Самоцентрирующие механизмы с гидропластмассой
Если в замкнутую полость приспособления поместить минеральное масло или пластическую массу (гидропластмассу) и воздействовать на них внешней силой, то возникает гидростатическое давление, которое по закону Паскаля действует на всю площадь полости. Это свойство жидких заполнителей используется при проектировании самоцентрирующих приспособлений, с упругой оболочкой в виде тонкостенной втулки. Радиальная упругая деформация втулки обеспечивает точное центрирование и зажим обрабатываемой детали.
Жидкие заполнители под высоким давлением (30 МПа и более) легко проникают в зазоры подвижных сопряжений и требуют надежных уплотнений. Поэтому получили применение гидропластмассы, удовлетворяющие двум основным требованиям:
1) не просачиваться в зазоры сопряжений, где не предусмотрены специальные уплотняющие устройства;
2) равномерно, без заметных потерь на трение, передавать давления на значительные расстояния.
В приспособлениях преимущественно используются три марки гидропластмасс: СМ, ДМ и МАТИ-1-4, представляющие собой соединения ряда химических элементов.
Обладая большой вязкостью, они не просачиваются в зазоры даже при значительных давлениях и в то же время почти равномерно передают давления на плунжеры и стенки втулок. Вместе с тем они не меняют своих свойств с течением времени, устойчивы в определенных интервалах температур и не вступают в химические реакции с металлом.
Полихлорвиниловая смола является основой массы. Она придает ей механическую прочность и большую вязкость. В то же время благодаря наличию смолы гидропластмасса пластична, хорошо передает давление, не прилипает к стенкам, не изменяется с течением времени.
Дибутилфталат — бесцветная не летучая маслянистая жидкость, используемая в качестве пластификатора; этот пластификатор дает в композиции наиболее мягкие массы.
Стеарат кальция применяется в качестве стабилизатора ипредставляет собой нерастворимое в воде кальциевое мыло.
Для заполнения полостей центрирующих приспособлений (патроны, оправки) используется гидропластмасса марки СМ. На каждые 0.1МПа давления объем массы уменьшается на 0,5%. Момент начала просачивания гидропластмассы через зазоры в подвижных сопряжениях зависит от величины зазоров и давлений. Гидропластмасса СМ через зазоры 0,03;0,02 и 0,01 мм начинает просачиваться соответственно под давлениями 0.3, 0,4 и 0,45 МПа. Потери на трение при перемещении гидропластмассы приводят к неравномерности передачи давления. В самоцентрирующих приспособлениях с гидропластмассой СМ при передаче давления в кольцевую полость шириной 2...5 мм через один радиальный канал потери давления могут доходить до 15 %.
Патрон, изображенный на рис.3.17 , состоит из корпуса 1, закрепляемого на планшайбе, нажимного винта 2 с шестигранным отверстием под ключ, плунжера 3, центрирующей и зажимной тонкостенной втулки 6. Между корпусом и втулкой помещена гидропластмасса 7; винт 4 и конусная заглушка 5 прикрывают отверстие, через которое при заливке гидропластмассы из полости приспособления выходит воздух.
При вращении винта 2 гидропластмасса деформирует, тонкостенную часть втулки 6. Втулка центрирует и зажимает закладываемую в патрон обрабатываемую деталь.
В оправке, изображенной на рис. 3.18, гидропластмасса 3 сжимается штоком-плунжером 1. Тонкостенная втулка 2 насаживается на корпус 5 в горячем состоянии с натягом и дополнительно закрепляется гайкой 6. Винт 4 ограничивает ход плунжера вправо и предохраняет втулку от возникновения в ней остаточных деформаций. В подобных конструкциях необходимо также ограничивать и ход плунжера влево. Винты 7 закрывают отверстия для выхода воздуха при заливке.
При проектировании патронов и оправок с гидропластмассой рассчитываются:
1) параметры упругих тонкостенных втулок;
2) размеры нажимных винтов и плунжеров у приспособлений с ручным приводом;
3) размеры плунжеров, диаметр цилиндра и ход поршня у приспособлений с механизированным приводом. Введем обозначения (рис. 3.19):
D (R) — диаметр (радиус) установочной поверхности центрирующей втулки в мм;
l — длина тонкостенной части втулки в мм;
h — толщина тонкостенной части втулки в мм;
Т — ширина опорных поясков втулки в мм;
t — толщина опорных поясков в мм;
DDдоп — допустимая упругая деформация втулки (увеличение или уменьшение диаметра) в ее средней части в мм;
Smax — максимальный зазор между установочной поверхностью втулки и базовой поверхностью зажимаемой детали в свободном состоянии в мм;
1К —длина контактной зоны, т. е. участка упругой втулки, прилегающего к зажимаемой детали после деформации, в мм;
а — коэффициент, характеризующий длину контактной зоны,
р — гидростатическое давление в полости приспособления в МПа.
Диаметр D определяется из рабочего чертежа обрабатываемой детали. Длину l рекомендуется принимать равной длине базового отверстия детали или на 20—30% больше этой длины. Значение DDдоп определяется по формуле
, (3.16)
где sy — предел текучести материала в МПа;
Е — модуль упругости в МПа;
k — коэффициент запаса прочности,
Для втулок с l > 0,3D обычно принимают k = 1,4. Тогда для хромистых сталей при sy =850Мпа и Е = 2,09-105 МПа получим DDдоп = 0.003D.
При деформации коротких втулок с l < 0,3D в зоне сопряжения их тонкостенной части с опорными поясками возникают сложные напряжения, создаваемые изгибающим моментом, и поэтому рекомендуется принимать k =2. Тогда для конструкционных сталей DDдоп = 0,002D.
При DDдоп > Smax механизм центрирует и зажимает деталь; при DDдоп = Smax происходит только центрирование; при DDдоп < Smax механизм применять нельзя.
Расчеты и практика показывают, что самоцентрирующие механизмы с упругой оболочкой можно применять для зажима деталей с базовыми поверхностями, обработанными по 7…9 квалитетам точности.
Толщина h тонкостенной части втулки определяется по формулам:
Для соотношения | При D = 10 ... 50 мм | При D = 50 ... 150 мм |
h = 0.015D + 0,5 | h = 0,025D | |
h = O.O1D+ 0,5 | h = 0,02D | |
h = 0,01D + 0,25 | h = 0.015D |
При D > 150 мм и l > 0,3D
; (3.17)
при D > 150 мм и l < 0,3D
, (3.18)
где р — гидростатическое давление в полости приспособления;
R — радиус установочной поверхности втулки.
Высота H полости под гидропластмассу вычисляется по формуле
. (3.19)
Половину высоты полости рекомендуется образовывать во втулке, а вторую половину — в корпусе приспособления.
Гидростатическое давление р (в МПа) в полости приспособления:
при l > 0.3D
; (3.20)
при l < 0.3D
, (3.21)
где .
Запас деформации i, обеспечивающий натяг при зажиме деталей представляет собой разность между допустимой деформацией втулки DDдоп и максимальным зазором Smах в сопряжении
. (3.22)
Длина 1К контактной зоны зависит от отношения h/R и от коэффициента минимальной длины тонкостенной части втулки ε, значения которых приводятся ниже:
h /R | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,1 |
ε | 0,35 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,75 | 0,85 | 0,90 | 1,06 | 1,1 | 1,15 |
Если длина тонкостенной части втулки l < eR, то
. (3.23)
Если же l eR, то
, (3.24)
где
.
При Smах = 0 1к = l. С увеличением зазора 1к уменьшается, а следовательно, уменьшается и надежность зажима. Для обеспечения точного центрирования и надежного крепления деталей необходимо соблюдать условие
, (3.25)
где а — коэффициент длины контакта.
Рис. 3.20. Конструкции тонкостенных втулок |
На рис. 3.20 приведены типичные конструкции тонкостенных втулок для патронов (рис. 3.20, а, б) и оправок (рис. 3.20, в, г). Втулки с поднутрением выполняют для увеличения длины l тонкостенной части; угол поднутрения b = 35...45°, радиус r ≥ h. В этом случае ширину опорного пояска несколько увеличивают и принимают T1 = 1,25T. Полость втулок под гидропластмассу обрабатывается с шероховатостью Ra1,6; для снижения потерь на трение желательно ее полировать.
При большой длине обрабатываемых деталей и для деталей с проточкой в средней части базовой поверхности применяют центрирующую втулку (рис. 3.20, д) с пояском жесткости. Ширина К пояска выбирается конструктивно или в зависимости от ширины проточки К1 детали, причем К < К1, толщина tп (0,75...0,9)t. Втулку с пояском жесткости можно рассматривать как состоящую из двух втулок. Рабочая длина каждой из них определяется расстоянием между опорным и промежуточным поясками.
Расчет втулки с промежуточным пояском сводится к расчету втулки меньшей длины (втулки до пояска).
Сопряжение втулок с корпусом выполняется по посадке H7/p6 или H7/r6. За номинальный диаметр D установочной поверхности втулки патронов принимают наибольший, а втулки оправок — наименьший предельный диаметр базовой поверхности обрабатываемой детали. Допуск (отклонения) на диаметр D обычно назначают по посадке H7/h7 или H7/f7.
Материал для изготовления втулок: при D < 40 мм — сталь 40Х; при D > 40 мм — сталь У7А.
Технические условия на изготовление втулок:
1) поверхности сопряжения обрабатываются с шероховатостью Ra0,63; полость втулки под гидропластмассу и каналы — с шероховатостью Ra1,6;
2) допускаемая разностенность (тонкостенной части втулки) при D < 40 мм ±0,03 мм; при D > 40 мм ± 0,05 мм;
3) допускаемое биение установочной поверхности втулки относительно поверхности посадочных поясков и базовой поверхности приспособления — не более 0,01 мм.
4) термическая обработка втулки из стали У7А до HRC 33...36, из стали 40Х — до HRC 35...40;
При установке патрона или оправки в приспособление необходимо выверять и устранять биение установочной поверхности втулки. Во время эксплуатации центрирующую втулку нельзя нагружать вхолостую.
Нажимной винт с плунжером образуют силовой узел приспособления (винт передает давление массе через плунжер). Если нет места для плунжера, то в виде исключения применяют нажимные винты без плунжеров. В этом случае резьба винта выполняется по 1-му классу точности.
Диаметр d плунжера рассчитывается по формулам:
|
Обычно диаметр плунжера выбирают конструктивно в пределах d = 10...20 мм; длину рабочей поверхности плунжера принимают равной 1,8...2 диаметрам.
Материал для плунжеров — сталь 45, твердость HRC 40...45; для нажимных винтов — сталь 40 или 45, твердость HRC 35...40.
Сопряжение плунжера с отверстием в корпусе или промежуточной втулке — по посадке H7/h6. Для большей герметичности сопряжения часто плунжеры притирают по отверстию, обеспечивая зазор не более 0,01 мм, или изготовляют по посадке H6/f6. Винты и плунжеры силового узла следует выбирать наибольшего диаметра, допускаемого конструкцией.