Сертификация услуг по ремонту автомобилей
Цель и задачи сертификации.Сертификация продукции и услуг является одним из основных инструментов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может нормально функционировать без четко установленных законов, правил, норм. Государственная регламентация рыночных отношений защищает интересы общества, производителей, потребителей.
В процессе приватизации и перехода к рыночным отношениям у предприятий автотранспорта возникает стремление к захвату наиболее выгодных секторов рынка и получению наибольшей прибыли. При этом наиболее социально значимая часть перевозок — обслуживание торговли, городские и пригородные пассажирские перевозки — остаются невыполненными или выполняются некачественно. Владельцы мелких автопредприятий и отдельных транспортных средств в целях экономии расходов на техническое обслуживание и ремонт неоправданно снижают объемы ремонтно-обслуживающих воздействий и уровень контроля за техническим состоянием подвижного состава, что в масштабах страны наносит значительный вред окружающей среде, увеличивает аварийность и травматизм на дорогах.
В этих условиях одной их главных мер по обеспечению безопасности работы автотранспорта является сертификация. Одна из первых международных систем опенки безопасности и качества возникла именно на автотранспорте. Это система сертификации автомобилей по правилам Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Сертификация — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
В этом определении сертификации следует обратить внимание на два аспекта. Во-первых, если первая сторона — это изготовитель, поставщик, продавец продукции или исполнитель услуги, а вторая — потребитель товаров и услуг, то сертификация выполняется третьей стороной, т.е. некоторой независимой от первых двух сторон организацией, выступающей в роли арбитра. Во-вторых, продукция (процесс, услуга) должна быть идентифицирована, т.е. должна быть проведена процедура распознавания объекта, отнесения его к определенному классу, на который распространяется определенная совокупность требований.
Таким образом, сертификация — это средство предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенное им изделие (услуга) отвечает требованиям действующих нормативных документов, относящихся именно к этому изделию (услуге).
Сертификация преследует две основные цели:
1) подтверждение безопасности изделия (услуги) для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды;
2) завоевание рынка, т.е. повышение конкурентоспособности изделия (услуги).
Первая цель достигается в большинстве стран путем проведения обязательной сертификации, регламентированной государственными законодательными актами. В Российской Федерации обязательная сертификация товаров народного потребления предусмотрена Законом «О защите прав потребителя». Вторая цель достигается с помощью добровольной сертификации.
Объекты и системы сертификации. Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются: продукция, услуги и иные объекты, которыми могут являться процессы, работы, системы качества и пр.
К сертифицируемой продукции относятся изделия, используемые на автомобильном транспорте в качестве предметов и средств труда: автотранспортные средства (автобусы, грузовые и легковые автомобили, специальные и специализированные автомобили и др.), эксплуатационные материалы (нефтепродукты и автопрепараты), гаражное оборудование.
Основной системой сертификации в Российской Федерации является Система сертификации ГОСТ, созданная под эгидой Госстандарта.
При создании и управлении различными системами сертификации различают понятия «Система сертификации» и «Система сертификации однородной продукции».
Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Система сертификации однородной продукции — система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и та же самая процедура.
Из приведенных определений следует, что система сертификации может включать несколько систем сертификации однородной продукции. В свою очередь, система сертификации однородной продукции создается при необходимости конкретизации общих правил применительно к совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков. В данном случае в понятие продукции включаются также и услуги, работы, процессы, системы качества, т. е. все, что может являться объектом сертификации. При создании систем сертификации однородной продукции каждая из указанных составляющих может конкретизироваться. Например, система сертификации услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств.
Вмешательство государственных органов в управление системами сертификации может быть различным в зависимости от формы сертификации: обязательной или добровольной. При обязательной сертификации организацию и контроль проведения работ по сертификации осуществляет Госстандарт России. По отдельным видам продукции, если это предусмотрено законодательными актами, его функции могут осуществлять другие государственные органы управления Российской Федерации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России.
Участники сертификации. Национальным органом по сертификации является Госстандарт России. Он выполняет следующие основные функции:
формирует и реализует государственную политику в области сертификации;
проводит государственную регистрацию систем сертификации; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам сертификации;
рассматривает апелляции по вопросам сертификации идентифицированной продукции, процессов и услуг.
При проведении работ по обязательной сертификации в системах сертификации однородной продукции Госстандарт России или другие государственные органы управления, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, выполняют следующие дополнительные функции:
устанавливают правила и процедуры проведения сертификации в этих системах;
определяют центральные органы систем сертификации;
аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории, выдают им лицензии на проведение определенных видов работ;
ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
осуществляют государственный контроль и надзор, устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации.
Центральный орган системы сертификации — орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции. Центральные органы выполняют следующие функции:
организуют работы по сертификации в системе и осуществляют руководство ею;
рассматривают и утверждают методические документы системы;
обеспечивают развитие и совершенствование системы (корректируют перечень сертифицируемых изделий и услуг, готовят предложения по совершенствованию нормативных и организационно-методических документов системы);
ведут учет органов по сертификации испытательных (социологических) лабораторий, сертификатов и лицензий на использование знака соответствия;
рассматривают апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;
взаимодействуют с потребителями, обществами потребителей и другими органами по получению от них информации о качестве сертифицированной продукции или услуг.
Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Органы по сертификации выполняют следующие функции:
сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов;
предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Аккредитованные испытательные лаборатории осуществляют испытания конкретной продукции или проводят отдельные виды
испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обычно испытательные лаборатории организуют при сертификации продукции. При сертификации услуг испытания проводят, как правило, на оборудовании заявителя (исполнителя сертифицируемой услуги).
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции (услуг) при проведении сертификации:
направляют заявку на проведение сертификации, представляют продукцию, нормативную и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;
указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;
приостанавливают или прекращают реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, по истечении срока действия либо при отмене сертификата.
Эксперт (по сертификации, аккредитации) — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Непосредственное проведение работ по сертификации осуществляется экспертами, прошедшими специальную подготовку и аттестацию в установленном порядке. Их подготовку осуществляют организации, аккредитованные для этих целей Госстандартом России.
В состав систем сертификации однородной продукции могут включаться дополнительные структурные подразделения, выполняющие вспомогательные функции: методические центры, апелляционные комиссии и др.
Аккредитация органов по сертификации. В Российской системе | сертификации делегирование полномочий органам по сертификации и испытательным лабораториям осуществляется на основе их аккредитации по установленным в системе правилам.
Аккредитация — процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий организует и осуществляет Госстандарт России или другие государственные органы (в пределах своей компетенции) на основании их аттестации. Аттестация осуществляется специально создаваемыми комиссиями, в которые включаются эксперты системы, представители изготовителей, обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта России, других государственных органов управления.
В качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы зарегистрированные некоммерческие (бесприбыльные) объединения (союзы) и организации любых форм собственности: частные, государственные, муниципальные и др. Некоммерческие (бесприбыльные) организации — это организации, работающие с установленным предельным процентом рентабельности (например, 35 %).
Организации и испытательные лаборатории (центры), претендующие на аккредитацию в Системе, должны иметь статус юридического лица и отвечать принципу «третьей стороны», т.е. быть независимыми настолько, чтобы их административная подчиненность, финансовое положение полностью исключали возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на персонал, влияния на результаты сертификации и испытаний заинтересованных сторон.
Помимо независимости, к аккредитуемым органам (лабораториям) предъявляются требования компетентности. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа (лаборатории) по сертификации, должна иметь:
квалифицированный персонал;
фонд нормативных документов (включая методики испытаний);
организационную структуру, обеспечивающую организацию испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок сертификации рассматриваемой продукции, включая правила рассмотрения апелляций и отмены (приостановления) действия сертификатов.
Аккредитованные органы по сертификации или испытательная лаборатория регистрируются в Государственном реестре.
В период действия аттестата аккредитации Госстандартом России или организацией, проводившей аккредитацию под эгидой Госстандарта, осуществляется инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации или испытательной лаборатории. Работы по проведению аккредитации и инспекционному контролю оплачиваются заявителем.
Порядок сертификации.Несмотря на различия в подходах и особенности процессов сертификации различных объектов, можно выделить следующие основные этапы и процедуры:
подача заявки соискателем сертификата в соответствующий аккредитованный орган по сертификации однородной продукции;
экспертиза документов, представленных заявителем;
выбор схемы сертификации;
заключение договора на проведение работ по сертификации;
проведение сертификационных испытаний (проверок);
анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
выдача сертификата соответствия и регистрация его в Государственном реестре;
признание сертификата соответствия, выданного зарубежным, международным органом или органом другой системы сертификации;
осуществление инспекционного контроля за стабильностью соответствия характеристик сертифицированной продукции требованиям нормативных документов;
публикация информации о результатах сертификации.
Если в системе сертификации однородной продукции аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же однородной продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее установленного срока сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации.
Схемы сертификации.С целью исключения разнообразия подходов и способов в системах сертификации однородной продукции предусматривается ограниченное количество заранее установленных вариантов (наборов) действий, которые называются схемами сертификации.
Схема сертификации — определенная совокупность действий, официально принимаемая (установленная) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
В табл. 26.1 и 26.2 приведены основные схемы сертификации, применяемые при сертификации продукции и услуг. Следует иметь в виду, что не все работы, предусмотренные схемой сертификации, выполняются непосредственно органом по сертификации. Например, сертификация систем качества изготовителя (в отдельных случаях и аттестация производства) выполняется организациями, аккредитованными в Системе на право проведения этой деятельности. Орган по сертификации при принятии решения о сертификации сообщает заявителю помимо лаборатории, где будут проведены испытания, также и организацию, которая будет проводить сертификацию системы качества или аттестацию производства (если это предусмотрено схемой сертификации).
Таблица 26.1