Проектирование информационных систем в экономике

1.Под проектированием автоматизированных экономических ИС понимается процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результативную, т.е. с организацией информационной технологии.

Документ, полученный в результате проектирования называется проект.

Успешная работа информационной системы в первую очередь определяется качеством проектирования. Именно при проектировании создается система функционировать при постоянном её совершенстве. Проектирование и функционирования экономических систем основывается на положении многих наук, а в первую очередь – общая теория систем и системного проектирования. Которые должны обеспечить надежность эксплуатации и экономичность как при проектировании, так и при использовании систем.

Принципы проектирования:

· Системный подход – общенаучный принцип, суть которого заключается в том, что каждое явление рассматривается во взаимодействии с другими. Системный подход сосредотачивает внимание на объекте как на едином целом, а не на его частях, как бы хороши они не были и как бы совершенно не выполняли свои функции. Система должна подчиняться цели (цель предприятия – получение прибыли).

Основные этапы:

1) Определение цели;

2) Определение требований к системе;

3) Определение функциональных задач, их структуры и задач в общей системе управления;

4) Выявление и анализ связи между подсистемами;

5) Установление порядка функционирования и развития всей системы в целом.

· Принцип непрерывного развития предусматривает, что при создании информационной системы должна быть заложена возможность быстрой и без больших затрат перестройки, изменения, наращивания информационной системы при изменении и развитии объекта (организации) – Нельзя закладывать в программу какие-то конкретные значения, задача должна предусматривать обработку многих однообразных объектов.

· Принцип совместимости предполагает возможность взаимодействия информационных систем различных уровней и видов в процессе их совместного функционирования.

· Принцип стандартизации и унификации предполагает использование типовых, унифицированных и стандартных решений при создании и развитии информационной системы. Использование данного принципа позволяет экономить время, материальные и трудовые ресурсы на создание информационной системы. (НЕ применимый для нас принцип)

· Принцип эффективности – рациональное соотношение между затратами на создание и эксплуатацию и эффектом.

· Принцип интеграции – объединение в единый технологический процесс процедур сбора, передачи, накопления и хранения информации и процедур формирования управленческих решений.

· Принцип первого руководителя – при организации важных проектов контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

8. Постановка задачи – описание задачи по определенным правилам так, чтобы задача была представлена совершенно полностью.

Разработка задач означает определение функций, которые будет выполнять данные задачи, а также методов решения, приводящих к реализации этих функций.

Начинать создание постановки следует с определения выходной информации – информация, которая нужна пользователю.

По выходным данным определяются необходимые для решения исходные данные.

Затем разрабатывается алгоритм решения, правильность которого проверяется контрольным примером.

В ходе решения задачи могут появиться дополнительные таблицы – промежуточные таблицы. Нужно описывать их структуру.

Результатом проведенной работы оформляются документом «Постановка задачи» - часть технического проекта, создается специалистами в данной предметной области……

Документ «Постановка задачи» включат разделы:

· Организационно – экономическая сущность задачи;

Наименование задачи, которое должно указывать на назначение задачи, уровень управления, период времени, на который определяются показатели. Также перечень объектов, на которые может быть распространена данная задача (баланс банка за 1 квартал, отчет о работе цеха 1 за январь месяц)

Объект, для которого разрабатывается задача.

Функции задачи

Обоснование целесообразности решения данной задачи –факторы, влияющие на получение экономического эффекта от применения средств вычислительной техники.

Характеристики решаемой задачи – периодичность расчетов, время решения задачи в информационной системе (от получения исходной информации до получения результатов)

· Характеристика информации задачи;

В этом разделе дается характеристика входной, выходной, промежуточной информации, а также информации по внесению изменений.

Входная информация – первичные, ранее не обработанные данные (бумажные или электронные документы), а также данные, полученные при решении других задач и используемые для решения данной задачи.

Два типа входных таблиц: перечень входных документов и описание реквизитов входных документов.

Перечень входных документов

Наименование документа (Баланс, Форма2) Шифр документа (Просто шифр латинскими буквами) Периодичность поступления (Ежедневная, по мере поступления) Дата поступления (Дата или по мере поступления) Откуда поступил документ (Подразделение, внешняя организация, клиент) Количество документов (В расчете, нужен для определения количества записей) не нужно нам Максимальное число строк (Заполняется только для многострочных документов, таких как баланс, форма2)

Описание реквизитов входного документа

Наименование документа___________ Шифр документа______________

№ п/п Наименование реквизита (табельный номер, фамилия, адрес) Шифр реквизита (латинские буквы) Вид реквизита (числовой, символьный, дата) Длина реквизита (в символах, максимальное значения количества знаков, которое необходимо для данного реквизита) Диапазон изменения реквизита (заполняется тогда, когда нам известны ограничения или соотношения по данному реквизиту) Столбец есть, но заполнять не нужно.

Выходная информация – данные, являющиеся результатом решения задачи и предназначенная для непосредственного использования.

Выходная информация представлена: перечнем выходных документов и рисунком каждого документа. В рисунке должны быть отражены: заголовок и шапка документа, итоги и промежуточные итоги (если они есть)

№ п/п Наименование документа Шифр документа Периодичность выдачи Срок подачи Количество экземпляров (сколько документов нужно в какие службы передать)
           

Промежуточная информация – постоянная и вспомогательная информация.

Постоянная информация хранится и накапливается для решения данной задачи.

Постоянная и промежуточная информация также описывается двумя видами таблиц

Перечень таблиц данных постоянной и промежуточной информации

Наименование таблицы (Справочник цен, справочник сторудников) Шифр таблицы Максимальное количество записей Параметр, по которому упорядочена таблица Задача, при решении которой создается таблица

Описание реквизитов таблиц данных постоянной и промежуточной информации

Наименование таблицы_____________

Шифр таблицы____________________

№ п/п Наименование реквизита Шифр реквизита Форма представления реквизита Длина реквизита в байтах

Вспомогательная информация возникает в процессе решения данной задачи, а используется при решении других задач как входная.

Входная, выходная и промежуточная информация описывается в документе «постановка задачи» совокупностью таблиц.

· Алгоритм решения задачи;

Описываются методы и модели, используемые для решения задачи. Приводятся схемы решения с указанием последовательности этапов. Раздел включает форму расчетов и логические соотношения, приводящие к получению нужных результатов из исходных данных.

В разделе указываются методы контроля входной и выходной информации, система корректировки исходной и промежуточной информации.

· Контрольный пример.

Создается для проверки правильности разработанного алгоритма решеня задачи и отладки программ.

Раздел должен включать:

¨ набор входных документов, заполненных конкретными значениями данных. При заполнении документов необходимо учесть все возможные варианты решения данной задачи, а также максимальное количество ошибочной ситуации исходной информации

¨ содержание входных таблиц, таблиц данных…………………

Правильность алгоритмов и программ проверяется сравнением результатов, полученных при ручном и машинном решении задачи. Совпадении результатов означает адекватность разработанных алгоритмов и программ реальности. При несовпадении результатов выявляются причины несоответствия, уточняются и корректируются алгоритмы программы.

Пример разработки документа «Постановка задачи» - «Учет вкладов населения»

Название задачи: Учет вкладов населения

Объект: коммерческий банк

Функции и задачи:

Ø учет вкладчиков

Ø учет приходных и расходных операций

Ø ведение счета вкладчика

Ø расчет процентов по вкладам

Ø Выдача выписки по вкладу

Характеристика: задача решается по мере поступления документов от вкладчиков. Ведомость начисления процентов выдается ежемесячно, выписка по вкладу по требованию вкладчика.

Обоснование целесообразности: целесообразность решения задачи с применением средств вычислительной техники определяется большим объемом используемой информации, сложностью и трудоёмкостью расчетов, а также высокими требованиями к оперативности проведения банковских операций.

Автоматизация процесса учета снижения денежных средств позволяет снизить трудоемкость решения данной задачи и, соответственно, сократить количество исполнителей, увеличить точность и оперативность расчетов по вкладам, что должно привести к увеличению оборачиваемости денежных средств, росту прибыльности операций по вкладам, повысить доверие клиентов к банку.

Входная информация

Таблица 1а

Перечень входных документов

Карточка вкладчика KV По мере поступления   От клиента  
Приходный ордер PO По мере поступления   От клиента  
Расходный ордер RO По мере поступления   От клиента  

Описание реквизитов входного документа

Наименование документа Карточка вкладчика Шифр документа KV

Номер счета NC Числовой  
ФИО вкладчика FIO символьный  
Адрес ADR символьный  
Код вклада KODV Числовой  
Дата открытия вклада   Дата  

Наименование документа Приходный ордер Шифр документа РО

Номер счета NC числовой  
Дата прихода DP Дата  
Сумма прихода SP числовой 12,2  

12,2 - Общее количество знаков, включая точку и знаки после запятой

Наименование документа Расходный ордер Шифр документа РО

Номер счета NC числовой  
Дата расхода DP Дата  
Сумма расхода SP числовой 12,2  

Перечень таблиц данных постоянной и промежуточной информации

Наименование таблицы Шифр таблицы Максимальное число записей Параметр, по которому упорядочена таблица Задача, при решении которой, создается таблица
Вкладчики VK Номер счета (Nc) Данная задача
Вклады VKL Код вклада (KODV) Данная задача

Описание реквизитов таблиц данной постоянной и промежуточной информации

Наименование таблицы Вкладчики ШифрVK

Номер счета NC Символьный
ФО вкладчика FIO Символьный
Адрес ADR Символьный
Код вклада KODV Символьный
Дата открытия вклада   Дата
Текущая сумма TS числовой 12,2

Наименование таблицы Вклады Шифр таблицы VKL

Код вклада KODV Символьный
Название вклада NV Символьный
Дата открытия вклада DOV Дата
Срок вклада (месяцы, но бывает и в днях) SV Числовой
% по вкладу (простой в данном случае) PROC Числовой 5,2

Перечень входных документов

Ведомость начисления % VP Ежемесячно 2-й рабочий день каждого месяца 1 – бухгалтерия 2 – отдел пассивных операций
Выписка со счета VS   По требованию 1 клиенту

Ведомость начисления %

Код вклада Номер сета Текущая сумма Начислено % Текущая сумма %
…………….. ……………….. …………………. ………………… …………………
Итого по кладу   Х Х Х
Итого по банку   Х Х Х

Выписка по счету

№ счета …………… дата

Операция Дата операции Сумма
………………… …………………. ……………………………
     
Итого На счете  

Начислено % = Текущая сумма TS (VK)*PROC(VKL)/100

Ткущая сумма % = TS (VK) + Начислено %

Контрольный пример, его заполнение начинаем со справочников + таблица вклады

Номер счета ФИО вкладчика Адрес Код вклада Дата открытия вклада % по вкладу
           

Приходный ордер

Номер счета Дата прихода Сумма прихода
10.10.06

Расходный ордер идентичен, пусть даты повторяются. Рассчитываются вручную коэффициенты и заполняется таблица.

Структура баланса

N п/п Наименование реквизита   Шифр реквизита Вид реквизита Длина реквизита Диапазон изменения реквизита
Код предприятия КР Символьный  
Дата баланса Db Дата  
Нематериальные активы S1 Числовой 12.2  
Основные средства S2 Числовой 12.2  
Другие необходимые Статьи баланса      
Код предприятия Дата баланса Нематериальные активы Основные средства Другие необходимые показатели
10.012008  
10.032008  
10.012008  

2.Информационные системы могут быть построены на различных технологиях, их выбор во многом определяет качество системы, возможность её модификации, срок службы и возможность перехода на более новые технологии.

Открытыми - системы, которые могут развиваться засчет технических и программных средств, созданных на основе технологий, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Главное преимущество открытых систем в том, что они обеспечивают интерапирабильность технических и программных средств различных производителей, т.е. их совместное использование в едином проекте. Открытость – это не только техническая категория, она определяет процесс стандартизации аппаратных и программных архитектур, но и позволяет переносить продукцию большого числа независимых поставщиков на альтернативные средства – позволяет усиливать конкуренцию.

Существуют стандарты на операционные системы, языки программирования, конфигурации сетей и т.д. Пример открытой системы – Intel фирмы IBM.

Стандарты полезны и для пользователей. Они являются фактором надежности вложений, поскольку в случае краха одной из фирм поставщиков остаётся большой рынок совместимых программно – аппаратных средств, Выпускаемых альтернативными поставщиками. Есть и негативная сторона – всякая стандартизация означает консерватизм, т.к. замедляет изменение, и на новые продукты обычно нет стандартов, т.к. на разработку стандарта необходимо время. Использовать нестандартизированные средства или нет должен решать менеджмент предприятия, в этом есть и риск и выгода. Для создания стандарта необходимо создать формальное описании аппаратных и программных объектов, способов их функционирования взаимодействия с другими компонентами, условия эксплуатации. Стандарты должны приниматься после обсуждения всеми заинтересованными сторонами и достижения согласия.

Для реальных систем полной открытости не бывает, даже если они называются открытыми, описывается лишь часть, поддерживающая внешний интерфейс. Пример: Linex, Internet.

3.Жизненный цикл – непроверенный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Модель жизненного цикла – структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Зависит от специфики, масштабов, сложности проекта, специфики условий, в которых создается и функционирует информационная система.

Наибольшее распространение получили следующие модели жизненного цикла: каскадная, спиральная и итерационная.

Каскадная предполагает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на след. этап говорит о полном завершении работы на предыдущем этапе. Требования к проекту определяется на начально стадии разработки, документируется и фиксируется на всё время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть предложена любой другой командой разработчиков.

Положительная сторона использования каскадной модели: формируется на каждом этапе законченный набор проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и точнее определить затраты. Каскадный подход хорошо использовать для небольших задач, в которых можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, однако реальный процесс создания информационных систем сложно уложить в такую простую схему и почти всегда возникает потребность в возврате на предыдущий этап, уточнении и пересмотре ранее принятых решений.

Недостаток: существенное запаздывание с получением результатов. Согласование результатов происходит только в определенных точках, они не меняются и пользователь не может внести вовремя свои замечания. Замечания могут быть внесены только после завершения какого-либо этапа. Если требования изложены неточно или неполно, то получается система, которая не удовлетворяет требованиям заказчика. Сам объект изменяется и к моменту получения результата программа может устареть.

Для того, чтобы преодолеть перечисленные проблемы и предлагается спиральная модель жизненного цикла. Здесь упор делается на анализ и стадию проектирования. Уже на этом этапе реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Прототип – фрагмент программы, реализующей отдельные функции и внешние интерфейсы. Процесс состоит из многих итераций, на каждой итерации создается новая версия и на не уточняются цели и характеристика проекта, оценивается качество полученных результатов, планируется работа на следующей итерации. Таким образом углубляются и конкретизируются детали проекта, в результате вбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап до полного завершения на текущем. При таком подходе недостающую работу можно выполнить на следующей итерации. Главная задача, которую решает спиральная модель: как можно быстрее показать пользователю системы работоспособный продукт, для этого активизировать процесс уточнения и дополнения требований.

Проблема: определение момента перехода на следующий этап. Для её решения необходимо ввести временные ограничения на каждом из этапов жизненного цикла и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся работа выполнена. План составляется на основе опыта работы на предыдущих проектах разработчиков, можно подойти к этому научно: обработать статистику.

Итерационная модель – сближение каскадной и спиральной модели – их рациональное сочетание. Встречается в большинстве современных технологий.

4.Документами, регламентирующими процесс создания ИС, являются международные и отечественные стандарты ГОСТы. Основой ГОСТ Р 9001-2001 (Система менеджмента качества. Требования)

Каждая ИС в процессе проектирования и функционирования проходит 4 стадии: предпроектную, (проектирование технического проекта, рабочий проект), внедрения и эксплуатаций.

Наши рекомендации