Правовые основы сертификации в России

Структура законодательной и нормативной базы, обеспечивающей процесс сертификации, изображена схематически на рис. 3.1.

Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10.06.93. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г. Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем анализ данного Закона в силу его важности для дальнейшего изучения процессов сертификации.

Правовые основы сертификации в России - student2.ru

Рис. 3.1. Структура законодательной и нормативной базы сертификации

Раздел первый «Общие положения» включает 6 статей.

Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации. В Законе выделены следующие цели:

· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Статья 2 «Законодательство Российской Федерации о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства. Правовое регулирование в области сертификации в соответствии с настоящим Законом является компетенцией федеральных органов власти РФ.

Статья 3 «Международные договоры» указывает на руководство международными правилами по сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.

Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной областях. Для этого определены задачи Госстандарта:

· формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории Российской Федерации и публикация официальной информации о них;

· проведение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

· публикация официальной информации о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представление ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

· подготовка в установленном порядке предложений о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также заключение соглашений с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

· представление в установленном порядке интересов Российской Федерации в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национального органа Российской Федерации по сертификации.

Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требования к созданию и регистрации систем сертификации в России.

Статья 6 «Сертификат и знак соответствия» дает определение сертификата соответствия как документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Общепринятые понятия этих атрибутов сертификации звучат так.

Сертификат соответствия – название документа, которым завершается процесс сертификации. Это название единое для сертификатов, выдаваемых в системах обязательной и добровольной сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сертификации. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Госстандарте РФ.

Правила применения знака соответствия в каждой системе сертификации определяются этой системой в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России. Изображение знака соответствия в системе ГОСТ Р приведено на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Знак соответствия в системе ГОСТ Р

Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.

Статья 7 «Обязательная сертификация» определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия. В дополнение к этому в новой редакции Закона говорится, что подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации, которыми являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Статья 9 «Правомочия государственных органов управления» указывает, что Госстандарт России и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

· создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

· осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

· определяют центральные органы систем сертификации;

· аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензия на проведение определенных видов работ);

· ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

· устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

· устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

· осуществляют государственный контроль и надзор, устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

· выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Статья 10 «Обязанности центрального органа системы сертификации», которым является орган, возглавляющий систему сертификации, определяет две его основные задачи: организацию, координацию и установление правил системы сертификации, а также рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Статья 11 «Обязанности органа по сертификации» гласит, что этот орган сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; проводит идентификацию продукции, предоставленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. Орган по сертификации и его сотрудники несут юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.

Статья 12 «Обязанности испытательной лаборатории (центра)» указывает, что испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Испытательные лаборатории являются участниками систем сертификации продукции. Протоколы испытаний, выданные этими лабораториями, являются объективной основой для выдачи сертификата соответствия или отказа в этом органом по сертификации. Порядок работы испытательных лабораторий и требования к ним устанавливаются нормативными документами, основным из которых является ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025–2000, соответствующий европейкой норме EN 45001. Лаборатория и ее сотрудники также несут ответственность за нарушение правил сертификации.

Статья 13 «Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)». Изготовители и продавцы продукции, исполнители услуг, чти результаты труда подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации, обязаны:

· реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

· обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

· указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

· приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

· обеспечивать беспрепятственно выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукций;

· извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» и другим законодательным актам, реализация изготовителем (исполнителем), продавцом продукции, подлежащей обязательной сертификации, при отсутствии выданного или признанного сертификата, влечет соответствующую юридическую ответственность предприятия и его сотрудников. Наличие сертификата обязательно для продукции, реализуемой на территории Российской Федерации, в том числе импортной. Требования к экспортируемой продукции определяются заказчиком (покупателем).

Статья 14 «Условия ввоза импортируемой продукции» устанавливают требования к сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ и подлежащей обязательной сертификации, в частности, отмечается следующее:

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств об их признании при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Госстандартом России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Закон запрещает реализацию импортной продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, данного или признанно в установленном порядке.

Статья 15 «Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией» состоит из двух пунктов:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции.

2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом «О стандартизации».

Должностные лица, осуществляющие непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией от имени Госстандарта России, согласно Закону «О стандартизации», имеют специальное наименование – государственный инспектор (Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами; главный государственный инспектор республики, края, области, автономной области, автономного округа, государственный инспектор).

Статья 16 «Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться за счет государственных средств. К ним относятся:

· разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

· участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

· разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

· разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

· проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

· проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

· другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

Раздел третий «Добровольная сертификации» включает 3 статьи.

Статья 17 «Добровольная сертификация» указывает на то, что для продукции и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством, по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Статья 18 «Организация добровольной сертификации» гласит, что подобная сертификация осуществляется органами по сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим в установленном порядке данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации. Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации или взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по добровольной сертификации осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также не условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия либо приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов.

Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел четвертый «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона» состоит из одной статьи 20 «Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность». Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Другими основополагающими законами, регулирующими деятельность по сертификации в РФ, являются Закон «О стандартизации» и Закон «Об обеспечении единства измерений», в которых устанавливаются общегосударственные требования к назначению, применению и соблюдению стандартов и нормативных документов, в том числе к тем, на соответствие которым проводится сертификация, а также устанавливаются требования к организации и проведению измерений, испытаний и контроля, которые составляют объективную основу оценки соответствия продукции при сертификации. В настоящее время в процессе разработки находится проект федерального «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям», который усовершенствует правовую базу сертификации.

Наши рекомендации