Тема 13. оценка текучести кадров и абсентеизма

ТЕМА 9. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ЧИСЛЕННОСТИ

ПЕРСОНАЛА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Организация труда как система на уровне предприятия – это совокупность организационных отношений и организационных связей между работниками и средствами производства и работников друг с другом. Организация труда как деятельность – одна из управленческих функций, часть управления по созданию, поддержанию, упорядочению и развитию системы организации труда, а также коренному ее преобразованию на основе нововведений. При этом данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия.

Основными источниками трудовых ресурсов ЗАО «Самотовино» являются трудоспособные лица населённых пунктов, расположенных на территории хозяйства, участие в работах принимают также подростки, пенсионеры, школьники. Трудовыми ресурсами хозяйство обеспечено на 72%. Среднегодовая численность работников на 2009 год составила 123 человека, в том числе занятые в сельскохозяйственном производстве 122 человека.

Необеспеченность рабочей силой, прежде всего, связано с нехваткой сезонных и временных рабочих. Причинами необеспеченности могут быть: степень участия работников в общественном труде, степень использования возможного рабочего времени, сезонность сельскохозяйственного производства.

Среднегодовая заработная плата 1 работника в 2007 году занятого в сельскохозяйственном производстве составила 80091 руб., в 2009 году – 125600 руб., что по сравнению с 2007 годом среднегодовой заработок работников, занятых в сельскохозяйственном производстве увеличился на 45509 рублей. В среднем, в 2009 году размер заработной платы работника хозяйства составил 10400 руб. в месяц.

Подготовка рабочих для ЗАО «Самотовино» осуществлялось через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве. Подготовка новых рабочих на производстве осуществлялась в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах под руководством бригадиров. Приветствовалось обучение вторым профессиям – это направлено на возможность совмещения профессий в целях повышения производительности труда. Важным элементом организации труда являлось разделение труда, состоявшее в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ. Также в ЗАО «Самотовино» руководством осуществлялся контроль за исполнением норм труда работников, строгим соблюдения установленных правил и порядка на производстве, т.е. дисциплиной. Вопросы оплаты и материального вознаграждения также не оставались без внимания.

На территории хозяйства имелись свои ремонтные мастерские, чтобы не было длительного простоя машин и оборудования, что влияет на быстроту реагирования на возможные сбои производства. Учитывались санитарно-гигиенические нормы. Сотрудники, которым было необходимо в зависимости от характера работы, обеспечивались спецодеждой. Были оборудованы зоны отдыха, душевые, туалеты, сотрудники обеспечивались питанием.

Таким образом, ЗАО «Самотовино» старалось учитывать все факторы, которые могут воздействовать на сотрудника и его работоспособность, чтобы создать наиболее благоприятную обстановку для высокопроизводительного труда. На сегодняшний день в ЗАО «Самотовино» уровень организации труда низкий.

Численность и состав работников может показать, насколько стабильно себя чувствует на рынке та или иная организация, т.к. если текучесть кадров большая, значит, что предприятию не доверяют, у него есть проблемы. Проанализировав данные по ЗАО «Самотовино» за 2007-2009гг, можно наблюдать, как изменилась численность работников в этот период. (табл.2).

Таблица 2.

Численность работников ЗАО «Самотовино»

Категории работников 2007 г 2008 г 2009 г Изменения
В % Абсол. знач
Общая численность работников, чел    
в т.ч.: работники, занятые в с.х. производстве    
из них: рабочие постоянные    
в т.ч. трактористы-машинисты    
операторы машинного доения, дояры    
скотники КРС    
рабочие сезонные и временные    
служащие    
из них: руководители    
специалисты    
работники занятые в подсобных промышленных предприятиях    

Задание 10.3

Исходные данные и постановка задачи.Бригада в составе 24 человек отработала в течение месяца 23 рабочих дня и выпустила 10 тыс. изделий. Нормы выработки при этом были выполнены на 120%. В следующем месяце пред­полагается в результате улучшения организации труда повысить производительность труда на 5%. Определите, какая была норма­тивная и фактическая трудоемкость изделия в истекшем месяце, сколько изделий будет выпущено в следующем месяце и каковы при этом окажутся плановая трудоемкость изделия и процент вы­полнения норм при том же количестве отработанных часов.

Задание 10.4

Исходные данные и постановка задачи. За счет обновления обо­рудования выработка продукции на одного рабочего повысится в планируемом периоде с 60 тыс. до 64 тыс. руб. в год. Объем вы­пущенной продукции составит при этом 120 млн руб. Каковы окажутся рост производительности труда и экономия рабочей силы?

Задание 10.5

Исходные данные и постановка задачи. В истекшем году технологическая трудоемкость продукции составила 3500 тыс. нормо-часов, фонд рабочего времени 220 дней по 8 ч, нормы, в среднем, выполнялись на 120%. Численность вспомогательных рабочих в основных цехах составляла 15% численности основных рабочих. Во вспомогательных цехах трудятся 50% от числа рабочих основ­ных цехов. Рабочие составляют 70% численности всего промышленно-производственного персонала. В планируемом периоде предполагается в результате осуществления организационно-тех­нических мероприятий снизить трудоемкость на 6%. Определи­те, какой должна быть численность рабочих на предприятии в планируемом периоде.

Задание 10.6

Исходные данные и постановка задачи. В планируемом периоде предполагается увеличить объем выпускаемой продукции на 10%, производительность труда — на 6%, среднюю заработную плату — на 4%. Рассчитайте плановый фонд заработной платы, если в ба­зисном периоде объем продукции составлял 180 млн. руб., а фонд заработной платы — 40 млн. руб.

ТЕМА 13. ОЦЕНКА ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ И АБСЕНТЕИЗМА

Задание 13.1

Исходные данные и постановка задачи. Определить коэффициент текучести кадров и степень удов­летворенности работников работой на предприятии по данным баланса численности работников (человек):

Таблица 15

Исходные данные Количество чел.
Списочный состав на начало отчетного периода
Принято в течение отчетного периода — всего
В т.ч.: выпускники учебных заведений
перевод с других предприятий
направлены органами трудоустройства
приняты самим предприятием
Выбыло в течение отчетного периода всего
В том числе по причинам:
перевод на другие предприятия окончание срока договора
переход на учебу, призыв на военную службу, уход на пенсию и другие причины, предусмотренные законом
по собственному желанию
увольнение по сокращению штатов
увольнение за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины..
Состояло в списочном составе на конец отчетного периода
Число работников, состоявших в списках предприятия весь отчетный период
Среднесписочное число работников

Методика расчета:

1. Коэффициент текучести кадров (Кт),%:

Кт = Рв / Рн тема 13. оценка текучести кадров и абсентеизма - student2.ru 100,

Где Рв – численность работников, уволенных по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы и нарушения трудовой дисциплины),

Рн – списочное число работников на начало периода.

2. Коэффициент удовлетворенности работников работой на предприятии (Ку):

Ку = 1 – Рсж / Рср,

Где Рсж – число работников, выбывших с предприятия по собственному желанию; Рср – среднесписочная численность работников на предприятии.

Задание: Рассчитать коэффициент текучести кадров и коэффициент удовлетворенности работников работой на предприятии.

Запишите формулы и решение:_____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Сравните полученные результаты с правильными ответами.

т = 3,1; Ку = 0,971)

Задание 13.2

Исходные данные и постановка задачи.В числе выбывших с предприятия по причинам текучести 25% составляют лица в возрасте до 20 лет. Доля же этой катего­рии работников в структуре работающих на предприятии - 10%. Определить коэффициент интенсивности текучести молодежи, результат прокомментировать.

Методика расчета:

Коэффициент интенсивности текучести (Ки.т.):

Ки.т. = Рв.i. / Рi тема 13. оценка текучести кадров и абсентеизма - student2.ru 100,

Где Рв.i – доля i-ой категории работников в числе выбывших по причинам текучести; . Рi – доля этой же категории работников в структуре работающих на предприятии.

Запишите решение и комментарий:__________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Сравните полученный результат с правильным ответом. (Ки.т. = 2,5)

Задание 13.3

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитать коэффициент абсентеизма на предприятии, если известны следующие данные о календарном фонде времени (чел./ч), результат прокомментировать:

Таблица 16

Исходные данные Отработано чел \ч
Отработано всего 894 240
Число чел./ч. неявок на работу — всего 141 152
В том числе: очередные отпуска 72 320
отпуска по учебе.
отпуска в связи с родами
болезни
прочие неявки, разрешенные законом
неявки за свой счет с разрешения администрации, прогулы
вынужденные отгулы по инициативе администрации
Праздничные и выходные дни. 383 064

Методика расчета:

Показатель абсентеизма (А), %:

А = Рп / Р тема 13. оценка текучести кадров и абсентеизма - student2.ru 100,

Где Рп – общее число часов, пропущенных работниками а течение года по болезни, отгулы за свой счет, прогулы, кроме отпусков и вынужденных отгулов по инициативе администрации; Р – общий баланс рабочего времени организации за год.

Запишите решение и комментарий:__________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Сравните полученный результат с правильным ответом. (А = 6,4%)

Наши рекомендации