Экспертиза инновационного проекта

Сущность: это процедура комплексной проверки и контроля: качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских, и других документов, входящих в состав проекта; профессионализм руководителя проекта и его команды; научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности инновационной организации; достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

Главная задачаэкспертизы– предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено.

Функции

· прогнозирование экспертами и специалистами - различных показателей технического уровня проекта; времени на его осуществление; предполагаемых доходов\4 затрат; объема рынка;

· обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных теоретических методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

Принципы проведения

· метод сравнительных показателей;

· экспертный;

· индексный;

· балансовый;

· графический.

Методы

· наличие независимой группы исследователей, выступающих экспертами в спорных ситуациях по результатам экспертизы;

· при расчете добавленной стоимости деятельность в области нововведений рассматривается как производственная;

· проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

· методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы контроля руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

51. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство инноваций: бенчмаркинг.

Сущность:Бенчмаркинг(от англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования и положительного опыта в своей работе. Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

Эволюция:

Первое поколение бенчмаркинга относится к реинжирингу или ретроспективному анализу продукта;

Второе поколение - бенчмаркинг конкурентоспособности - получило развитие как наука в 1976-1986гг. благодаря деятельности фирмы Xerox;

Третье поколение - бенчмаркинг процесса - развивается в 1982-1986гг., когда фирмы‑лидеры по качеству продукции осознают и начинают использовать возможность научиться (более просто, быстро и дешево) у предприятий, относящихся к другим секторам или отраслям, на фоне того, что исследования конкурентов проходят менее результативно;

Четвертое поколение - стратегический бенчмаркинг - рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров;

Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг - может стать в будущем инструментом организации международных обменов, учитывающим особенности культурных и национальных процессов организации производства.

Принципы:

Принцип 1. Концентрация на качестве;

Принцип 2. Важность бизнес-процессов;

Принцип 3. Необходимость учета в процессе планирова­ния бенчмаркинговой деятельности несовершенства класси­ческой модели TQM;

Принцип 4. Систематическое проведение внешнего бенчмаркинга;

Принцип 5. Бенчмаркинг — основа выживания

Цели:определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон; осознание необходимых изменений; выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа; разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов; постановка долгосрочных целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие; переориентация корпоративной культуры.

Виды: Внутренний– сравнению подлежит деятельность подразделений внутри компании (AGC Flat Glass Europe, «Превомайская заря»). В основе оценки лежит стиль управления руководителя.Конкурентный – сравнение своей организации с конкурентами по максимальному количеству параметров (SABMiller, Ашан). В качестве параметров оценки можно взять широту ассортимента, цену, широту дополнительных услуг.Общий – сравнение фирмы , относящихся к разным отраслям промышленности, по определенным интересующим показателям (Xerox); Показателями для сравнения могут быть крупные бренды различных мировых компаний (брендменеджмент) (Mary Kay, Домик в деревне);Функциональный – сравнение по функциям (продажи, закупка, управление персоналом и т. д.), (Евросеть). Если, к примеру, рассмотреть функцию управления персоналом, то можно сравнить методы набора и отбора персонала, квалификацию работников, методы обучения и адаптация сотрудников в коллективе.

Этапы разработки бенчмаркингового проекта: Определение объекта бенчмаркирования (определение проблемы). Определение партнеров (выбор вида бенчмаркинга и компании-партнера). Сбор внешней информации. Анализ информации (анализ собранных данных и их применение). Целенаправленное и рациональное использование полученных сведений (принятие решений). Контроль над процессом и повторение анализа.

52. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство, реализацию, продвижение инноваций: инжиниринг.

Сущность: Инжиниринг – одна из признанных форм эффективности бизнеса, суть которой состоит в предоставлении услуг исследовательского, производственного характера, включая подготовку обоснований инвестиций, выработку рекомендаций в области организации производства и управления, а также реализации продукции.Проект – ключевая форма организации деятельности по предоставлению инжиниринговых услуг.

Цель:Цель инжиниринга ИД:создание (реализация) методов и средств внедрения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности (знаний).

Эволюция:Древний Египет – строительство пирамид, появление инженерного искусства;Эпоха Средних веков – основной упор в деятельности инженеров ведется на знаниях математики, геометрии, физики и черчения;Англия. Шотландия (18 век) – инжиниринг полностью сложился как профессиональная деятельность; появились профессиональные ассоциации и школы инженерного искусства;США, Великобритания (19-20 в.в.) – создание институтов инженеров (Американское общество инженеров, Институт гражданских инженеров;Наше время – развитие инжиниринга по разным направлениям (строительный, аэрокосмический, химический инжиниринг и т.д.), функционирует огромное количество инженерных обществ.

Классификация:аэрокосмический инжиниринг; военный инжиниринг; химический инжиниринг; экологический инжиниринг;строительный инжиниринг;системный инжиниринг;промышленный инжиниринг;консультационный инжиниринг.

Элементы:объект (объекты строительства, проекты и т.д.);субъект: инжиниринговые фирмы;процессы (инвестирование, создание (проектирование, поставки, создание проекта, управление проектом), реализация, реконструкция);

Структура:исследования;разработка;проектирование;определение стоимостных финансовых параметров проекта;строительство;организация производства;производство.

Технология:коммерциализация технологии (получение прибыли связана с источником технологии и конечным пользователем без подключения третьих лиц);трансфер технологии (передача технологии от источника к реципиенту, который осуществляет освоение объекта): технологический аудит, выбор технологии, выбор стратегии, формирование орг.структуры, мониторинг и оценка трансфера.

Проектный метод в инжиниринге:

Особенности проектов:проект управляется командой, имеет орг. структуру;проект выполняется в рамках заданного бюджета;проект направлен на создание уникального объекта или на решение уникальной задачи;проект состоит из процессов.

Типы проектов (в инжиниринге):инвестиционные проекты;

· проекты развития; бизнес-проекты.

Этапы реализации проекта:Сбор исходных данных;Предпроектные работы;Предварительное проектирование (проработка результатов предпроектных работ);Согласование и утверждение предпроектных работ и выполнение основного проекта;Рабочее проектирование и выдача заказов на работы;Наблюдение за проводимыми работами;Обслуживание проекта в гарантийный период.

53. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство, реализацию, продвижение инноваций: реинжиниринг.

Сущность:Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы (термин «реинжиниринг» ввел М. Хаммер).

Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга специалисты должны переосмыслить текущие правила и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.

Радикальный. Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. входе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.

Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми.

Бизнес-процесс — это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.

Цель реинжиниринга инновационной деятельности:достичь резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.

Компании, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения.Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего

Виды реинжиниринга:

Реинжиниринг развития:

Реинжиниринг развития может привести к заметному улучшению, однако всего лишь «приростному» по отношению к существующему уровню ведения бизнеса. Такое совершенствование происходит за счет отказа от малоценных дополнительных видов деятельности, передвижения границ между подразделениями и делегирования полномочий с целью повышения производительности и экономии требуемых ресурсов. В противоположность просто совершенствованию реинжиниринг предполагает осуществление радикальных, коренных изменений.

Кризисный реинжиниринга:

Применяется в тех случаях, когда результативность финансово-коммерческой и производственно-торговой деятельности хозяйствующего субъекта постоянно снижается, конкурентоспособность его резко падает, наметилась тенденция банкротства и нужен комплекс мер по ликвидации этого кризиса

Для проведения реинжиниринга кризисного предприятия необходимо понимание того, как функционирует предприятие на данный момент, это означает, что для проведения реинжиниринга бизнеса и его бизнес-процессов необходимо провести систему процедур по диагностике и анализу текущего состояния и составлению моделей существующего бизнеса. Этот этап реинжиниринга бизнеса называют обратным реинжинирингом, назначение которого носит многоцелевой характер.

Наши рекомендации