Тема 2. Логистический подход к проектированию склада
Создание современного склада
Создание современного складского хозяйства — это достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода, привлечения квалифицированных специалистов и учета многих факторов, влияющих на:
• планирование территории;
• определение параметров территории и склада;
• строительство объекта;
• подбора оборудования и программного обеспечения;
• разработку и внедрение технологии;
• обеспечение жизнедеятельности объекта.
Целью проектирования склада является создание максимально эффективной системы, быстро адаптирующейся к условиям оптимизации логистической системы, в которой она функционирует.
Для максимального учета различных факторов необходимо определить:
• основную задачу склада — его предназначение;
• какие виды ТМЦ, в каких количествах и в каком ассортименте будут обрабатываться на складе и какие операции будут с ними производиться;
• какие транспортные средства (ТС) и в каких количествах будут обслуживаться складом;
• потребность в территории;
• параметры производственных помещений склада;
• какое складское оборудование будет использоваться на складе;
• какой программный продукт позволит обеспечить необходимое управление складскими операциями и ведение учета ТМЦ;
• какой режим работы и какое количество персонала необходимо для выполнения поставленных перед складом задач.
С точки зрения экономических показателей, целесообразно строить крупные объединенные одноэтажные складские здания с пролетами 24—30 м, высотой 10—12 м и более, так как это позволяет сократить стоимость 1 м3 складского здания. Штучные грузы могут храниться на складах в штабелях (в плоских, стоечных или ящичных поддонах) или в разнообразных стеллажах, типы и параметры которых зависят от характеристик грузов, а также сроков их хранения и других факторов [10, c. 24-25].
Технический паспорт складского объекта
Технический паспорт содержит краткую характеристику складского хозяйства. В нем приводятся сведения о земельном участке, занимаемом складом, о железнодорожных путях и автомобильных дорогах, проложенных по территории склада, приводится характеристика всех зданий и сооружений, сетей водопровода, канализации, газификации и энергоснабжения, а также технического оснащения склада. При отсутствии документальных данных технический паспорт составляется по данным топографических съемок и замеров. Все изменения в хозяйстве склада отражаются в паспорте по состоянию на 1 января каждого года.
В техническом паспорте приводятся данные об общей площади и объемах закрытых складских помещений, площадок открытого хранения, резервуаров для хранения жидких продуктов, а также оснащенности подъемно-транспортными и другими машинами и механизмами, стеллажами оборудованием. Он содержит также основные технико-экономические показатели склада, характеризующие товарооборот и грузооборот, общий объем погрузочно-разгрузочных работ, выполненных за год, уровень механизации; приводятся среднесписочное число работающих, балансовая стоимость зданий и сооружении, процент износа, производственные затраты на капитальный ремонт и др. [6, c. 38].
К техническому паспорту обязательно прикладывают план склада.
Планировка склада
В соответствии с нормами технологического проектирования, общая площадь склада делится на три основные площади: складскую, подсобную и вспомогательную площади.
Складская площадь соответственно включает: складские секции под хранение, приемку, сортировку, разбраковку, комплектацию, предпродажную подготовку, охлаждаемые камеры, цех фасовки, экспедиции, секции хранения конфликтных партий товара.
К площадям подсобного назначения относятся ремонтные мастерские, зарядные, гараж для подъемно-транспортного оборудования, машинное отделение холодильных камер, железнодорожные и закрытые автотранспортные платформы и боксы, материальный склад, склад тары, кладовые отходов упаковки и хозяйственного инвентаря и т.п.
Площади вспомогательных помещений включают офисные (служебные) помещения для административно-управленческого персонала, бытовые помещения, комнаты образцов, столовая и т.п.
Наряду с рабочими зонами к складской площади относятся также такие помещения, как экспедиция приемки и экспедиции отправки. Экспедиция приемки необходима для приемки грузов в вечернее и ночное время суток, т.е. в то время, когда склад не функционирует, а транспортные средства необходимо разгружать. Экспедиция отправки предназначена для комплектации партий отгрузки, она особенно необходима, когда склад делится на несколько складских помещений или при осуществлении централизованной поставки в соответствии с оптимальным маршрутом доставки груза покупателям. Экспедиция отправки также выполняет роль определенного гаранта от рисков, связанных с хищениями.
Перечислим основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада (рисунок 1).
Участок разгрузки(на рисунке 1 – железнодорожная рампа):
· механизированная разгрузке транспортных средств;
· ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция(размещается в отдельном помещении склада): приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки(размещается в основном помещении склада): приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения(главная часть основного помещения склада):
· размещение груза на хранение (стеллажи);
· отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования(размещается в основном помещении склада):
· формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:
· кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки(на нашей схеме – автомобильная рампа):
· погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Служебная зона [4, c. 36-38].
Расчет показателей склада
Склад в логистической системе работает на преобразование материальных (грузопотока) изменяющихся по интенсивности и характеру входящих и выходящих потоков. Поэтому основные показатели складских мощностей будут на прямую зависеть от характеристик перерабатываемых грузопотоков и прежде всего от суточного грузопотока:
Qсут = Qп.сут + Qо.сут + Qв.сут., (1)
где: Qcm — среднесуточная грузопереработка (величина среднесуточного грузопотока т/сут., или усл. п./сут.); Qnc m — среднесуточный грузопоток прибытия, т/сут., усл. п./сут.; Qо.сут — среднесуточный грузопоток по отправлению, т/сут. усл. п./ сут.; Qв.сут -среднесуточная внутрискладская грузопереработка, т/сут., усл. п./сут.
Qп.сут = Qп.год / Тп *К нер.п.,(2)
где: Qп.год — годовой грузопоток склада по прибытию, т/год, усл. п./год; Тп— число дней работы склада на прием грузов; К нер.п— коэффициент неравномерности по приему грузов = 1,2—1,5.
Qо.сут = Qо.год / То *К нер.о., (3)
где: Qо.год — годовой грузопоток склада по отправке грузов т/год, усл. п/год; То — число дней работы склада на отправку грузов т/год, усл. п/год; К нер.о.- коэффициент неравномерности по отправке грузов = 1,1—1,2
Qв.сут = (Qп.сут + Qо.сут)*К пер, (4)
где: К пер - коэффициент внутрискладских перевалок, учитывающий, сколько законченных операций совершается в технологическом цикле [2, c. 141].