Методы исследований и задачи в наукометрии

Известны следующие общие методы, используемые в наукометрии [1].

  1. Статистический метод.
  2. Метод подсчёта числа публикаций.
  3. Метод «цитат-индекса».
  4. Метод «контент-анализа».
  5. Тезаурусный метод.
  6. Сленговый метод.

Хотя все или практически все наукометрические методы имеют статистическую природу, тем не менее выделяется отдельный статистический метод, под которым понимается метод, использующий в качестве наукометрических индикаторов все измерители, кроме числа публикаций, ссылок и отдельных слов. В число измерителей науки, охватываемых статистическим методом, попадают такие измерители, как число учёных, журналов, заказов на годовые комплекты журналов в библиотеках и информационных центрах, открытий и другие, имеющие относительно крупные «единицы измерения», либо несоизмеримые с другими наукометрическими измерителями (например, энергия ускорителей элементарных частиц).

Измеритель (индикатор), определяющий метод подсчёта публикаций, — это число научных продуктов, под которыми здесь понимаются книги, статьи, отчёты и т.д. Иногда при расчёте общего объёма научной продукции эти типы не различаются, иногда же книги, оригинальные статьи, обзорные статьи и прочее берутся с разными весами.

Наукометрический метод «цитат-индекс» базируется на обязательности ссылок на использованную литературу в научных публикациях; в основе его лежит наукометрический индикатор «число цитат или ссылок». В основе современных применений данного метода лежит индекс Гарфилда — регулярно выходящий начиная с 1964 г. «Индекс научных ссылок», издаваемый Институтом научной информации, возглавляемом Ю. Гарфилдом. Он состоит из нескольких частей. Основную часть Индекса составляет указатель ссылок , который позволяет установить, кто цитирует фиксированную работу данного автора. Фиксируется лишь фамилия первого автора работы, название работы не приводится, название журнала даётся в сокращенном виде. Название работы, фамилии и адреса всех авторов можно найти в указателе источников , представляющем вторую часть Индекса. Третья часть Индекса — пермутационный предметный указатель — позволяет найти авторов, в заголовках работ которых встречается данное слово. И наконец, последняя часть Индекса содержит результаты библиометрического анализа охватываемых Индексом цитирующих и цитируемых журналов.

Наукометрический метод «контент-анализ» происходит от социологического контент-анализа средств массовой коммуникации. Процедура контент-анализа заключается в сведении рассматриваемого текста к ограниченному набору определенных элементов (слов или, реже, предложений), которые затем подвергаются подсчёту и анализу.

В основе тезаурусного метода лежит одноимённый метод, широко применяемый в теории и практике информационного поиска. Упор в тезаурусном методе делается на содержательный анализ терминов для отбора среди публикаций текстов, релевантных запросу.

Недостатком этих двух методов является отсутствие воспроизводимости результатов подсчётов, достаточной для наукометрических исследований. Один из возможных путей увеличения воспроизводимости результатов — использование сленгового метода.

Сленговый метод, как и другие наукометрические методы, основывается на вероятностных представлениях и является статическим. Являясь результатом развития «контент-анализа» и тезаурусного методов, сленговый метод опирается, кроме того, на традиции статистической лингвистики, изучающей частотные распределения слов и создавшей частотные словари. В качестве индикатора в этом методе берётся не число «символов», как это делается в контент-анализе, и не число «терминов» (ключевых слов), как это делается в тезаурусном методе, а просто число слов, точнее, словарных слов.

Наши рекомендации