Анализ деятельности хозяйствующего субъекта и
Перспектив ее развития
Если при проведении патентных исследований анализируется деятельность хозяйствующих субъектов, то отобранную информацию систематизируют и заносят в форму Д.4 (рис. 12).
Ниже приведена рекомендуемая структура анализа деятельности хозяйствующего субъекта:
1. Обоснование необходимости проведения конкретных работ хозяйствующим субъектом и требований к их результатам:
– анализ научной и производственной деятельности в динамике (номенклатура продукции и услуг, объем производства продукции и предоставление услуг; технический уровень продукции и технологии; научно-технический задел; ресурсы и производственная база; правовая охрана продукции, технологии, услуг, наличие ноу-хау; сотрудничество с контрагентами и т.д.);
– анализ коммерческой деятельности в динамике (положение на рынке; наличие сбытовой сети; реклама; наличие и активность конкурентов на конкретных рынках; спрос на продукцию и услуги и т.д.);
– перспективы развития деятельности хозяйствующего субъекта (производственной, коммерческой); факторы, влияющие на развитие деятельности хозяйствующего субъекта;
– выбор оптимальных направлений развития деятельности хозяйствующего субъекта (в том числе по совершенствованию ресурсной и производственной баз и хозяйственных связей; по повышению технического уровня продукции и обновлению ее номенклатуры; развитию системы услуг; по совершенствованию технологии производства; по реализации продукции и сервису);
Рис. 12. Форма для анализа деятельности хозяйствующих субъектов |
– обоснование конкретных работ по развитию деятельности хозяйствующего субъекта по выбранным направлениям (в том числе проведение комплекса или отдельных видов НИР и ОКР, технологических разработок; замена технологического оборудования; приобретение, продажа лицензий; ноу-хау; сотрудничество в создании, производстве, реализации продукции; организация или расширение предоставления услуг; проведение рекламных мероприятий; организация или расширение сбытовой сети и сервисного обслуживания поставленной продукции);
– определение и обоснование конкретных технико-экономичес-ких требований к результатам деятельности хозяйствующего субъекта, мероприятий и рациональных сроков их проведения.
2. Оценка условий реализации продукции и услуг на момент окончания работ:
– анализ соответствия результатов выполненных работ ранее сформулированным требованиям;
– оценка рынка, наличие спроса на продукцию и услуги, его объем, деятельность конкурентов;
– возможность выхода на рынок с продукцией и услугами: беспрепятственно; при выполнении необходимых условий; с ограничениями поставок продукции, предоставления услуг по объему, территории и т.д.;
– меры по обеспечению беспрепятственной реализации продук-ции и ее расширению (соблюдение требований национальных стандартов, патентная охрана, приобретение лицензий, изменение продукции, сотрудничество с другими фирмами, оказание услуг и т.д.).