Основные элементы самоорганизации
Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, которое создает организационные функции и структуры управления.
Внутренние и внешние возмущающие воздействия приводят к нарушению принятого порядка деятельности в организации (к нарушению гармонии). Вследствие этого возникают процессы, помимо воли и сознания людей стремящиеся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность организации или вывести из нее устаревшие. Люди являются проводниками (осознанными или неосознанными) этих процессов. Кроме того, возмущающие процессы могут инициироваться и самоуправлением, профессиональным управлением, реализацией функций и структур управления (рис. 2.22). Таким образом, может быть достаточно много циклов возникновения самоорганизации и вследствие этого самоуправления.
Рис. 2.22 Циклы возникновения самоорганизации в системе
Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганизации. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:
• внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);
• внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);
• рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).
Схемы коммуникаций при самоорганизации
Схемы коллективной самоорганизации определяются типом среды коммуникаций. Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ) (рис. 2.23).
Для среды внешних коммуникаций в добавление к приведенным на рис. 2.23 могут использоваться матричная и редко применяемая иерархическая схемы (рис. 2.24), а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде.
Рис. 2.23. Некоторые схемы коллективной самоорганизации при внутренних коммуникациях:
а) линия, б) кольцо, в) колесо, г) звезда, (пустыми прямоугольниками обозначены члены неформальных организаций)
Рис. 2.24. Схемы коллективной самоорганизации при внешних коммуникациях:
а) матрица, б) иерархия
Для среды рисковых (венчурных) операций кроме приведенных на рис. 2.23. и 2.24 используется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они организуют только часть общей структуры и могут не знать о существовании других (рис. 2.25).
Рис. 225. Схема коллективной самоорганизации при рисковых операциях
Резюме
• Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем регламентное управление и организация. Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.
• Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений и реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля.
• Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека).
• Принципы самоуправления:
Принцип вторичности: самоуправление не может быть первичным в организации.
Принцип сочетания управления и самоуправления: в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления.
Принцип мягкой регламентации: процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями организации.
- • Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Коллективная самоорганизация может происходить в трех средах:
• внутренних коммуникаций,
• внешних коммуникаций,
• рисковых (венчурных) операций.
Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер. Для среды внешних коммуникаций добавляются матричная и редко используемая иерархическая схемы, а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде.
Для среды рисковых (венчурных) операций добавляется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они самоорганизуют только часть общей структуры и могут не знать о существовании других.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие документы регламентируют систему управления организации?
2. В чем состоит сущность самоорганизации как процесса?
3. В чем состоит сущность самоорганизации как явления?
4. В чем состоит цикличность управления и самоуправления, процесса организации и самоорганизации?
5. Какие виды самоорганизации существуют?
6. Что понимается под технической самоорганизацией?
7. Что понимается под биологической самоорганизацией?
8. На чем основана социальная самоорганизация?
9. Какие формы самоорганизации можно выделить?
10. Какое влияние на самоорганизацию оказывают самообучение, самовоспитание и самоконтроль?
11. Что понимается под самоуправлением в организации?
12. Назовите принципы самоуправления.
13. Какие базовые потребности человека и общества реализуются с помощью самоуправления?
14. Что относится к причинам начала самоорганизации?
15. В каких средах реализуется коллективная самоорганизация?
16. Какие схемы коммуникаций присущи для самоорганизации во внутренней среде?
17. Какие схемы коммуникаций присущи для самоорганизации во внешней среде?
18. Приведите примеры самоорганизации в учебном заведении.