Механизмы трения

Различают следующие виды трения [43]:

1) чистое — на поверхности трения нет ни окислов, ни смаз­ки; механизм чистого трения может наблюдаться только в усло­виях физического опыта;

2) сухое — на поверхности трения имеются пленки окислов и загрязнения, но нет искусственной смазки;

3) жидкостное — поверхности трущихся тел полностью изо­лированы друг от друга смазкой;

4) полусухое — между трущимися телами имеются лишь от­дельные участки, заполненные какой-либо вязкой средой;

5) полужидкостное — при наличии смазки имеются непосред­ственные контакты поверхностей трущихся тел;

6) граничное — пленка жидкой смазки, разделяющая поверх­ности трущихся тел, мономолекулярна и настолько тонка, что в ней не проявляются объемные свойства смазки.

При обработке давлением наблюдается трение полусухое или полужидкостное.

Рассмотрим механизм сухого трения, который во многом ана­логичен механизму полусухого трения. Поверхность всякого тела имеет неровности — выступы и впадины при любом качестве ее отделки. Часть выступов поверхности одного тела попадает во впадины поверхности другого, в результате чего происходит как бы зацепление поверхностей.Фактическая контактная поверхность в этом случае меньше кажущейся, расчетной поверхности. В процессе пластической де­формации фактическая контактная поверхность увеличивается.

Для того чтобы сдвинуть одно тело относительно другого параллельно поверхности контакта, нужно приложить силу—си­лу трения. Эта сила должна приподнять верхнее тело над ниж­ним для того, чтобы вывести из зацепления выступы и впадины или деформировать упруго и пластически выступы. Обычно про­исходит последнее — смятие и срез выступов преимущественно на более мягком материале (деформируемое тело) и в меньшей степени на более твердом (инструмент). Поэтому процесс трения при обработке давлением можно рассматривать как процесс пластической деформации тонких приконтактных слоев, проте­кающий в результате пластической деформации всего объема тела.

Сила трения и напряжение трения зависят от прочностных свойств деформируемого тела и закономерностей изменения их в процессе деформации. Закономерности изменения прочностных свойств приконтактных слоев зависят от тех же факторов, что и прочностные свойства в объеме деформируемого тела,— от хими­ческого состава, температуры, степени и скорости деформации.

Как правило, прочность приконтактных слоев больше проч­ности слоев в объеме тела в результате дополнительных деформаций сдвига, среза гребней при холодной деформации и охлаж­дения от соприкосновения с инструментом при горячей.

Степень деформации приконтактных слоев зависит также от величины и скорости смещения относительно инструмента. В свя­зи с этим напряжения трения не одинаковы по поверхности кон­такта: они увеличиваются с ростом величины смещения.

Закономерность скольжения деформируемого тела по контак­ту с инструментом зависит от формы зоны деформации. Следо­вательно, распределение напряжения трения также зависит от формы зоны деформации. Если деформируется весь объем тела (например, при осадке), то распределение напряжения трения зависит и от формы тела.

Итак, внешнее трение при обработке металлов давлением представляет собой сложный физико-химический процесс и в значительной степени отличается от трения в машинах.

Французский ученый Амонтон так сформулировал закон сухо­го трения: сила трения Т пропорциональна нормальной нагруз­ке N и не зависит от площади контакта, т. е.

механизмы трения - student2.ru (4-1)

где механизмы трения - student2.ru — коэффициент трения.

Кулон приводит другое выражение для силы трения:

механизмы трения - student2.ru (4.2)

где А — сила молекулярного взаимодействия на площадках дей­ствительного контакта трущихся тел.

По Кулону сила трения не равна нулю при отсутствии силы нормального давления. Силы молекулярного взаимодействия обычно малы, поэтому в практических расчетах ими пренебрегают, принимая А = 0 в выражении (4.2). В литературе выражение (4.1) известно как закон Кулона.

Советский ученый Б. В. Дерягин предлагает следующее выра­жение закона сухого трения:

механизмы трения - student2.ru (4.3)

где механизмы трения - student2.ru — истинная площадь соприкосновения тел (площадь кон­такта); механизмы трения - student2.ru — удельная сила молекулярного притяжения (удельная
сила физического притяжения).

Г. И. Епифанов [45, 46] определяет силу трения так:

механизмы трения - student2.ru (4.4)

где механизмы трения - student2.ru — сопротивление сдвигу в поверхностном слое; механизмы трения - student2.ru — площадь контакта металла с инструментом; механизмы трения - student2.ru — коэффициент, учитывающий скорость изменения каса­тельных напряжений при изменении нормальных на­пряжений механизмы трения - student2.ru ; N— нормальная сила.

Первый член уравнения (4.4) показывает изменение силы трения вследствие изменения площади сдвига в предположении независимости сопротивления сдвигу, а второй — изменение со­противления сдвигу при изменении нормального давления.

Разделим обе части выражения (4.1) на полную поверхность соприкосновения F, т. е.

механизмы трения - student2.ru

Но механизмы трения - student2.ru —среднему напряжению трения, а— механизмы трения - student2.ru нормальному напряжению. Следовательно,

механизмы трения - student2.ru (4.5)

Напряжение трения равно произведению нормального напря­жения на коэффициент трения.

С увеличением удельного давления при пластической дефор­мации коэффициент трения уменьшается. При машинном трении, наоборот, с увеличением удельного давления коэффициент тре­ния повышается. Уменьшение коэффициента трения с ростом удельного давления можно объяснить следующим. Чем больше удельное давление при пластической деформации данного мате­риала и в данных условиях, тем сильнее выражено прилипание и больше расширяется область постоянства напряжений трения. Поэтому сила трения растет медленнее, чем нормальное давле­ние. В результате усредненное значение коэффициента трения уменьшается.

Влияние температуры обрабатываемого материала на коэф­фициент трения очень сложное. При изменении температуры изменяются сопротивление деформации, физико-химические свой­ства окалины, образующей промежуточный слой между метал­лом и инструментом. Поэтому при определении зависимости коэффициента трения от температуры получают различные дан­ные. Однако установлено, что при нагревании коэффициент тре­ния сначала растет, достигает максимального значения, затем уменьшается (рис. 72) [9]. Такой ход зависимости можно объяс­нить тем, что сначала коэффициент трения растет в связи с окис­лением поверхности; в этом интервале температур образуется твердая окалина, повышающая коэффициент трения. При даль­нейшем повышении температуры происходит размягчение окали­ны и она начинает играть роль смазки. Максимального значения коэффициент трения для стали достигает при температуре при­мерно 800—900° С (по данным некоторых исследователей 800— 1050°С). Влияние температуры и химического состава окалины на коэффициент трения подтверждает опыт прокатки автоматных (сернистых) сталей. Окалина, содержащая сернистые соедине­ния, снижает коэффициент трения при высоких температурах.

В результате захват металла залками затрудняется и возможен только после подстуживания поверхности.

механизмы трения - student2.ru Горячая обработка давлением стали происходит при темпера­турах выше 850—950° С, т. е. в основном в области уменьшения коэффициента трения с повышением температуры. Экелунд на основании эк­спериментальных данных при прокатке углеродистой стали установил линей­ную зависимость коэффициента трения от температуры:

механизмы трения - student2.ru

где механизмы трения - student2.ru — коэффициент, учитывающий влияние материала валков и равный 0,8 для чугунных вал­ков и 1,0 для стальных; t — температура обработки, СС.

Как показали более точные эксперименты, формула Экелунда дает завышенные значения коэффициента трения.

С увеличением скорости относительного скольжения при су­хом и полусухом трении коэффициент трения снижается. Чем

механизмы трения - student2.ru

больше скорость, тем меньше длитель­ность контакта на площадках соприкос­новения инструмента и деформируемого тела и тем меньше роль молекулярного взаимодействия. Этим объясняется то, что коэффициент трения покоя больше коэффициента трения скольжения. Интенсивность снижения коэффициента тре­ния с ростом скорости уменьшается. Од­нако при пластической деформации уп­рочнение приконтактных слоев тем боль­ше, чем больше величина и скорость скольжения. Этот фактор приводит к повышению напряжений и коэффициента трения, но в меньшей степени, чем снижение из-за первого фактора.

Наши рекомендации