Дефектация недопустимых и прочих дефектов
По всем недопустимым дефектам (повреждениям) и прочим дефектам при дефектации устанавливается необходимость их устранения, метод ремонта и размеры связей, требующих ремонта (по обшивке и набору).
Все данные дефектации заносятся в таблицу замеров (см. табл. 2.5) и на растяжку наружной обшивки корпуса для последующего определения объема ремонтных работ и включения в ведомость СР и КР судна.
Оценка технического состояния корпуса по всем недопустимым де- фектам устанавливается негодное с учетом требований Регистра.
По прочим дефектам выставляется требование об их устранении в процессе СР и КР (см. Правила Регистра).
Назначение планируемой оценки технического состояния корпуса после ремонта
Общие положения
Общая оценка технического состояния корпуса перед ремонтом уста- навливается по наихудшей оценке, определяемой износом основных групп связей корпуса, местными остаточными деформациями и другими дефектами, недопустимыми по нормам Регистра.
Эта оценка, устанавливаемая непосредственно перед ремонтом, не от- ражает реального технического состояния корпуса, а указывает на нали- чие износа отдельных связей корпуса и ряда недопустимых дефектов, устранение которых необходимо для восстановления технического со- стояния корпуса до уровня планируемой оценки на следующий межре- монтный период.
Стратегия назначения планируемой после ремонта оценки техниче- ского состояния должна удовлетворять одновременно решению трех трудно совместимых задач:
а) чтобы оценка технического состояния была наиболее высокой, но реальной с учетом общего технического состояния судна;
б) чтобы объем ремонта, необходимый для повышения оценки техни- ческого состояния до уровня планируемой, был минимальным;
в) чтобы планируемая оценка технического состояния корпуса была надежной (и особенно по подводной части корпуса) на весь период экс- плуатации до следующего СР, что, кроме аварийных случаев, исключает потребность слипования и замены связей при промежуточных видах ре- монта и в процессе эксплуатации.
При решении этих задач следует иметь в виду, что стремление к не- обоснованному повышению оценок технического состояния корпусов ведет к значительному возрастанию объемов ремонта, расхода металла, к перерасходу амортизационных отчислений на ремонт флота и к перегруз- ке корпусоремонтных цехов.
Также необходимо учитывать, что при повышении предремонтной оценки до планируемой определяющее влияние на увеличение объемов ремонта оказывают не местные деформации и недопустимые дефекты (они остаются в большинстве случаев на мало изменяемом уровне), а из- носы групп связей К, поэтому планируемую после ремонта оценку выби- рают именно по этому показателю.
Методика выбора планируемой оценки
Сначала в табл. 2.2 для всех элементов и групп связей каждого кон- трольного сечения подсчитывается дополнительный износ от коррозии и истирания, который возникнет через (4…6) лет (к следующему СР) по методическим указаниям, приведенным непосредственно в табл. 2.2. Под- считываются ожидаемые через (4…6) лет Кэл, К и оценки технического состояния, которые достигнут группы связей. Это необходимо для того, чтобы планируемая оценка была надежной не только сразу после ремонта, но и на весь последующий межремонтный период эксплуатации.
Наиболее обоснованными ориентирами для выбора планируемой по- сле ремонта оценки являются:
оценка, установленная после предыдущего среднего ремонта; преобладающая оценка из всех достигаемых группами связей к сле-
дующему среднему ремонту по расчету в табл. 2.2.
Если планировать оценку, которая была после предыдущего среднего ремонта, например годное, то по всем контрольным сечениям выбираются группы связей с достигаемыми к следующему СР оценками негодное и только по этим группам связей выполняется пересчет оценок на годное с назначением в них замены наиболее изношенных элементов (заменяемо- му поясу или его части проставляется износ Кэл = 0).
Надежность оценки годное будет обеспечена, если средний износ ка-
ждой группы связей К не будет превышать допустимой величины по нор- мам Регистра для планируемой оценки годное, а износ любого из остав- ляемых элементов Кэл, не будет превышать нормы для этой оценки на 10% к концу следующего межремонтного периода.
Правилами ремонта судов установлены предельные ограничения по замене связей при ремонте корпусов (от общей массы металлического корпуса и надстроек); при ТР – до 3%; при СР – до 8%; при КР – до 20%.
Необходимо отметить, что эти нормы несколько устарели, хотя они и ориентируют на ограничение расхода стали, но по современным понятиям
являются очень «мягкими» и совсем не учитывают (не ограничивают) раз- меры трудовых затрат. В практической работе судоремонтных заводов эти нормы рекомендуется применять как предельно допустимые для каждой группы связей, но не по массе металла, а по площади сменяемой обшивки.
Этим критерием и пользуются при окончательном выборе планируемой после ремонта оценки. В единичных обоснованных случаях решение об увеличении доли заменяемой обшивки принимает владелец флота на уров- не Министерства (например, для полной смены настила второго дна и т.п.).