Отдельные гидроусилители руля

Гидроусилители автомобилей семейства МАЗ. На этих автомобилях гидроусилители выполнены отдельно от рулевого механизма.

Рулевой механизм относится к типу винт - гайка-рейка (рис.10). В картере 5 на двух роликовых конических подшипниках 11 установлен рулевой винт 12. Затяжка подшипников винта регулируется количеством регулировочных прокладок 8 под нижней крышкой 10. Винт соединяется с гайкой-рейкой 6 через шарики 14. При вращении винта шарики циркулируют по направляющим желобам 13 и 15. С гайкой-рейкой находится в зацеплении зубчатый сектор 7 вала сошки, на наружном конце которого на мелких конических шлицах установлена сошка 1, закрепленная на валу разрезной гайкой. После затяжки гайка шплинтуется.

Зацепление зубчатого сектора 7 с гайкой-рейкой 6 осуществляется регулировочным винтом 22. Сектор-вал сошки опирается на подшипники 4 в картере 5 и боковой крышке картера 20. Картер заполняется маслом через заливное отверстие, закрываемое пробкой 16.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Устройство гидроусилителя. Гидроусилитель рулевого механизма состоит из силового цилиндра и распределителя в сборе (рис.11).

Распределитель состоит из корпуса распределителя 13 с золотником 30. На внутренней поверхности корпуса и на золотнике выполнены кольцевые канавки. Они предназначены для соединения с нагнетательной магистралью насоса, бачком насоса и с реактивными камерами силового цилиндра. В корпусе шарниров 6 находятся два шаровых пальца 9 и 10. К пальцу 10 присоединена рулевая сошка, а к пальцу 9 - продольная рулевая тяга. Палец 10 со стаканом 36 может перемещаться в корпусе 6 в осевом направлении на 4 мм. Вместе со стаканом 36 перемещается и золотник 30, так как он жестко связан со стаканом при помощи болта и гайки.

Силовой цилиндр 1 соединен с другим концом корпуса 6 шарниров при помощи резьбового соединения и законтрен гайкой. В цилиндр помещен поршень 4, закрепленный на штоке 2 и уплотненный кольцами. С одной стороны

цилиндр закрыт пробкой 5, а с другой - крышкой 21. Шток уплотнен в крышке резиновым кольцом и защищен от загрязнения гофрированным чехлом. На наружном конце штока закреплена головка 24.

Поршень делит цилиндр на две части: подпоршневую и надпоршневую. Эти полости соединены трубопроводами 15 и 17 с каналами в корпусе распределителя, которые заканчиваются каналами, выходящими в полость корпуса между кольцевыми канавками. Подпоршневая и надпоршневая полости сообщаются через клапан 35, состоящий из шарика и пружины.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Насос гидроусилителя. В гидроусилителе применен шестеренчатый насос (рис.12), который состоит из корпуса 7, закрытого крыш кой 3, ведомой и ведущей шестерен. Насос приводится в работу при помощи клиноременной передачи от шкива коленчатого вала на шкив 14. Натяжение клиноременной передачи регyлируется винтом 15.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Работа гидроусилителя поясняется (рис.13). При работающем двигателе автомобиля шестеренчатый насос 21 постоянно подает масло в гидроусилитель 22, и в зависимости от направления движения автомобиля масло либо возвращается в бачок 20, либо подается в одну из рабочих полостей силового цилиндра 8 через трубопроводы 5 и 6. Другая полость при этом соединена через сливную магистраль 14 с бачком 20.

Давление масла через каналы 3 в золотнике 2 всегда передается в реактивные камеры 1 и стремится установить золотник в нейтральное по отношению к корпусу положение.

При прямолинейном движении автомобиля (рис.13, а) масло подается по нагнетательной линии в клапан управления и через золотник по сливной магистрали 14 возвращается в бачок 20.

При повороте рулевого колеса влево (рис.13, б) или вправо (рис.13, в) рулевая сошка 13 через шаровой палец 12 сдвигает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная 15 и сливная 17 полости в корпусе золотника разобщаются, и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр 8 относительно поршня 7, закрепленного на штоке 9. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец 11 и связанную с ним продольную рулевую тягу 10.

Если прекратить вращение рулевого колеса 19, золотник останавливается, корпус надвигается на него, устанавливаясь в нейтральное положение. Начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается.

С повышением сопротивления повороту колес увеличивается и давление масла в рабочей полости силового цилиндра. Это давление передается в реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное положение.

Благодаря гидроусилителю усилие на ободе рулевого колеса не превышает 5 кгс. Максимальное усилие на ободе рулевого колеса может достигать 20 кгс.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Гидроусилители автомобиля-тягача ГАЗ-4301. Клапан управления гидроусилителем руля расположен на переднем конце продольной рулевой тяги (рис.14). Он состоит из корпуса 2, внутри которого на центральном болте 3 установлен золотник 4. Болт фиксирован штифтом 6, а его головка размещена во втулке стакана 5. Корпус клапана управления закреплен на переднем конце продольной рулевой тяги 7. В наконечнике тяги между двух сухарей с пружиной и ограничителем сжатия пружины находится шаровой палец 9 рулевой сошки 8.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Силовой цилиндр шарнирно закреплен на кронштейне балки передней оси, а шток соединен с поперечной рулевой тягой. Давление в силовом цилиндре при повороте автомобиля определяется величиной сопротивления повороту колес. Для перемещения и удержания золотника клапана при повороте необходимо приложить к нему определенное усилие, пропорциональное давлению масла в цилиндре. Благодаря этому у водителя появляется «чувство дороги».

Насос гидроусилителя установлен на двигателе и приводится в работу от коленчатого вала компрессора при помощи муфты. Насос, за исключением муфты и подшипников вала насоса, полностью унифицирован с насосом гидроусилителя руля автомобилей КамАЗ.

При поворотах рулевого колеса сошка 8 через шаровый палец 9, соединенный с золотником, перемещает золотник относительно корпуса клапана 2 вперед при повороте автомобиля влево или назад при повороте направо, направляя масло под давлением в полость под поршень или в полость со сливной магистралью. При перемещении поршня шток давит на поперечную рулевую тягу, помогая водителю поворачивать автомобиль (рис.15).

В случае повреждения гидроусилителя в дороге необходимо снять насос для того, чтобы доехать до гаража. Для уменьшения усилия на рулевом колесе при поврежденном гидроусилителе рекомендуется слить масло из системы гидроусилителя. В случае повреждения силового цилиндра необходимо снять и силовой цилиндр.

Отдельные гидроусилители руля - student2.ru

Наши рекомендации