Агрегатно-сборочное производство
Технологически планер самолета Су-30 делят на: радиопрозрачный конус, головную, центральную и хвостовую часть фязеляжа, ОЧК, воздухозаборники, стабилизаторы, кили и подбалочные кили. Все эти узлы изготавливаются в АСП.
Схема управления ИАЗ по агрегатно-сборочному производству представлена на рисунке 3.
Цех 18
Цех 18 осуществляет изготовление сборочной оснастки.
Участки цеха:
1. Сварочный – сварка рамы приспособления, приваривание к раме стаканов, вилок, замков рубильников и т.д.;
2. Слесарный – доводка рубильников, линеек, установка прижимов, закрепление на рубильниках накладок;
3. Токарный – изготовление деталей стапелей и приспособлений;
4. Участок станков с ЧПУ - изготовление деталей стапелей и приспособлений.
Оборудование цеха:
1. Токарные станки;
2. Лазерный трекер;
3. Фрезерные станки;
4. Фрезерно-обрабатывающий трехкоординатный центр DMU – 200P
Технические характеристики DMU – 200P приведены в таблице 1;
5. Фрезерно-обрабатывающий пятикоординатный центр (длина стола 4м´9м).
Таблица 1 - Технические характеристики DMU – 200P.
Перемещения по осям X/Y/Z | мм | 1.800 / 2.100 / 1.250 | |
Частота вращения до | мин-1 | 10.000 | |
Скоростной ход и подача X / Y / Z | м/мин | 60 / 40 / 40 | |
Инструментальный магазин | мест | ||
Масса изделия макс. | кг | 8.000 | |
Нагрузка | кг | 8.000 | |
Сборка приспособлений и стапелей осуществляется с помощью макетов узлов и лазерного трекера.
Цех 4
Цех сборки головной части фюзеляжа самолета Су-30.
Сборка осуществляется в различных приспособлениях. Сначала производится сборка панелей, шпангоутов и т.д. Которые потом закладываются в стапель общей сборки.
Готовые изделия транспортируют в цех 41 для стыковки с хвостовой и центральной частями.
Цех 28
Осуществляет сборку центральной части фюзеляжа самолета Су-30.
Готовые изделия транспортируют в цех 41 для стыковки с хвостовой и головной частями.
Цех 42
Цех сборки хвостовой части фюзеляжа самолета Су-30.
Готовые изделия транспортируют в цех 41 для стыковки с головной и центральной частями.
Цех 43
Цех сборки ОЧК самолетов Су-30 и Як-130, а также киля и стабилизатора самолета Су-30.
Участки цеха:
1. участок детальной сборки ОЧК самолета Су-30;
2. участок детальной сборки ОЧК самолета Як-130;
3. участок стапельной сборки ОЧК самолета Су-30;
4. участок сборки киля и стабилизатора самолета Су-30;
5. участок внестапельных работ киля самолета Су-30;
6. участок внестапельных работ ОЧК самолета Су-30.
После сборки ОЧК направляют на стыковку в 7 цех, а кили и стабилизаторы на стыковку в 41 цех.
Цех 41
Цех стыковки фюзеляжа и сборки воздухозаборников самолета Су-30.
После стыковки фюзеляж транспортируют в цех 7 для монтажа двигателя и оборудования.
Цех 42
Цех осуществляет сборку фюзеляжа самолета Як-130.
После стыковки фюзеляж транспортируют в цех 7 для монтажа двигателя и оборудования.
Цех 5
Цех сборки компонентов самолетаAirbus (ниша шасси, килевая балка).
Цех 7 (окончательной сборки)
Схема управления цехом 7 представлена на рисунке 4.
Общая сборка самолетов является завершающим этапом, в процессе которого стыкуют агрегаты планера (фюзеляжа, крыла и заднего оперения), заканчивают монтажи оборудования, регулируют и испытывают все механизмы и системы. Трудоемкость общей сборки составляют до 12-30% общей трудоемкости изготовления самолета и зависит от его типа, конструктивного оформления, технологических схем, методов сборки и организации производства.
В цехе общей сборки выполняют монтажные работы, не включенные в объем работ агрегатных цехов. На полностью состыкованном самолете монтируют:
1. двигатели и управление ими;
2. шасси, управление выпуском и уборкой шасси, тормозами, створка шасси и сигнализацией;
3. систему управлением самолетом, включая управление рулями элеронами, триммерами, щитками, закрылками, предкрылками и т.д.;
4. топливную систему (баки, трубопроводы питания, дренажа, топливомеры);
5. масляную систему (маслобаки, трубопроводы);
6. систему отопления и вентиляция кабин, противообледенения, противопожарную, кислородную;
7. БРЭО (рации, локаторы, генераторы, электродвигатели, лампы, фары);
8. специальное оборудование в зависимости от назначения самолета;
9. приборные доски и пульты, приборы контроля работы двигателя, пилотажно-навигационные комплексы и пр.;
10. кресло экипажа, пассажирские кресла и бытовое оборудование пассажирских самолетов.
Рисунок 3 - Схема управления ИАЗ по агрегатно-сборочному производству.
НАЧАЛЬНИК ЦЕХА ОС |
Секретарь |
Зам. начальника цеха по подготовке производства |
Начальник БТиЗ |
Начальник ПДБ |
Инженер по нормированию |
Экономист по труду |
Старший диспетчер |
Техник-диспетчер |
Экономист по планированию |
Техник по планированию |
Техник по учёту |
Техник по материалам |
Старший кладовщик |
Техник по комплектации |
Транспортировщики |
Комплектовщик авиатехники |
Начальник техбюро |
Инженер-технолог руководитель группы |
Инженер - технолог |
Архивариус |
Начальник участка по ПП |
Мастер по оборудованию |
Слесарь ремонтник |
Электросварщик ручной сварки |
Машинист мостового крана |
Электромонтер по обслуживанию |
Слесарь-испытатель АМГ-10 |
Слесарь-испытатель НГЖ |
Исполнитель художественно-оформительных работ |
Заведующий ИРКа |
Кладовщик |
Инженер по инструменту |
Уборщики помещений |
Завхоз |
Зам. начальника цеха по производства изделия Як-130 |
Зам. начальника цеха по производства Су-30 |
Начальник смен |
Начальник смен |
Начальник участка монтажа планера |
Начальник участка монтажа оборуд-я |
Начальник участка отработки и сдачи |
Мастер производ-х групп |
Мастер производ-х групп |
Мастер производ-х групп отработки |
Начальник участка монтажа планера |
Начальник участка монтажа оборуд-я |
Начальник участка отработки и сдачи |
Мастер производ-х групп |
Мастер производ-х групп |
Мастер производ-х групп отработки |
Монтаж СКВ |
Монтаж шасси |
Монтаж топливной системы |
Сборка ЗУ |
Начальник БТК |
старший контролер |
Контрольный мастер |
Рисунок 4 - Схема управления цехом 7.
Методы увязки внутреннего набора планера самолета
Конструктивный плаз (КП) полностью повторяет шаблон контрольно-контурный с той только разницей, что КП вычерчен целиком на прозрачном пластике винипрозе. Это делается в отделе геометрической информации.
Как и ШКК, конструктивный плаз предназначен для конструктивной и геометрической увязки деталей, входящих в узел, воспроизведения контуров и контроля шаблонов.
Плазово-шаблонный метод и его различные варианты имели большое значение в обеспечение изготовления взаимозаменяемых деталей, узлов и агрегатов самолетов и вертолетов.
Развитие вычислительной техники, появление оборудования с числовыми системами программного управления, достижения в области прикладной математики создали условия для возникновения новых методов увязки изделий со сложными формами и большими размерами.
Алгоритмы решения различных задач позволяют аналитическими методами выполнить увязку форм и размеров, разработать программы для ЭВМ и оборудования, автоматизировать весь процесс задания, увязки и воспроизведения поверхностей.
Сущность метода состоит в использовании единой системы жестких носителей форм и размеров взаимносопрягаемых элементов конструкции для изготовления и геометрической увязки их между собой, В основе этой единой системы лежит теоретический плаз агрегата самолёта. С помощью плазово-шаблонного метода производится увязка контуров сечений каждого агрегата и межагрегатных стыков, деталей, лежащих в плоскости одного сечения, а также деталей бортовых систем самолёта.
Увязка технологической оснастки, необходимой для изготовления деталей, входящих в размерные сечения агрегата, решается созданием комплекта взаимоувязанных шаблонов на агрегат. Узловой комплект шаблонов позволяет изготовить и увязать между собой сборочные приспособления для узлов, входящих в агрегат. В детальный комплект входят шаблоны, необходимые для изготовления отдельной детали.