Семинар 7 Факторы, снижающие эффективность работы руководителя
Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является факторы, снижающие эффективность работы руководителя, основные мероприятия по выявлению «поглотителей» времени.
Вопросы для обсуждения
1. Основные группы факторов, снижающих эффективность работы руководителя.
2. Принцип Парето.
3. Персональные правила эффективного рабочего дня менеджера.
Терминологический словарь: принцип Парето, эффективность работы, персональные правила рабочего дня.
Задание для самостоятельной работы:
Определить факторы, снижающие эффективность работы руководителя, на примере конкретной ситуации, и предложить свои варианты решения данной проблемы.
Основная литература
1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. – 341 с.
2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент
в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости
в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.
Дополнительная литература
1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.
2. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.
3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.
Семинар 8 Рациональная организация коммуникаций в системе корпоративного тайм-менеджмента
Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является деловые коммуникации в рамках организации и за ее пределами, управление временем при осуществлении деловых коммуникаций.
Вопросы для обсуждения
1. Деловое общение и принципы деловых коммуникаций.
2. Построение эффективной системы коммуникации в организации.
3. Формализация информации в бизнесе.
4. Система межличностных коммуникаций руководителя.
5. Основные цели и типы деловых совещаний.
6. Планирование и подготовка совещаний.
7. Правила проведения деловых переговоров.
8. Процесс отслеживания «конструктивного тона» деловых совещаний.
Терминологический словарь: деловые переговоры, деловые совещания, коммуникации.
Задание для самостоятельной работы: составить план проведения делового совещания на примере конкретной ситуации.
Практическое задание. Кейс «150 писем в день,
или как найти время на работу»
Описание проблемы
Наш герой (НГ) был принят на должность руководителя департамента в достаточно крупную фирму. Ранее он работал заместителем директора в существенно более скромной по размерам и известности компании того же профиля.
За первые две недели работы поток электронной корреспонденции вырос до 100 — 150 и более писем в день. А на прежней работе у НГ было в среднем не более десятка писем в день, и то казалось, что много…
Возник сначала немой вопрос, а потом и осторожные обращения к еще мало знакомым коллегам сопоставимого менеджерского положения, в чем тут дело, сколько писем получают они, и в целом, почему такие электронные сквозняки гуляют по компании. Ответы были примерно одинаковые: все получают много писем. Что тут такая корпоративная культура. Что, наверное, это полезно с точки зрения эффективности менеджмента, и подобные расплывчатые комментарии, которые, однако, заканчивались кивком на самый верх, что это установка первого лица и спорить бесполезно.
Первое лицо с недавних пор запретило всю бумажную переписку внутри компании. И одновременно дало команду на «снятие информационных барьеров» внутри и между подразделениями, что выразилось, в конечном итоге, в стремительном росте электронных писем по схеме, ведущей в пределе к связям «каждый с каждым». То есть, любой клерк имел право (это как бы даже поощрялось в соответствующем положении) написать любому начальнику, хотя бы и генеральному директору. Чем уже начинали пользоваться отдельные сотрудники с инициативой. И наоборот, тоже можно было, когда большой начальник пишет меморандум на самый низ, что однако еще никак не наблюдалось на практике, в основном между начальством сохранялся режим обычного обмена на смежных уровнях.
Как понял НГ, все делалось ради перехода к продекларированной в компании системе управления знаниями (на разработку была привлечена дорогая компания от гендиректора), для чего начали внедрять единое информационное пространство. А чтобы знаниями менеджмент мог управлять (извлекать и употреблять) самостоятельно и без посредников, был выпущен соответствующий приказ, работа с компьютерами была включена в основные требования к начальствующим должностям на всех уровнях, было проведено экспресс-обучение компьютерным основам всех руководителей подразделений.
Одновременно были значительно сокращены штаты секретарей. Их совсем убрали из департаментов и централизовали у топ-менеджмента, сделав корпоративным ресурсом, когда несколько секретарей, как бы в режиме общего пользования, выполняли поручения прежних подразделенческих начальников, что они делали, естественно, уже без прежнего энтузиазма…
На глазах возникала сулящая много всякого безбумажная технология работ самого передового уровня…
В период становления на должности, в течение своих «первых 100 дней», наш герой и без того имел массу проблем и вопросов в своей повседневной деятельности, пожирающих рабочее время, а этот мутный электронный поток писем, казалось, делал ситуацию с продолжительностью рабочего дня и с выходными практически неразрешимой. Не знаешь, за что хвататься.
НГ решил бороться с этой рутиной. Сначала он все письма прочитывал и на все отвечал, хотя бы чем-то вроде, «получил, спасибо», засиживаясь до глубокой ночи. Потом стал читать, но не отвечать ряду ниже по должности стоящих абонентов. Наконец, перестал и прочитывать письма, от тех, как ему казалось, бесполезных адресатов. Но на регулярных совещаниях (а их было, по крайней мере, четыре вида: у гендиректора, с заказчиками, со своими сотрудниками и с коллегами из смежных департаментов) он стал иногда попадать в ситуации, когда участники совещания ссылались, что по такому-то вопросу они (или их клерки) всех проинформировали рассылкой, а НГ был не в курсе, на чем стал терять очки.
Путь прямого действия (противодействия) не помог. Поэтому он решил более четко проанализировать и структурировать свою электронную переписку. НГ обнаружил и классифицировал источники, понял, что в основном письма идут от HR и других обеспечивающих подразделений, от топ-менеджмента, от заказчиков, от руководителей других департаментов, начальников служб, от руководителей проектов (своих и чужих), от собственных подчиненных руководителей и рядовых. Характерно, что писем «точка – точка» было довольно мало, все, казалось, специально старались уведомить о своих проблемах, да и просто поделиться информацией с возможно большим числом адресатов, типа «I am open для всех» (политика открытости поощрялась)…
Значительный объем возникал по линии внешней переписки с заказчиками, письмами из системы электронного документооборота, которые порождали собственные «струи» в этом электрическом гольфстриме, особенно когда надо было подготовить письмо по согласованию с несколькими подразделениями. В почту попадали также письма, связанные с существенными управленческими событиями из кадровой, плановой, финансовой и других корпоративных подсистем. Среди них приятной мелочью поначалу выглядели автоматические письма о днях рождения сотрудников с их ФИО, должностью и фотографиями (полезно оказалось для знакомства с коллективом), со стандартными текстами поздравлений.
Не забывала система напомнить и о праздниках, об отпусках, о рождении детей, о свадьбах сотрудников, о поощрениях и повышениях в должности и т.д. Венчали этот корпоративный электронный фонтан регулярные рассылки обзоров по тематике фирмы, в форме информационных подборок от PR-службы, новостей и аналитики. Кроме того, НГ сохранял (уже с трудом) давнюю привычку регулярно смотреть по подписке технические, экономические и политические интернет-новости из доверенных источников. В общем, читай — не хочу, скучать НГ не приходилось.
Однако НГ хладнокровно собрал данные, овладел фактурой, хорошо обдумал положение и продолжил борьбу, сформулировав для себя ряд задач для сокращения объема электронной переписки, приходящей в его адрес. В рамках своих полномочий, проведя необходимые подготовительные технологические и административные мероприятия, он через несколько месяцев добился значительного, в 2-3 раза, сокращения числа поступающих писем с перспективой дальнейшего уменьшения потока, без потери в качестве работы и выигрыше заметного личного времени, меньшей загрузки мозгов информационным шумом и соответствующего снижения невосполнимых затрат нервной энергии.
Вопросы по кейсу:
– Что можно сказать о корпоративной культуре данной компании?
– Как вы оцениваете инициативу (замысел и реализацию) первого лица по переходу к безбумажным технологиям и управлению знаниями?
– Какой перечень мероприятий на месте НГ предусмотрели бы вы для сокращения объема электронной переписки?
– Как правильно, на ваш взгляд, следовало бы организовать переход к безбумажным технологиям и управлению знаниями в компании?
Основная литература
1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.
2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.
Дополнительная литература
1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.
2. Тики Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.
3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.