Рекомендации по их использованию
УДК 745.54
ББК 85.125.9
ISBN 978─5─361─00120─0 © Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
Ю. М. Калинин, М. В. Перькова
АРХИТЕКТУРНОЕ МАКЕТИРОВАНИЕ
Допущено УМО по образованию в области архитектуры
в качестве учебного пособия по направлению «Архитектура»
Белгород
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...….………5
1. История макетирования……………………….……...………..……..6
2. Материалы и инструменты. Рекомендации по их использова-
нию……………………………………………………………….....….13
2.1 Материалы для макетирования………………………………….13
2.2 Инструменты для макетирования……………………………….36
3.Основные приемы макетирования….…………………………….…40
3.1 Рекомендации по изготовлению бумажных сложных форм…....43
4.Макетный метод. Составные части архитектурного макета…......51
Практические задания по макетированию из бумаги
Пластика поверхности……………………………...……………..…….70
Практическое задание № 1.Членение поверхности прямолинейным геометрическиморнаментом…...………………...………………..…....70
Практическое задание № 2.Членение поверхности криволинейным
орнаментом……………………………………………………………….72
Практическое задание № 3.Архитектоника замкнутой формы со складчатой поверхноcтью……………………………………………..........................73
Практическое задание № 4. Тектоника. Одно из основных напря-
жённых состояний материальной формы…………………………......74
РЕЛЬЕФ…………………………………………………………………...76
Практическое задание № 5.Фронтальная композиция из простых
геометрических элементов……………………….………....……....….76
АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ……………………………….….78
Практическое задание № 6. Простое арочное сооружение (тоннель, портал)…………..........................................................................…..….…78
Практическое задание № 7. Памятник архитектуры……….…….….81
ПРОСТЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА……………………………….84
Практическое задание № 8.Выполнение макетов простых геометри-
ческих тел………...………………………………………………...……..84
Практическое задание № 9.Выполнение макета из правильных и неправильных геометрических тел………………………….………….………85
УСЕЧЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА…………………………....87
Практическое задание № 10.Макеты усеченных геометрических
фигур………….………………………………………………..……….…87
СТРУКТУРА ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ……………………………..….…90
Практическое задание № 11.Формирование объема шара с помощью взаимно перпендикулярных секущих плоскостей……………………..90
Практическое задание № 12.Формирование объема конуса с помощью взаимно перпендикулярных секущихповерхностей………….….……92
5. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ФОТОАНАЛИЗ ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ…………………………………………………………………….…94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………….…………97
Приложения…………………………………………………………..…..98
Приложение 1.Упражнения по формообразованию…………..………98
Приложение 2.Упражнения по макетированию………………………100
Приложение 3.Упражнение по усилению свечения между
объемами…………………………………………………………….…..102
Приложение 4. Архитектоника замкнутой формы со складчатой
поверхностью………………………………………………………..….105
Приложение 5. Упражнения по обогащению объема………........…..107
Приложение 6. Упражнения по обогащению фронтальной
поверхности…...………………………………………………………...109
Приложение 7. Макеты к заданиям по проектированию……………111
Приложение 8. Макеты представленные на конференции
«Зодчество 2007»……………………………..…...……...…………….112
Приложение 9. Макеты дипломных проектов……………………….113
Приложение 10. Макет проекта благоустройства территории
БГТУ им. В.Г.Шухова …………………………...…………………….116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...….….117
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач архитектурного образования является развитие у студентов объемно-пространственного мышления, необходимого для дальнейшей творческой деятельности. Макетированию отводится важное место в творческом учебном процессе, который начинается с изучения основ архитектурного проектирования и объемно-пространственной композиции. Все задания по этим дисциплинам выполняются в макетах. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор. Макет открывает возможность более полного, правильного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурных идей, макет позволяет полнее представить вертикальные проекции (фасады и разрезы) и горизонтальные (планы).
Макет развивает объемно-пространственное видение и архитектурно-образное мышление. Это очень важно для процесса проектирования. Рабочий макет дает возможность наглядно представить свои идеи и свободно оперировать объемами и пространством. Работа с объемными элементами и формами позволяет усвоить определенные приемы и навыки макетного дела, знакомит со свойствами бумаги и картона как основных материалов, используемых в учебных макетах.
Во время работы над макетом используются знания и навыки, полученные при выполнении чертежей, происходит закрепление материала, полученного при изучении начертательной геометрии. При выполнении макетных упражнений происходит усвоение теоретических знаний из курса «Объемно-пространственная композиция». Особое внимание уделяется упражнениям, помогающим понять сочетания сложных геометрических форм с криволинейными поверхностями. В процессе работы изучаются технические приемы и приобретаются навыки макетирования.
Материал, изложенный в данном пособии, используется в учебном процессе в рамках спецкурса «Объемно-пространственная композиция», читаемого на кафедре архитектуры и дизайна на 1─2 курсах специальностей «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды» и на протяжении всего периода обучения студентов в рамках курса «Архитектурное проектирование».
ИСТОРИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ
История изготовления архитектурных макетов зданий началась почти одновременно с возникновением монументального строительства: именно в тот момент, когда впервые потребовалось объемно-пространственное изображение проектируемого здания. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов. В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева (рис. 1).
Рис. 1. Ярослав Мудрый, держа- Рис. 2. Макет Камерино в руках
щий макет Киева покровителя города св. Венециано
А венецианский живописец Карло Кривели написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города св. Венециано» (рис. 2).
Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри ─ маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию (рис. 3). Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен (рис. 4).
Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого - строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв.
(см. рис. 1), на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в). При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего (рис. 5).
Русские зодчие XVIII─XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и
интерьера здания. Пример макет Исаакиевского собора (рис. 6), храма Спаса на Крови Санкт-Петербург (рис. 7).
Рис. 3. Пасхальное яйцо Рис. 4. Кукольные
работы К. Фаберже домики
Рис. 5. Архитектор Огюст Монферран с макетом собора
Рис. 6. Макет Исаакиевского собора
Рис. 7. Макет храма Спаса на Крови
Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике ─ макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.
На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов.
Макет необходим :
─ для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора;
─ рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений);
─ как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией);
─ как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора;
─ как необычный подарок (макеты «фэнтези» ─ сооружений из фильмов и мультфильмов).
Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в пропедевческих курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стилеобразования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.). Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году.
Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира.
Работу с материалом он построил как поиск формообразования в отношении к конструкции. Чтобы наиболее полно почувствовать возможности материала в организации пространственной композиции, макеты выполнялись без использования обрабатывающего инструмента, преимущественно только одними руками. Материалом, как правило, была бумага, солома, фольга. Альберс видел в этом особый смысл. Так, бумага используется в композиции не в своем обычном назначении – как поле для письма, а как материал для построения пространственной формы, обладающей конструктивной прочностью. Приобретают значение ее края, форма и направление складок, положение в пространстве отдельных элементов, вид ее соединения между собой: врезание, скручивание и прочее. Склеивать бумагу не рекомендуется. Применяется главным образом сшивание и скалывание с помощью булавок. В процессе работы учащиеся открывают для себя новые возможности бумаги в гибкости, жёсткости, сжатии, растяжении.
Следует отметить, что Альберс требовал не просто продемонстрировать некий технический прием, но решить композицию, добившись определенной ее выразительности. К технологической стороне предъявлялись строгие формальные ограничения. Например, обязательно использовать определенный формат бумаги, при раскрое исключить отходы и прочее. Альберс считал, что такие упражнения являются отличной тренировкой в развитии пространственного и конструктивного мышления. В учебных композициях из курса Альберса отмечается, прежде всего, единство формы и конструктивной логики. Много внимания уделялось и комбинаторному мышлению, умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Высокую оценку методики Альберса дает Клод Шнайдт – влиятельный исследователь наследия Баухауза. Он утверждает, что Альберс, унаследовав положения пропедевтики Иттена и Моголь-Надя, сумел развить ее в направлении большей объективности содержания, подчеркивая эмпирический характер . В подтверждение он приводит следующее высказывание Альберса: «Именно свободное экспериментирование, не отягощенное предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, дает желаемые результаты, придает уверенность себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевческого курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…».
До сегодняшнего дня в архитектурном образовании при изготовлении учебных макетов и упражнений в качестве основных материалов используют бумагу и картон.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ