Ход урока. Тема:Правило переноса слов
Русский язык
Класс:1
«Школа 2100» (Бунеевы)
Тема:Правило переноса слов.
Цель: к концу урока у детей сформировано умение переносить слова.
Тип урока: «открытие» детьми нового знания.
Технология: проблемно – диалогическое обучение.
Форма организации деятельности:самостоятельная работа, фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах.
Задачи(к концу урока ученики):
Предметные:
- знают правило переноса слов;
- умеют применять знания на практике.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулируют цель урока;
-составляют план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-определяют степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
-устанавливают причинно-следственные связи;
-строят рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-владеют монологической и диалогической формами речи;
-высказывают и обосновывают свою точку зрения;
-слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения.
Личностные:
-умеют осознавать и определять (называть) свои эмоции.
Приемы:
- работа с учебником;
- составление схем;
- взаимоконтроль;
- групповая работа.
Структурные компоненты (этапы):
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и пробного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторений.
9. Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Этап мотивации к учебной деятельности | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Вот книжки на столе, тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! | Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний и пробного действия | Чистописание:
| Самостоятельная работа - Буква Ы (гласная). Прописывают строку в тетради (стр.9). Ответы детей («не останемся без знаний»). Фронтальная работа Учащиеся «сигналят» с помощью ленты цифр. -Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Переносить нужно по правилам или так, как захочет пишущий? - Каждая пара сейчас получит слово. Обсудите в паре перенос данного вам слова, разрежьте его на части ножницами так, как бы вы записали это в тетради. ( 2-3 пары получают одинаковые слова) По окончании работы, учитель вывешивает слова на доску. Например: с-тол, сто-л, Аня, А-ня, субб-ота, суб-бота, пал-ьто, паль-то и т. д. -Почему получилось по-разному? В чем затруднение? | - Надо перенести на другую строку. - Наверное, по правилам. Работа в парах Передают получившиеся варианты для обозрения - Не знаем правила переноса |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | -Какой же возникает вопрос? -Что предстоит выяснить? - Какова тема урока? Фиксирует на доске: Правила переноса слов. | -Как правильно переносить слова? - Как правильно переносить слова из одной строки на другую. -Правила переноса. |
5. Реализация построенного проекта. | - Вернемся к словам на доске. Расскажите, кто и как рассуждал? Почему именно так вы разделили слово? -Версий правил переноса вы выслушали много. Предлагаю теперь поработать в группах и сформулировать общее правило. Группы должны ответить на вопросы: Что надо сделать сначала? Достаточно ли этого? Все ли слова можно разделить для переноса? По окончании работы учитель фиксирует наработки детей на доске. Например: Перенос слов 1. Делю на слоги 2. Помню правило - ь - одна буква - Откройте правило учебника стр. 21, сверьте свой результат с правилом. - Кто сможет сформулировать правило переноса целиком? Физминутка для глаз «Волшебный сон» Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают…засыпают… Шея не напряжена И рассла-бле-на… Губы приоткрываются… Все чудесно расслабляется… Дышится легко…ровно…глубоко… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулаки сжимаем. Их повыше поднимаем Потянулись! Улыбнулись! И к работе мы вернулись. | Фронтальная работа (Дети озвучивают свои версии) Работа в группах Озвучивают полученные варианты в ходе работы группы. Сверяют свой результат с правилом, дополняют алгоритм: Перенос слов 1. Делю на слоги 2. Помню правило - ь, ъ, й - одна буква - бб, нн - один слог 2-3 учащихся проговаривают правило вслух, используя схему доски. |
6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторений. | 1. Исправление ошибок, допущенных при переносе в предыдущей работе. - Зная правило переноса, давайте исправим допущенные ошибки. Учитель переносит ошибочные варианты на отдельную доску. На доске запись: А-ня, субб-ота, пал-ьто, ча-йка - Придумайте запрещающий знак, сигнал, что так переносить нельзя! 2. Работа с учебником - Откройте учебник стр.18-19. Прочитайте слова, которые держат игрушки. Какое из этих слов нельзя перенести? (Корова, собака, мяч) - Какое слово отличается от других? - Почему? - Приведите такие слова. 3. Работа в тетрадях. - Откройте тетради на стр. 9. Работаем в парах. Прочитайте на зеленом поле тетради слова. Расскажите друг другу о правилах переноса данных слов (груп-па, паль-то, чай-ник, подъ-ехал). 4. Работа в тетрадях. - Письменная работа стр. 9. Запишите только те слова, которые можно перенести, сделай перенос. - Проверьте правильность выполненного задания у соседа по парте. - Итак, давайте подведем итог: Нужно ли нам правило переноса слов? Зачем? Все ли слова можно разделить на слоги? Какие это слова? - Молодцы, ребята! | Фронтальная работа Выходят к доске. Показывают, на неверно разделенные слова. Объясняют, допущенную в слове ошибку. 2-3 учащихся выходят одновременно к доске, рисуют под данной группой слов знак- опасность - Слово мяч. - Его нельзя разделить на слоги, т.к. в слорве 1 гласная буква. Работа в парах Самостоятельная работа Проверка: сверяют с образцом. |
7. Рефлексия. | -Какую цель перед собой ставили? -Добились ли поставленной цели? | Участвуют в обсуждении |