Сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма

В на­ме­ре­ния Сто­лы­пи­на не вхо­ди­ло ни вос­ста­нов­ле­ние аб со­лю­тиз­ма, ни унич­то­же­ние на­род­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва - он стре­мил­ся лишь к ус­та­нов­ле­нию в Рос­сии кон­сер­ва­тив­ной, но стро­го кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. Его меч­той бы­ла мо­гу­чая, цен­тра­ли­зо­ван­ная им­пе­рия, эко­но­ми­че­ски здо­ро­вая и куль­тур­но раз­ви­тая. "Вы хо­ти­те ве­ли­ких пе­ре­мен,-ска­зал Сто­лы­пин, об­ра­ща­ясь к ле­во­му, на­по­ло­ви­ну со­циа­ли­сти­че­ско­му боль­шин­ст­ву II Ду­мы,- а я хо­чу ве­ли­кую Рос­сию."

Имен­но эта уто­пи­че­ская меч­та бро­си­ла стра­ну в оке­ан но­вых по­тря­се­ний, ибо фа­таль­ная ошиб­ка Сто­лы­пи­на за­клю­ча­лась в его не­по­ни­ма­нии ре­аль­но­го по­ло­же­ния Рос­сии, ко­гда выс­шее со­сло­вие, ко­то­рое еще не сфор­ми­ро­ва­лось, как еди­ная си­ла, не мог­ло стать по­сред­ни­ком в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду пра­вя­щим мень­шин­ст­вом и тру­дя­щи­ми­ся мас­са­ми.

Прав­да, бы­строе раз­ви­тие го­ро­дов и про­мыш­лен­но­сти ве­ло к то­му, что го­род­ское "третье со­сло­вие" на­чи­на­ло иг­рать оп­ре­де­лен­ную роль в со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской жиз­ни стра­ны. В де­рев­не же та­кой со­ци­аль­ной стра­ты не бы­ло. Вы­бо­ры в I Ду­му по­ка­за­ли, что кре­сть­я­не не спо­соб­ны бы­ли иг­рать роль со­ци­аль­но кон­сер­ва­тив­но­го клас­са.

В то же вре­мя ча­ст­ная соб­ст­вен­ность дво­рян на зем­лю прак­ти­че­ски из­жи­ла се­бя. Эта сис­те­ма ста­ла на­столь­ко эко­но­ми­че­ски не­эф­фек­тив­ной, что ее до­ля в об­щем про­из­вод­ст­ве не со­став­ля­ла и 10%. Хо­те­ли они то­го или нет, но и пра­ви­тель­ст­во и кон­сер­ва­то­ры бы­ли вы­ну­ж­де­ны в кон­це кон­цов при­нять факт ес­те­ст­вен­но­го упад­ка зем­ле­вла­дель­че­ско­го дво­рян­ст­ва.

По­сле рос­пус­ка I Ду­мы ре­ше­ние зе­мель­ной про­бле­мы пе­ре­шло в ру­ки Сто­лы­пи­на. Сто­лы­пин имел твер­дые взгля­ды от­но­си­тель­но об­щи­ны, ху­то­ров, от­ру­бов и пу­тей их на­са­ж­де­ния, что со­ста­ви­ло стер­жень его аг­рар­ной про­грам­мы. Кро­ме то­го, он был сто­рон­ни­ком серь­ез­ных мер по рас­про­стра­не­нию на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ока­зав­шись во гла­ве пра­ви­тель­ст­ва, он за­тре­бо­вал из всех ве­домств те пер­во­оче­ред­ные про­ек­ты, ко­то­рые дав­но бы­ли раз­ра­бо­та­ны, но ле­жа­ли без дви­же­ния. В ито­ге Сто­лы­пи­ну уда­лось со­ста­вить це­ло­ст­ную про­грам­му уме­рен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. 24 ав­гу­ста 1906 г. пра­ви­тель­ст­во опуб­ли­ко­ва­ло дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой пы­та­лось оп­рав­дать свою по­ли­ти­ку мас­со­вых ре­прес­сий и воз­ве­ща­ло о на­ме­ре­нии про­вес­ти важ­ные со­ци­аль­но­по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы. Под­роб­нее пре­об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма бы­ла из­ло­же­на Сто­лы­пи­ным во II Ду­ме 6 мар­та 1907 го­да.

Не­ко­то­рые ме­ро­прия­тия пра­ви­тель­ст­во на­ча­ло про­во­дить в спеш­ном по­ряд­ке, не до­жи­да­ясь со­зы­ва Ду­мы. 27 ав­гу­ста 19­06г был при­нят указ о пе­ре­да­че Кре­сть­ян­ско­му бан­ку для про­да­жи кре­сть­я­нам час­ти го­су­дар­ст­вен­ных зе­мель. 5 ок­тяб­ря по­сле­до­вал указ об от­ме­не не­ко­то­рых ог­ра­ни­че­ний кре­сть­ян в пра­вах, чем бы­ли окон­ча­тель­но от­ме­не­ны по­душ­ная по­дать и кру­го­вая по­ру­ка, сня­ты не­ко­то­рые ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния кре­сть­ян и из­бра­ния ими мес­та жи­тель­ст­ва, от­ме­нен за­кон про­тив се­мей­ных раз­де­лов, сде­ла­на по­пыт­ка умень­шить про­из­вол зем­ских на­чаль­ни­ков, рас­ши­ре­ны пра­ва кре­сть­ян на зем­ских вы­бо­рах. Указ 17 ок­тяб­ря 1906 г. кон­кре­ти­зи­ро­вал при­ня­тый в 1905 г. по ини­циа­ти­ве Вит­те указ о сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния, оп­ре­де­лив пра­ва и обя­зан­но­сти ста­ро­об­ряд­че­ских и сек­тант­ских об­щин. Пред­ста­ви­те­ли офи­ци­аль­ной церк­ви ни­ко­гда не про­сти­ли Сто­лы­пи­ну то­го, что ста­ро­об­ряд­цы по­лу­чи­ли та­кой ус­тав в то вре­мя как со­от­вет­ст­вую­щее по­ло­же­ние о про­во­слав­ном при­хо­де за­стря­ло в кан­це­ля­ри­ях. 9 но­яб­ря 1906 г. был из­дан указ "О до­пол­не­нии не­ко­то­рых по­ста­нов­ле­ний дей­ст­вую­ще­го за­ко­на, ка­саю­щих­ся кре­сть­ян­ско­го зем­ле­вла­де­ния и зем­ле­поль­зо­ва­ния". Пе­ре­ра­бо­тан­ный в III Ду­ме, он стал дей­ст­во­вать как за­кон от 14 ию­ня 1910 го­да. 29 мая 1911 г. был при­нят за­кон "О зем­ле­уст­рой­ст­ве".

По­след­ние три ак­та со­ста­ви­ли юри­ди­че­скую ос­но­ву ме­ро­прия­тий, во­шед­ших в ис­то­рию как "сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма".

Эко­но­ми­че­ская це­ле­со­об­раз­ность этой ре­фор­мы, на­зван­ной сто­лы­пин­ской, хо­тя ее про­ект был раз­ра­бо­тан еще до не­го, не вы­зы­ва­ет со­мне­ний [5]. Ре­фор­ма до­вер­ша­ла то, что нуж­но бы­ло сде­лать еще в 1861 го­ду. В ре­фор­ме бы­ли за­ло­же­ны идеи Ва­луе­ва, Ба­ря­тин­ско­го, Бун­ге и др.(это еще XIX в.). В на­ча­ле XX в Вит­те счи­тал, что вы­ход из об­щи­ны мо­жет быть толь­ко доб­ро­воль­ным, по­это­му ре­зуль­тат еще бу­дет ви­ден очень и очень не ско­ро. Еще вес­ной 1905 г. Кри­во­ше­ин А.В. (ми­нистр зем­ле­де­лия в пра­ви­тель­ст­ве Сто­лы­пи­на) пре­ду­пре­ж­дал, что очень нуж­ный пе­ре­ход к ху­то­рам и от­ру­бам - "за­да­ча не­сколь­ких по­ко­ле­ний". Но ме­ж­ду все­ми преж­ни­ми за­яв­ле­ния­ми и ука­зом 9 но­яб­ря ле­жа­ли со­бы­тия 1905-1906 гг. Рас­се­лить кре­сть­ян ху­то­ра­ми и мел­ки­ми по­сел­ка­ми тре­бо­ва­лось не толь­ко по эко­но­ми­че­ским, но и по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам. "Ди­кая, по­лу­год­ная де­рев­ня, не при­вык­шая ува­жать ни свою, ни чу­жую соб­ст­вен­ность, не боя­щая­ся, дей­ст­вуя ми­ром, ни­ка­кой от­вет­ст­вен­но­сти,под­чер­ки­вал Сто­лы­пин,- все­гда бу­дет пред­став­лять со­бой го­рю­чий ма­те­ри­ал, го­то­вый вспых­нуть по ка­ж­до­му по­во­ду". И ца­ризм, ощу­тив спол­на эту уг­ро­зу, стал кру­шить об­щи­ну.

Эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма бы­ла це­ле­со­об­раз­на, боль­ше то­го, до за­ре­зу не­об­хо­ди­ма. В слу­чае уда­чи она су­ли­ла тем, кто к ней при­спо­со­бил­ся, бо­лее ин­тен­сив­ные фор­мы хо­зяй­ст­во­ва­ния, бо­лее вы­со­кие уро­жаи, бо­лее вы­со­кий уро­вень жиз­ни. Она су­ли­ла проч­ный внут­рен­ний ры­нок для про­мыш­лен­но­сти, уве­ли­че­ние хлеб­но­го экс­пор­та и за его счет - по­га­ше­ние ог­ром­но­го внеш­не­го дол­га. Но все это - в слу­чае уда­чи.

Ме­ж­ду тем ре­фор­ма уже за­ду­ма­на бы­ла не­удач­но. Сто­лы­пин то­ро­пил­ся, под­го­нял эко­но­ми­че­ские про­цес­сы по­ли­цей­ским вме­ша­тель­ст­вом. А вра­ж­да и на­си­лие - пло­хие со­юз­ни­ки в де­лах эко­но­ми­ки.

В ру­ках Сто­лы­пи­на, а точ­нее в ру­ках "Со­ве­та объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва", ко­то­рый под­дер­жи­вал его, зе­мель­ная ре­фор­ма, хо­тя и име­ла здо­ро­вую ос­но­ву, но по су­ти де­ла пре­вра­ща­лась в ору­дие даль­ней­ше­го клас­со­во­го уг­не­те­ния. Вме­сто то­го что­бы со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го фер­мер­ст­ва, за что ра­то­вал Вит­те, по­ло­жить ко­нец при­ну­ди­тель­но­му ха­рак­те­ру об­щин­ной сис­те­мы и за­ко­нам, ущем­ляю­щим гра­ж­дан­ские пра­ва кре­сть­ян, сто­лы­пин­ский за­кон на­силь­ст­вен­но ли­к­ви­ди­ро­вал об­щи­ну в ин­те­ре­сах кре­сть­ян­ско­го "бур­жу­аз­но­го" мень­шин­ст­ва.

По тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к ле­нин­ским ра­бо­там, де­мо­кра­ти­че­ский путь аг­рар­но­го раз­ви­тия ус­лов­но на­зы­ва­ет­ся аме­ри­кан­ским, кон­сер­ва­тив­ный - прус­ским.

Сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма на­хо­ди­лась на прус­ском ва­ри­ан­те. Она и бы­ла за­ду­ма­на во спа­се­ние по­ме­щи­ков. Сто­лы­пин сде­лал раз­ру­ше­ние об­щи­ны пер­во­оче­ред­ной за­да­чей сво­ей ре­фор­мы. Пред­по­ла­га­лось, что пер­вый этап - че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние на­де­лов от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми - на­ру­шит един­ст­во кре­сть­ян­ско­го ми­ра. Кре­сть­я­не, имев­шие зе­мель­ные из­лиш­ки про­тив нор­мы, долж­ны бы­ли по­спе­шить с ук­ре­п­ле­ни­ем сво­их на­де­лов. Сто­лы­пин го­во­рил, что та­ким спо­со­бом он хо­чет "вбить клин" в об­щи­ну. По­сле это­го пред­по­ла­га­лось при­сту­пить ко вто­ро­му эта­пу - раз­бив­ка де­ре­вен­ско­го на­де­ла на от­ру­ба или ху­то­ра. По­след­ние счи­та­лись наи­бо­лее удоб­ной фор­мой зем­ле­вла­де­ния, ибо кре­сть­я­нам, рас­со­сре­до­то­чен­ным по ху­то­рам труд­но бы­ло бы под­ни­мать мя­те­жи.

Что же долж­но бы­ло поя­вить­ся на мес­те об­щи­ны - уз­кий слой сель­ских ка­пи­та­ли­стов или ши­ро­кие мас­сы про­цве­таю­щих фер­ме­ров. Не пред­по­ла­га­лось ни то­го, ни дру­го­го. Пер­во­го не хо­те­ло са­мо пра­ви­тель­ст­во. Со­сре­до­то­че­ние зем­ли в ру­ках ку­ла­ков долж­но бы­ло ра­зо­рить мас­су кре­сть­ян. Не имея средств про­пи­та­ния, они хлы­ну­ли бы в го­род. Про­мыш­лен­ность, до 1910 г. пре­бы­вав­шая в де­прес­сии, не смог­ла бы спра­вить­ся с на­плы­вом ра­бо­чей си­лы в та­ких мас­шта­бах, а на­ли­чие мас­сы без­дом­ных и без­ра­бот­ных гро­зи­ло но­вы­ми со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ния­ми. По­это­му пра­ви­тель­ст­во до­пол­ни­ло указ, вос­пре­тив ску­пать в пре­де­лах од­но­го уез­да бо­лее шес­ти выс­ших ду­ше­вых на­де­лов, оп­ре­де­лен­ных по ре­фор­ме 1861 го­да. По раз­ным гу­бер­ни­ям этот пре­дел ко­ле­бал­ся в раз­ме­рах от 12 до 18 де­ся­тин. Ус­та­нов­лен­ный для "креп­ких хо­зя­ев" по­то­лок ока­зал­ся низ­ким. Что ка­са­ет­ся пре­вра­ще­ния ни­ще­го рос­сий­ско­го кре­сть­ян­ст­ва в "про­цве­таю­щее фер­мер­ст­во", то та­кая воз­мож­ность ис­клю­ча­лась вслед­ст­вии со­хра­не­ния по­ме­щичь­их ла­ти­фун­дий. Пе­ре­се­ле­ние в Си­бирь и про­да­жа зе­мель че­рез Кре­сть­ян­ский банк то­же не ре­ша­ли про­бле­му кре­сть­ян­ско­го ма­ло­зе­ме­лья. Ре­зуль­та­том та­кой ре­фор­мы мог­ло стать пол­ное и окон­ча­тель­ное ут­вер­жде­ние в Рос­сии по­ме­щичь­е­ку­лац­ко­го ("прус­ско­го") ти­па ка­пи­та­лиз­ма и пау­пе­ри­за­ция боль шей час­ти сель­ско­го на­се­ле­ния. Ка­пи­та­лиз­му по­тре­бо­ва­лись бы мно­гие де­ся­ти­ле­тия для пе­ре­ра­бот­ки всей этой пау­пе­ри­зи­ро­ван­ной со­ци­аль­ной сре­ды, край­не сла­бой в про­из­вод­ст­вен­ном и куль­тур­ном от­но­ше­нии, по­ра­жен­ной аг­рар­ным пе­ре­на­се­ле­ни­ем.

В ре­аль­ной жиз­ни из об­щи­ны вы­хо­ди­ла в ос­нов­ном бед­но­та, а так­же не­ко­то­рые го­ро­жа­не, вспом­нив­шие, что в не­дав­но по­ки­ну­той де­рев­не у них есть на­дел, ко­то­рый мож­но те­перь про­дать. В 1914 г. бы­ло про­да­но 60% пло­ща­дей че­рес­по­лос­но ук­ре­п­лен­ных в том го­ду зе­мель. По­ку­па­те­лем зем­ли ино­гда ока­зы­ва­лось кре­сть­ян­ское об­ще­ст­во, и то­гда они воз­вра­ща­лись в мир­ской ко­тел. Ча­ще по­ку­па­ли зем­лю за­жи­точ­ные кре­сть­я­не, ко­то­рые са­ми не все­гда спе­ши­ли с вы­хо­дом из об­щи­ны. По­ку­па­ли и дру­гие об­щин­ни­ки. В ру­ках од­но­го и то­го же хо­зяи­на ока­зы­ва­лись зем­ли и ук­ре­п­лен­ные, и об­ще­ст­вен­ные, что за­пу­ты­ва­ло по­зе­мель­ные от­но­ше­ния. По­сколь­ку сто­лы­пин­ская ре­фор­ма в це­лом не раз­ре­ши­ла аг­рар­но­го во­про­са и зе­мель­ное утес­не­ние воз­рас­та­ло, не­из­беж­ной бы­ла но­вая вол­на пе­ре­де­лов, ко­то­рая долж­на бы­ла сме­сти мно­гое из сто­лы­пин­ско­го на­сле­дия. И дей­ст­ви­тель­но, зе­мель­ные пе­ре­де­лы, в раз­гар ре­фор­мы поч­ти пре­кра­тив­шие­ся, с 1912 г. во­зоб­но­ви­лись.

На ху­то­ра и от­ру­ба то­же да­ле­ко не все­гда вы­хо­ди­ли "креп­кие му­жи­ки". Зем­ле­уст­ром­тель­ные ко­мис­сии пред­по­чи­та­ли не во­зить­ся с от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми, а раз­би­вать на ху­то­ра или от­ру­ба все се­ле­ние. Что­бы до­бить­ся от кре­сть­ян со­гла­сия на раз­бив­ку, вла­сти при­бе­га­ли к бес­це­ре­мон­ным ме­рам дав­ле­ния. Кре­сть­я­нин же со­про­тив­лял­ся не по "тем­но­те сво­ей", как счи­та­ли вла­сти, а ис­хо­дя из здра­вых жи­тей­ских со­об­ра­же­ний. Кре­сть­ян­ское зем­ле­де­лие очень за­ви­се­ло от ка­при­зов по­го­ды. Имея по­ло­сы в раз­ных мес­тах, кре­сть­я­нин обес­пе­чи­вал се­бе еже­год­ный сред­ний уро­жай: в за­суш­ли­вый год вы­ру­ча­ли по­ло­сы в ни­зи­нах, в дожд­ли­вый - на взгор­ках. По­лу­чив весь на­дел в од­ном от­ру­бе, кре­сть­я­нин ока­зы­вал­ся во вла­сти сти­хии. Ху­то­ра и оту­ба во­об­ще не обес­пе­чи­ва­ли подъ­е­ма аг­ри­куль­ту­ры, пре­иму­ще­ст­во их пе­ред че­рес­по­лос­ной сис­те­мой хо­зяй­ст­ва не до­ка­за­но. Ме­ж­ду тем ху­то­ра и от­ру­ба счи­та­лись то­гда един­ст­вен­ным, при­чем уни­вер­саль­ным сред­ст­вом по­вы­ше­ния кре­сть­ян­ской аг­ри­куль­ту­ры. А аль­тер­на­тив­ные сред­ст­ва, вы­дви­ну­тые са­мой жиз­нью, по­дав­ля­лись. Ре­фор­ма за­тор­мо­зи­ла на­чав­ший­ся с кон­ца XIX в. пе­ре­ход сель­ско­го об­ще­ст­ва от ус­та­ре­лой трех­поль­ной сис­те­мы к мно­го­поль­ным се­во­обо­ро­там. За­дер­жи­вал­ся и пе­ре­ход на "ши­ро­кие по­ло­сы", при по­мо­щи ко­то­рых кре­сть­я­не бо­ро­лись с чрез­мер­ной "уз­ко­по­ло­си­цей".

В боль­шин­ст­ве сво­ем кре­сть­я­не за­ня­ли не­бла­го­же­ла­тель­ную и да­же вра­ж­деб­ную по­зи­цию в от­но­ше­нии сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, ру­ко­во­дству­ясь дву­мя со­об­ра­же­ния­ми. Во-пер­вых, и это са­мое глав­ное, кре­сть­я­не не хо­те­ли ид­ти про­тив об­щи­ны, а сто­лы­пин­ская идея о "под­держ­ке силь­ных" про­ти­во­ре­чи­ла взгля­ду кре­сть­я­ни­на на жизнь. Он не же­лал пре­вра­щать­ся в по­лу­соб­ст­вен­ни­ка зем­ли за счет сво­их со­се­дей. Во-вто­рых, бо­лее сво­бод­ная по­ли­ти­че­ская ат­мо­сфе­ра, воз­ник­шая по­сле ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря, от­кры­ва­ла пе­ред кре­сть­ян­ст­вом но­вые воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия с по­мо­щью коо­пе­ра­тив­ной сис­те­мы, что бо­лее со­от­вет­ст­во­ва­ло ин­те­ре­сам кре­сть­ян­ст­ва.

Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная аб­ст­ракт­ность за­мыс­ла сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы в зна­чи­тель­ной ме­ре объ­яс­ня­лась ,кро­ме дру­гих при­чин, тем, что ее раз­ра­ба­ты­ва­ли лю­ди, не­дос­та­точ­но хо­ро­шо знав­шие де­рев­ню.

Не­смот­ря на ста­ра­ния пра­ви­тель­ст­ва, ху­то­ра при­жи­ва­лись толь­ко в не­ко­то­рых за­пад­ных гу­бер­ни­ях, вклю­чая Псков­скую. От ру­ба, как ока­за­лось, бо­лее по­до­шли для гу­бер­ний се­вер­но­го при­чер­но­мо­рья, Се­вер­но­го Кав­ка­за и степ­но­го За­вол­жья. От­сут­ст­вие силь­ных об­щин­ных тра­ди­ций там со­че­та­лось с выс­шим уров нем раз­ви­тия аг­рар­но­го ка­пи­та­лиз­ма, ис­клю­чи­тель­ным пло­до­ро­ди­ем поч­вы, ее од­но­род­но­стью на боль­ших про­сто­рах и низ­ким уров­нем аг­ри­куль­ту­ры. В этих ус­ло­ви­ях пе­ре­ход на от­ру­ба про­шел без­бо­лез­нен­но и бы­ст­ро при­нес про­из­вод­ст­вен­ную поль­зу.

Сто­лы­пин очень гор­дил­ся сво­ей ро­лью зе­мель­но­го ре­фор­ма­то­ра. Он да­же при­гла­сил за­ру­беж­ных спе­циа­ли­стов по аг­рар­но­му во­про­су, что­бы они изу­чи­ли ра­бо­ту, про­де­лан­ную им и его пра­ви­тель­ст­вом в де­рев­не. За 5 лет, с 1907 по 1911г.г. сис­те­ма кре­сть­ян­ско­го зем­ле­поль­зо­ва­ния пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Не­мец­кий экс­перт по аг­рар­но­му во­про­су про­фес­сор Ауф­ха­ген поз­же пи­сал: "Сво­ей зе­мель­ной ре­фор­мой Сто­лы­пин раз­жег в де­рев­не пла­мя гра­ж­дан­ской вой­ны."

К 1 ян­ва­ря 1916 го­да из об­щи­ны в че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние вы­шло 2 млн. до­мо­хо­зя­ев. Им при­над­ле­жа­ло 14.1 млн дес. зем­ли. 469 тыс. до­мо­хо­зя­ев по­лу­чи­ли удо­сто­ве­ри­тель­ные ак­ты на 2.8 млн. дес., 1.3 млн. до­мо­хо­зя­ев пе­ре­шли к ху­тор­ско­му и от руб­но­му вла­де­нию ( 12.7 млн. де­ся­тин). Эти циф­ры нель­зя ме­ха­ни­че­ски скла­ды­вать, т.к. не­ко­то­рые до­мо­хо­зяе­ва, ук­ре­пив на­де­лы, вы­хо­ди­ли по­том на ху­то­ра и от­ру­ба, а дру­гие шли на ху­то­ра и от­ру­ба сра­зу, без про­ме­жу­точ­ной ста­дии. По под­сче­там ле­нин­град­ско­го ис­то­ри­ка В.С.Дя­ки­на, все­го из об­щи­ны вы­шло око­ло 3 млн. до­мо­хо­зя­ев, что со­став­ля­ет при­мер­но 1/3 от об­щей их чис­лен­но­сти в тех гу­бер­ни­ях, где про­во­ди­лась ре­фор­ма. Но не­ко­то­рые из вы­де­лен­цев фак­ти­че­ски дав­но уже не бы­ли до­мо­хо­зяе­ва­ми, т.к. по­сто­ян­но жи­ли в го­ро­де, а ук­ре­пи­ли свой за­бро­шен­ный на­дел толь­ко для то­го, что­бы его про­дать. Дру­гие до­мо­хо­зяе­ва ( око­ло 16%), про­дав ук­ре­п­лен­ный на­дел, пе­ре­се­ли­лись в Си­бирь.

Из об­ще­ст­вен­но­го обо­ро­та бы­ло изъ­я­то 22% зе­мель. Зна­чи­тель­ная их часть по­шла в про­да­жу. Ино­гда зем­лю по­ку­па­ло сель­ское об­ще­ст­во, и она воз­вра­ща­лась в мир­ской ко­тел. Бы­ва­ло, что "ми­ро­еды" ску­па­ли че­рес­по­лос­ные на­де­лы и от­да­ва­ли их в арен­ду кре­сть­я­нам-об­щин­ни­кам. Но по­след­ние и са­ми по­ку­па­ли зем­лю. Вла­дея об­щин­ным на­де­лом они, слу­ча­лось , име­ли и не­сколь­ко "ук­ре­п­лен­ных" по­лос. Все за­пу­ты­ва­лось и все по­лу­ча­лось со­всем не так, как за­ду­ма­ло пра­ви­тель­ст­во. Глав­ное же, вла­стям не уда­лось ни раз­ру­шить об­щи­ну, ни соз­дать ус­той­чи­вый и дос­та­точ­но мас­со­вый слой кре­сть­ян-соб­ст­вен­ни­ков. Так что мож­но го­во­рить об об­щей не­уда­че сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы.

Од­ним из вспо­мо­га­тель­ных средств ре­фор­мы, ее ча­стью , бы­ло пе­ре­се­ле­ние. Оно за­слу­жи­ва­ет по­ло­жи­тель­ной оцен­ки не­смот­ря на все ог­ре­хи и не­до­че­ты. Пе­ре­се­ля­лась в ос­нов­ном бед­но­та. Все­го за 1906-1916 гг. за Урал пе­ре­бра­лось бо­лее 3 млн. че­ло­век, бо­лее по­лу­мил­лио­на вер­ну­лось на­зад. Но , не­смот­ря на всю мас­штаб­ность пе­ре­се­лен­че­ско­го дви­же­ния, оно не пе­ре­кры­ва­ло ес­те­ст­вен­ный при­рост кре­сть­ян­ско­го на­се­ле­ния. Зе­мель­ное утес­не­ние в де­рев­не воз­рас­та­ло, аг­рар­ный во­прос про­дол­жал обо­ст­рять­ся.

Оцен­ки ре­фор­мы В.И. Ле­ни­ным уточ­ня­лись по ме­ре то­го, как она раз­во­ра­чи­ва­лась и ста­но­ви­лись бо­лее зри­мы ее пер­спек­ти­вы В 1907 г. Ле­нин под­чер­ки­вал, что нель­зя не­до­оце­ни­вать это пра­ви­тель­ст­вен­ное ме­ро­прия­тие, что " это во­все не ми­раж..., -это - ре­аль­ность эко­но­ми­че­ско­го про­грес­са на поч­ве со­хра­не­ния по­ме­щичь­ей вла­сти и по­ме­щичь­их ин­те­ре­сов.Это путь не­ве­ро­ят­но мед­лен­ный и не­ве­ро­ят­но му­чи­тель­ный для са­мых ши­ро­ких масс кре­сть­ян­ст­ва и для про­ле­та­риа­та, но этот путь есть един­ст­вен­но воз­мож­ный путь для ка­пи­та­ли­ти­че­ской Рос­сии, ес­ли не по­бе­дит кре­сть­ян­ская аг­рар­ная ре­во­лю­ция".( т. 16, с. 266).

Вни­ма­тель­но на­блю­дая за об­ста­нов­кой в Рос­сии, Ле­нин уже в 1911 г. под­чер­ки­вал, что сто­лы­пин­ский план бур­жу­аз­но­го аг­рар­но­го строя "не вы­тан­цо­вы­ва­ет­ся" (т.20, с. 190). А в на­ча­ле 1912 г. Ле­нин при­шел к вы­во­ду о бес­пер­спек­тив­но­сти сто­лы­пин­ской ре­фор­мы: "...на­стоя­щая го­ло­дов­ка лиш­ний раз под­твер­жда­ет не­ус­пех пра­ви­тель­ст­вен­ной аг­рар­ной по­ли­ти­ки и не­воз­мож­ность обес­пе­чить сколь­ко-ни­будь нор­маль­ное бур­жу­аз­ное раз­ви­тие Рос­сии при на­прав­ле­нии ее по­ли­ти­ки во­об­ще и зе­мель­ной по­ли­ти­ки в ча­ст­но­сти клас­сом кре­по­ст­ни­ков- по­ме­щи­ков, ца­ря­щих в ви­де пра­вых пар­тий, и в III Ду­ме и а Го­су­дар­ст­вен­ном со­ве­те и в при­двор­ных сфе­рах Ни­ко­лая II."(т. 21, с. 128). Глав­ный урок сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы, по сло­вам Ле­ни­на, со­сто­ял в сле­дую­щем: "Толь­ко са­ми кре­сть­я­не мо­гут ре­шить ка­кая фор­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния и зем­ле­вла­де­ния удоб­нее в той или иной ме­ст­но­сти. Вся­кое вме­ша­тель­ст­во за­ко­на или ад­ми­ни­ст­ра­ции в сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние кре­сть­ян зем­лей есть ос­та­ток кре­по­ст­но­го пра­ва. Ни­че­го, кро­ме вре­да для де­ла, кро­ме уни­же­ния и ос­корб­ле­ния кре­сть­я­ни­на от та­ко­го вме­ша­тель­ст­ва быть не мо­жет". (т.22, с.97).

В ка­че­ст­ве ар­гу­мен­та в поль­зу ре­фор­мы ино­гда при­во­дит­ся тот факт, что по срав­не­нию с по­след­ним пя­ти­ле­ти­ем XIX ве­ка в 1909-1913 гг вы­воз хле­ба ко­ли­че­ст­вен­но уве­ли­чил­ся в 1.5 раза, а по стои­мо­сти - в 2 раза. В 1913г. Рос­сия экс­пор­ти­ро­ва­ла 647.6 млн. пу­дов.

По­сле окон­ча­ния ре­во­лю­ции и до на­ча­ла пер­вой ми­ро­вой вой­ны по­ло­же­ние в рус­ской де­рев­не за­мет­но улуч­ши­лось. При­чи­на­ми это­му по­слу­жи­ли:

- пол­ная от­ме­на с 1907 го­да вы­куп­ных пла­те­жей;

- рост ми­ро­вых цен на зер­но - от это­го кое-что пе­ре­па­да­ло и про­стым кре­сть­я­нам; - по­сте­пен­ное со­кра­ще­ние по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния ве­ло к умень­ше­нию ка­баль­ных форм экс­плуа­та­ции;

На ду­шу на­се­ле­ния Рос­сии в те го­ды про­из­во­ди­лось столь­ко же хле­ба, как в Шве­ции, Фран­ции, Гер­ма­нии. Но эти стра­ны вво­зи­ли хлеб, а Рос­сии еже­год­но экс­пор­ти­ро­ва­ла око­ло 20% ва­ло­во­го сбо­ра зер­на. Про­дол­жа­лась по­ли­ти­ка "не­дое­дим, но вы­ве­зем", на­ча­ло ко­то­рой бы­ло по­ло­же­но в 1887-1892 го­дах.

Наши рекомендации