Назовите дефекты рессоры. Опишите возможные способы их устранения.

Материал:

Рессорные листы - 50ХГА (Москвич, Волга, УАЗ, ПАЗ), 60 ХГС (КрАЗ), 60С2 (ЗИЛ, МАЗ). Термообработка - закалка и высокотемпературный отпуск, 363…444 НВ.

Рессорные пальцы - сталь 45, закалка ТВЧ 52…60 HRC.

Стремянки рессор - сталь 45 или 40Х, нормализация или улучшение.

Перед ремонтом:

- Мойка и обезжиривание в струйной моечной машине – для удаления дорожной грязи;

- Разборка на специальном стенде;

- Промывка деталей в щелочном растворе в моечной машине;

- Дефектация деталей;

Дефекты и способы ремонта:

  1. Обломы и трещины на листах
    • брак
  2. Износ листа по толщине более допустимого размера

· брак

  1. Износ накладки первого листа по толщине

· брак

  1. Износ торцов ушка

· наплавка + фрезерование под номинальный размер

  1. Износ отверстия во втулке ушка рессоры

· замена втулки с последующим развертыванием под номинальный размер

6. Уменьшение стрелы прогиба, потеря упругости листов:

· Отжиг рессорных листов в печи (для снижения твердости при правке) + гибка вальцами на гибочном станке + закалка (840…8750 и выдержка в масле 600) + отпуск (475….5000)+ обработка дробью по вогнутой стороне (для снятия остаточных напряжений).

· Замена на новые листы. Вырубка новых листов на прессе или пресс-ножницах. Завивка ушек у коренных листов на станке мод. 2350. Нагрев листов (840…8750), прижим по шаблону и закалка в масле (600 ) вместе с ним, затем отпуск (475….5000) .

7. Срыв или забивание резьбы стремянок

· при срыве до 2-х витков и забивании - правка плашками, закрепленными в специальном клуппе, дающем возможность нарезания резьбы без разгибания стремянки.

· при срыве более 2- витков – заварка газовой сваркой + проточка + нарезание новой резьбы.

· изготовление новых стремянок.

После ремонта:

- Комплектование листов рессоры.

- Промазка листов графитной смазкой УСсА (графит+масло).

- Сборка рессоры на станке 3039 Гипроавтотранс.

- Осадка под нагрузкой 25…50 кН (стрела прогиба равна нулю). Повторная осадка не должна давать остаточных деформаций.

- Испытание рессоры на стенде 75АКТБ. Состояние рессоры определяется стрелой прогиба в свободном состоянии и под контрольной нагрузкой, например,

передняя рессора - в свободном состоянии стрела прогиба - 105-5; при нагрузке 10,5 кН –20±5мм;

задняя рессора - в свободном состоянии 145-5; при нагрузке 22 кН - 20±5 мм;

28.Опишите технологический процесс нанесения лакокрасочных покрытий (ЛКП) кузовов (кабин)

Технологический процесс окраски:

  1. Приготовление ЛКМ ( тщательное перемешивание; процеживание; разбавление растворителями до рабочей вязкости). Вязкость эмали определяется по вискозиметру В3-4 - специальной конусной воронке с отверстием определенного сечения, из которой вытекает краска. Рабочая вязкость оценивается временем (в секундах), за которое из этой воронки вытекает 100 см3
  2. Подготовка поверхности к окраске.

2.1. очистка детали (механическая - пневмо- или электромеханизированным инструментом, оборудованным шлифовальным кругом, металлической щеткой, шлифовальной шкуркой; ручная – металлическими щетками; химическая – травление раствором с фосфорной кислотой (для удаления ржавчины в разовых случаях появления);

2.2. обезжиривание щелочными растворами или уайт-спиритом, бензином, скипидаром;

2.3. мойка в моечных машинах струйного типа (Т = 50…700С, р = 100…200 кПа);

2.4. сушка;

2.5. выравнивание поверхности (пайкой газовой горелкой оловяно-свинцовыми припоями c последующей зачисткой и шлифовкой или газопламенным напылением пластмасс с последующим шлифованием;

2.6. фосфатирование – химическая обработка хорошо очищенной поверхности детали раствором фосфорнокислых солей, цинка, марганца, железа, при которой на поверхности образуется тонкая защитная антикоррозийная пленка фосфатов, нерастворимая в воде, имеющая пористое строение и хорошую адгезию (прилипание) ЛКП. При повреждении ЛКП коррозия не распространяется под ЛКП. Толщина пленки – не более 3 мкм. Пленка мелкокристаллического строения, серого цвета. Фосфатирование выполняют погружением и струйным обливом.

После фосфатирования - промывка в струйных камерах в течение 2…3 мин в холодной и горячей воде (80…900С), промывка раствором хромпика 1…3 г/л (пассивация). Сушка выполняется воздухом (Т = 115…1250С) в течение 1…3 мин.

  1. Нанесение ЛКМ:

3.1 грунтование- нанесение первого слоя ЛКП на очищенную, обезжиренную, промытую и фосфатированную поверхность металла.

Назначение грунтования - обеспечение сцепления между металлом и последующими слоями ЛКП. Толщина слоя грунтовки -15-20 мкм. Слой грунта – матовый и многослойный (1-й - водорастворимая грунтовка, 2-й - эпоксидная).

Способы нанесения грунтовки:

· пневмораспылением - эмаль наносится на деталь в виде мельчайших капель с помощью краскораспылителя сжатым воздухом.

· безвоздушным распылением - измельчение и распыл эмали за счет перепада давления в установке (р=4…7) МПа и снаружи.

· электроосаждением (электрофорез) - на изделие из водного раствора краски при воздействии постоянного тока наносится пленкообразователь.

· кистью тонким слоем без пропусков и подтеков

3.2 шпатлевание - операция выравнивания мелких дефектов загрунтованных поверхностей с помощью шпатлевок. Крупные дефекты - местное шпатлевание (инструмент – шпатель). Многочисленные мелкие дефекты - сплошное покрытие грунт-шпатлевкой (пневмораспылением или распылением в электростатическом поле).

3.3 шлифование – операция выравнивания зашпатлеванных поверхностей. Способы шлифования: сухое и мокрое (выше качество, но требует сушки). Инструмент – шлифовальные колодки с абразивной шкуркой, шлифовальные машины – эксцентриковые, вибрационные, ротационные.

3.4 окраска – операция нанесения ЛКМ (эмали и лака).

Способы окраски:

· окунанием в ванну с ЛКМ (недекоративные, нелицевые детали, монтируемые внутри кузова);

· пневмораспылением жидких эмалей краскораспылителем под давлением сжатого воздуха р=0,4…0,6 МПа;

· в электростатическом поле порошковыми красками.Сущность – электростатическое поле высокого напряжения создается между деталями, движущимися по заземленному конвейеру и краскораспылительным устройством, находящимся под высоким электрическим потенциалом. Частицы краски, получая отрицательный заряд, притягивается к положительно заряженной детали и осаждается равномерным слоем.

  1. сушка окрашенной поверхности (постадийно) -процесс испарения летучих растворителей из жидкой краски.

Виды сушки:

- естественная (t = 18…230С, относительная влажность не более 70%) – 2…48 час.

- искусственная (t = 60…1750С)

Способы искусственной сушки:

· конвекционный;

· терморадиационный;

· индукционный.

  1. Отделка – нанесение линий, знаков;
  2. Контроль качества покрытия: толщина пленки, цвет, чистота и др.

Наши рекомендации