Изменение границ муниципального образования
Совершенствование территориальной организации местного самоуправления в большинстве случаев влечет изменение границ муниципальных образований. Данный вопрос регулируется специальной статьей Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ[18].
Изменение границ муниципального образования, как и их установление, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Инициаторами изменения границ муниципального образования могут выступать все заинтересованные стороны, а именно:
- население муниципального образования;
- органы местного самоуправления муниципального образования;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- федеральные органы государственной власти.
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. При этом закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Основания для инициирования процедуры изменения границ поселений могут быть различными, но имеется одно установленное законом ограничение: уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, необходимой (как правило) для наделения их статусом поселения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений. Это ограничение, как видно, не касается населения названных населенных пунктов.
Изменение границ муниципального образования может иметь разные последствия в части территориальной организации местного самоуправления, в частности:
- повлечь отнесение территорий отдельных поселений и (или) населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов, к территориям других муниципальных районов;
- повлечь отнесение территорий отдельных поселков и сельских населенных пунктов, входящих в состав поселений на территории муниципального района, к территориям городских округов;
- повлечь отнесение территорий отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселений, к территориям других поселений;
- не повлечь отнесения территорий отдельных поселений и (или) населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов и поселений, соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений.
Так как «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий»[19], для каждого из этих случаев определен порядок учета мнения (получения согласия) населения.
При изменении границ муниципальных районов, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, согласие населения данных поселений и (или) населенных пунктов выражается:
- путем голосования, порядок проведения которого предусмотрен отдельной статьей Федерального закона (см. ниже);
- на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).
Мнение населения соответствующих муниципальных районов выражается и учитывается при этом опосредованно через мнение представительных органов соответствующих муниципальных районов.
При изменении границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, согласие населения поселений и городских округов выражается представительными органами соответствующих поселений и городских округов, мнение населения муниципальных районов также выражается и учитывается опосредованно через мнение представительных органов соответствующих муниципальных районов.
При изменении границ поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, согласие населения данных населенных пунктов выражается:
- путем голосования (см. ниже);
- на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).
Учитывается при этом также мнение представительных органов соответствующих поселений.
При изменении границ муниципальных районов и поселений, не влекущем отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, учитывается мнение населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Мнение представительного органа муниципального образования по вопросу изменения границ муниципального образования должно оформляться, конечно, в форме решения представительного органа (никаких других форм не имеется).
Порядок организации и проведения схода граждан не требует особых разъяснений.
Что же касается голосования по вопросу изменения границ муниципального образования, то можно сказать, что оно в большой степени близко к местному референдуму, но таковым не является, так как местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, а изменение границ муниципального образования не относится к вопросам местного значения (установление и изменение границ муниципальных образований – полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Поэтому и определен особый порядок проведения данного голосования[20], заключающийся в следующем:
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории;
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума, с учетом ниже указанных особенностей;
- при проведении голосования по вопросу изменения границ муниципального образования положения законодательства о местном референдуме, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются;
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом;
- согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования;
- итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования и принятое решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию).