевые системы.

При строительстве общественных и частично жилых зданий широко применяют каркасные конструктивные схемы. Выбираемая сетка колонн при этом должна отвечать виду и размерам основных планировочных элементов.

Различают системы каркасов: рамные, рамно-связевые и связевые.
Рамная система (рис. 12.18) состоит из колонн, жестко соединенных с ними ригелей, перекрытий, располагаемых во взаимно перпендикулярных направлениях и образующих таким образом жесткую конструктивную систему. Колонны зданий с рамной системой имеют по высоте здания переменное сечение. Если каркас выполнен в монолитном варианте, то он более жесткий, чем сборный, но в то же время более трудоемок. Эта система имеет ограниченное применение в строительстве многоэтажных гражданских зданий.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Рис. 12.18. Схема здания с рамной системой:
1 — колонна, 2 — ригели

В рамно-связевых системах (рис. 12.19) совместная работа элементов каркаса достигается за счет перераспределения доли участия в ней рам и вертикальных стенок-связей (диафрагм). Стенки-диафрагмы располагают по всей высоте здания, жестко закрепляют в фундаменте и с примыкающими колоннами. Их размещают в направлении, перпендикулярном направлению рам, и в их плоскости. Расстояние между стенками-связями обычно принимают 24,,.30 м. Они бывают плоскими и пространственными. Поперечные связи-диафрагмы устраивают сквозными на всю ширину здания. По степени обеспечения пространственной жесткости, расходу металла и трудоемкости рамно-связевые каркасы занимают промежуточное место между рамными и связевыми. Эти системы применяют при проектировании общественных зданий высотой до 12 этажей с унифицированными конструктивно-планировочными сетками 6x6 и 6 х 3 м.

Для общественных зданий большей этажности применяют связевые системы каркасов с пространственными связевыми элементами в виде жестко соединенных между собой под углом стенок или пространственных элементов, проходящих по всей высоте здания, образующих так называемое «ядро жесткости» (рис. 12.20).

Эти пространственные связевые элементы жесткости закрепляют в фундаментах и соединяют с перекрытиями, образующими поэтажные горизонтальные связи — диафрагмы (диски), которые и воспринимают передаваемые на стены горизонтальные (ветровые) нагрузки. Расход стали и бетона в зданиях со связевыми системами на 20...30% меньше по сравнению с рамными и рамно-связевыми. Пространственные связевые элементы размешают обычно в центральной части высотных зданий и используют для образования ограждений лифтовых и коммуникационных шахт, лестничных клеток

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Рис. 12.19. Схема зданий с рамно-связевыми каркасами:
а — с плоскими связями. б — с пространственными связями, I -связевые элементы

Более высокие показатели по расходу материалов имеют монолитные железобетонные ядра жесткости, устраиваемые раньше монтажа каркаса методом скользящей опалубки с последующим использованием для размещения на них монтажных кранов.
Для большепролетных общественных зданий используют плоские несущие конструкции (стоечно-балочные системы с балками или фермами, рамы, криволинейные системы, арки). Они работают в вертикальной плоскости и восприятие горизонтальных нагрузок, обеспечение пространственной жесткости и устойчивости покрытия достигаются жестким соединением конструктивных элементов между собой и специальными связевыми элементами. Пространственные конструкции большепролетных общественных зданий выполняют в виде перекрестных балочных систем, оболочек, складок, висячих систем и др. Выбор той или иной системы большепролетных зданий в каждом конкретном случае зависит от особенностей объёмно -и пространственного решения, природно-климатических условий и возможностей изготовления. Основными конструкциями каркасных зданий являются колонны и ригели, образующие ту или иную конструктивную схему. К этим конструкциям крепятся вертикальные ограждения-панели.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Рис. 12.20. Схемы зданий со связевыми элементами:
а — коробчатыми, б — Х-сбразными, в — круглыми, г — двутавровыми

35.Расчет многоэтажных каркасных зданий из сборных железобетонных элементов.

Расчет многоэтажного здания в целом н отдельных конструктивных элементов расчетной модели представляет собой большую оо объему задачу. Он состоит из ряда тем, связанных определенной технологической последователь­ностью. Каждая тема или каждый раздел расчета начина­ются с формирования исходных данных, получаемых из предыдущих разделов и из начальных условий решаемой задачи. После выполнения расчетов по теме их результаты используют в следующих темах или для формулирования окончательных выводов о рассматриваемой системе несу­щих конструкций.

Расчет здания представляет собой так называемую об­ратную задачу, характеризуемую последовательностью: конструкция — расчет — суждение о конструкция. Это значит, что вся система несущих конструкций и характе­ристики ее элементов должны быть заданы до начала рас­чета. Способы расчета здания решением с прямой задачи», позволяющие получить сечения всех элементов несущих конструкций, не задавая их предварительно, в настоящее время отсутствуют.

Укрупненная принципиальная схема расчета много­этажного здания со связей ым каркасом изображена на рис 10, откуда видны тесная взаимосвязи, а иногда и пе­реплетения отдельных разделов расчета.

Многие разделы расчета механизированы и успешно вы­полняются на ЭВМ.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

36.Расчет центрально нагруженных фундаментов: подбор размеров подошвы, расчет на продавливание, расчет арматуры фундамента.

При центральном нагружении линия действия равнодействующих всех нагрузок проходит через центр тяжести подошвы фундамента. Рассмотрим в качестве примера расчёт центрально нагруженного отдельно стоящего фундамента (см. схему с основными принятыми обозначениями).

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Расчётная схема для центрально нагруженного фундамента.

Подбор размеров подошвы

Составляем условие равновесия на вертикальную ось:

N0 + Nф+Nгр - P × A = 0

Отсюда: A = (N0 + Nф + Nгр) / P - площадь подошвы фундамента.

Принимаем:Pmax = R

Для упрощения расчёта принимаем, что Nгр + Nф = А ∙ d ∙ γср,

γср ≈ 20 кH/м3, тогда, подставляя в исходную формулу, получим:

A = N0 / (R - d ∙ γср),

где γср ∙ d - средняя интенсивность давления от веса фундамента и грунта на его обрезах,
R - γср ∙ d - дополнительная величина давления, которую мы можем передать на грунт основания.

Из найденной площади подошвы фундамента определяются его линейные размеры А = b ∙ ℓ.

Следует подчеркнуть, что данный расчёт выполняется при известной величине R – которая сама зависит от А, R = f(A). Следовательно, данную задачу можно решить методом последовательных приближений с проверкой условия P ≤ R.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Принципиальная блок–схема расчёта центрально нагруженного фундамента.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - вычисление расчётного сопротивления грунта основания при принятой в первом приближении величине b равной 1 м.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - определение площади подошвы фундамента А и его ширины b (меньшая сторона площади).

Nгр + Nф = А ∙ d ∙ γср - определение веса фундамента и грунта на его ступенях (см. схему), по найденной площади.

Проверка выполнения условия: P = (N0 + Nф + Nгр) / A ≤ Rb.

В случае выполнения условия п. 4, расчёт считается законченным. В противном случае необходимо увеличение размера стороны подошвы, пересчёт R при новой ширине подошвы, определение новых величин веса фундамента и грунта на его ступенях (п. 3 алгоритма) и повторение проверки (п. 4 алгоритма).

Подобный цикл расчётов следует выполнять несколько раз, до тех пор, пока не выполниться условие п. 4.

Расчет на продавливание

Минимальную высоту фундамента с квадратной подошвой определяют условным расчетом его прочности на продавливание в предположении, что оно может происходить по поверхности пирамиды, боковые стороны которой начинаются у колонн и наклонены под углом 450. Это условие выражается формулой(для тяжелых бетонов) :

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (12.3)

Где Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru – расчетное сопротивление бетона при растяжении;

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru – среднее арифметическое между периметрами верхнего и нижнего оснований пирамиды продавливания в пределах полезной высоты фундамента Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru .

Продавливающую силу принимают согласно расчету по первой группе предельных состояний на уровне верха фундамента за вычетом давления грунта по площади основания пирамиды продавливания:

P=N-A1p, (12.4)

Где p= N/A1 ,

A1 = (hc+2 h0 )( bc+2 h0 ) ,

N - расчетная сила.

В формуле (12.4) нагрузка от веса фундамента и грунта на нем не учитывается, так как он в работе фундамента на продавливание не участвует. Полезная высота фундамента может быть вычислена по приближенной формуле, выведенной на основании выражений (12.3), (12.4):

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru (12.5)

Фундаменты с прямоугольной подошвой рассчитывают на продавливание также по условию (12.3), принимая Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru ; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Где Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru - площадь заштрихованной части подошвы на рис. 12.7; Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru – соответственно верхняя и нижняя стороны одной грани пирамиды продавливания.

Полную высоту фундамента и размеры верхних ступеней назначают с учетом конструктивных требований.

Внешние части фундамента под действием реактивного давления грунта снизу работают подобно изгибаемым консолям, заделанным в массиве фундамента. Их рассчитывают в сечениях: I-I – по грани колонны, II-II – по грани верхней ступени, III-III – по грани пирамиды продавливания.

Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru Сплошные подкрановые балки: проверка прочности и выносливости - student2.ru

Расчет арматуры фундамента

Требуемое количество арматуры назначают в результате расчета нормальных сечений. на действие изгибающих моментов, которые при центральном действии нагрузки определяют по следующим формулам:

М=0,125р(l-li)^2*b

Сечение рабочей арматуры вычисляют по формулам:

A= M/0,9hRs

где Rs — расчетное сопротивление арматуры растяжению.

Процент армирования в сечении фундамента должен соответствовать минимальному Шаг рабочей арматуры обычно принимают равным 100...200 мм. Конструктивные стержни должны иметь сечение не менее 10 % площади рабочей арматуры и устанавливаться с шагом 150...350 мм. Высота защитного слоя бетона в монолитных фундаментах должна быть не менее 35 мм при наличии песчано-гравийной подготовки и 70 мм без нее, для сборных фундаментов высота защитного слоя — не менее 30 мм.

Расчет по второй группе (по раскрытию трещин) выполняют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изгибаемым железобетонным элементам.

Наши рекомендации