Параметры бульдозерного отвала
При использовании автомобильного транспорта процесс отвалообразования включает разгрузку автосамосвалов на верхней площадке отвального уступа, перемещение пород бульдозером под откос уступа, ремонт и содержание автодорог.
Существуют два способа бульдозерного отвалообразования – площадной и периферийный (рис. 6.1).
При площадном способе автосамосвалы разгружаются по всей площади отвала, затем площадь отвала планируется и укатывается катками. Аналогичным образом отсыпаются последующие вышележащие слои. Бульдозерный отвал в этом случае развивается по вертикали вверх. Из-за большого объема планировочных работ этот способ является более дорогостоящим, чем периферийный, и поэтому он применяется редко, в основном при укладке мягких малоустойчивых пород (рис. 6.1, б).
При периферийном способе на устойчивых отвалах автосамосвалы, грузоподъемностью до 75 т, разгружаются прямо под откос, а большей грузоподъемности – на расстоянии 3–5 м от верхней бровки откоса отвала (рис. 6.1, а). Затем эта порода перемещается бульдозером под откос, т.е. в этом случае отвал развивается в плане.
В целях безопасности, чтобы исключить возможность падения автосамосвала с отвала при непосредственной разгрузке под откос, у верхней бровки отвала устанавливаются деревянные или металлические упоры для задних колес автосамосвала или отсыпают породный вал, высотой 0,5–0,8 м и шириной 2,0–2,5 м. Кроме того, в этих же целях поверхность бульдозерного отвала должна иметь уклон 3–5° в сторону центра отвала (рис. 6.1, а).
Высота бульдозерных отвалов на равнинной местности ограничивается в основном физико-техническими свойствами пород. Для скальных пород она составляет 30–35 м, для песчаных 15–20 м, для глинистых 10–15 м.
Бульдозерный отвал обычно состоит из трёх участков равной длины по фронту разгрузки. На первом участке ведётся разгрузка, на втором – планировочные работы, третий участок резервный.
Часовая производительность карьера по вскрыше, м3/ч:
, (6.1)
VВГ – годовой объём вскрышных пород, м3/год; nГ - количество рабочих дней бульдозера в году (nГ=252).
Количество автосамосвалов, одновременно разгружающихся на отвале:
, (6.2)
где NЧ – количество автосамосвалов, разгружающихся на отвале в течение часа.
Количество автосамосвалов, разгружающихся на отвале в течение часа:
, (6.3)
kН – коэффициент неравномерной работы карьера по вскрыше (kН=1,25–1,5); VР – объём вскрыши, перевозимый автосамосвалом за рейс (формула (5.3)), м3.
Длина фронта разгрузки на отвале, м:
, (6.4)
где lП – ширина полосы по фронту отвала, занимаемая автосамосвалом при маневрировании (lП =18–20), м.
Количество разгрузочных участков отвала:
, (6.5)
где lУ – длина одного участка (lУ = 60 – 80), м.
Количество планировочных участков:
. (6.6)
Количество резервных участков:
. (6.7)
Общее количество участков на отвале:
. (6.8)
Общая длина отвального фронта работ:
. (6.9)
Рис. 6.1. Способы бульдозерного отвалообразования:
а – периферийный; б - площадной; 1 - разгрузочный участок,
2 – резервный участок, 3 - планировочный участок