Чтение кинематических схем
Схемы читают полностью и выборочно. Полностью, как правило, схему читают при изучении устройства и работы нового изделия, в описании которого схема приводится как иллюстративный материал. Выборочно читают уже знакомые кинематические схемы, в содержание которых внесены изменения. Такое чтение позволяет уточнить состав группы новых элементов и их связей с другими элементами.
Чтение схем следует начинать от источника движения (двигателя), приводящего в движение все основные звенья в кинематических цепях привода рабочих (исполнительных) органов изделия. В процессе чтения кинематической схемы необходимо:
— ознакомиться со сведениями о назначении, устройстве и работе изделия (изучить технический паспорт на изделие, инструкции завода-изготовителя и др.);
— внимательно просмотреть схему, начиная с источника движения, ознакомиться со всеми элементами схемы, их условным изображением;
— уточнить наименование отдельных элементов схемы и содержание их характеристик;
— при обнаружении нестандартизованных условных обозначений ознакомиться с пояснениями к ним;
— установить, какие механизмы и кинематические группы участвуют в передаче движения от источника движения к исполнительным органам изделия;
— внимательно прочитать данные об основных параметрах и характеристиках кинематических элементов (зубчатых колес, цепных колес, шкивов ременных передач и др.) для полного уяснения устройства и работы изделия;
— в процессе чтения кинематической схемы определить передаточные отношения (числа) кинематических звеньев U; частоту вращения валов; скорость движения клинового ремня, приводной цепи и др.
Пример.Дано: кинематическая схема цилиндрической зубчатой передачи изделия (рис. 7). Прочесть кинематическую схему. Определить передаточное число U и частоту вращения выходного вала nIII.
Рисунок 7 – Кинематическая схема
Ведущий I и ведомый II валы соединены эластичной муфтой 2. Валы II и III вращаются в радиальных шариковых подшипниках, установленных в корпусе С редуктора. На валах жёстко посажены цилиндрические зубчатые колёса 3 и 4, находящиеся в зацеплении. Корпус С оборудован крышкой Р и сливной пробкой П. Приводной двигатель М имеет мощность N = 1 кВт и частоту вращения n1 = 960 мин-1.
Решение.
1. Передаточное число привода
U = nI/nIII = z4/z3 = 40/0 = 2.
2. Частоту вращения выходного вала III определим по формуле
U = nI/nIII, тогда nIII= nI/ U = 960/2 = 480 мин-1.
Электрические схемы
Электрическая схема — это конструкторский документ, входящий в комплект технической документации при разработке изделия и содержащий упрощенное графическое изображение элементов электрических цепей и связей между ними с помощью условных обозначений или символов.
Типы электрических схем устанавливает ГОСТ 2.701-84 (например, Э1 — электрическая структурная, Э2 — электрическая функциональная, ЭЗ — электрическая принципиальная (полная), Э4 — электрическая соединений (монтажная), СЗ — электрогидравлическая принципиальная и др.).
Правила выполнения электрических схем устанавливают ГОСТ 2.702-75, ГОСТ 2.705-70, ГОСТ 2.707-84, ГОСТ 2.708-81; систему обозначения цепей в электрических схемах — ГОСТ 2.709-89; обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах — ГОСТ 2.710-81.
Обозначения условные графические в электрических схемах устанавливают ГОСТ 2.721-74, ГОСТ 2.721-68, ГОСТ 2.723-68, ГОСТ 2.725-68, ГОСТ 2.727-68, ГОСТ 2.728-74, ГОСТ 2.729-68, ГОСТ 2.730-73, ГОСТ 2.755-87.
Условные обозначения элементов и устройств на электрических схемах располагают так, как они изображены в соответствующих стандартах либо повернутыми по отношению к этому положению на угол, кратный 90°.