Организация перевозки товаров автомобильным транспортом
Для перевозки грузов торговые предприятия могут использовать как собственный автомобильный транспорт, так и, на основании договора перевозки, транспортные средства специализированных автотранспортных организаций.
Взаимоотношения сторон договора перевозки регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом,
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю товарно-транспортной накладной.
При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать между собой долгосрочные договоры об организации перевозок
По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В таком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
При перевозках грузов автомобильным транспортом применяются свободные тарифы. Они определяются автотранспортными организациями (перевозчиками) ^независимо от их организационно-правовой формы и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок.
В зависимости от условий перевозок основными параметрами для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, масса отправки груза, километр пробега автомобиля, час работы автомобиля, автотонно-час или комбинации этих измерителей.
Тарифы на оказываемые автотранспортной организацией услуги, оформленные в виде сборников, прейскурантов, должны быть доведены до грузовладельцев.
Наиболее часто применяют следующие виды тарифов:
сдельные — при массовых перевозках однородных грузов (определение платы производится в зависимости от расстояния перевозки и массы отправки груза);
повременные — в случае предоставления в распоряжение заказчика определенного типа автомобиля на определенное время (оплачивается каждый автомобиле-чае пользования и каждый километр пробега подвижного состава с учетом его грузоподъемности);
покилометровые — за перегон, подачу и возврат, порожний пробег транспортного средства (плата определяется за каждый километр пробега с учетом грузоподъемности автомобиля).
Тарифы могут быть дополнены системой дифференцированных коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации, специализацию подвижного состава, другие факторы, определяющие различия в уровне затрат на перевозки,
В соответствии с представляемой грузоотправителем заявкой на перевозку грузов автотранспортные организации обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными организациями в зависимости от объема и характера перевозок (при применении сдельных тарифов).
Транспортные средства должны находиться в исправном состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Для перевозки пищевых Продуктов должен выделяться специализированный транспорт с маркировкой, соответствующей перевозимым грузам (например, «Хлеб», «Продукты»), Грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть оформлены товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем. Составляется она, как правило, в четырех экземплярах.
При приеме груза к перевозке шофер экспедитор автотранспортной организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Прием грузов удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.
Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования. Так, грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться в исправной, соответствующей стандартам таре, иметь надлежащую маркировку каждого Грузового места.
Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого лист в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку — с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных.
Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка их производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. В обязанности шофера входит проверка соответствия укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава. Он должен также сообщить грузоотправителю О замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. После этого грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные недостатки.
Загрузка автотранспорта должна производиться до полного использования его вместимости, но не превышать грузоподъемности автомобиля. При перевозках легковесных грузов принимаются меры, позволяющие повысить использование грузоподъемности подвижного состава (наращивание бортов автомобиля и т. п.).
Во избежание товарных потерь при перевозках следует соблюдать правила укладки товаров, температурные режимы, сроки доставки, использовать тару, соответствующую перевозимым грузам.
Определение массы груза производится средствами грузоотправителя совместно с автотранспортной организацией. При перевозке груза в крытых автомобилях И прицепах, контейнерах, цистернах, опломбированных грузоотправителем, массу груза определяет он сам.
В пункте назначения грузы сдаются грузополучателю по массе и количеству мест в том же порядке, в каком они были приняты от грузоотправителя.
Если грузы прибыли в исправных автомобилях, прицепах, контейнерах, цистернах с неповрежденными пломбами, то Они выдаются без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест. Перевозимые навалом или насыпью грузы, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки массы только в случае, если у грузополучателя нет автомобильных весов.
Проверка массы количества мест и состояния груза автотранспортной организацией в пункте назначения обязательна в случаях:
прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции;
прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами температурного режима при перевозке;
прибытия груза, погруженного автотранспортной организацией;
выдачи груза со склада грузовой автостанции.
Тарные и штучные Грузы во всех случаях выдаются автотранспортной организацией с проверкой массы и состояния груза только в поврежденных местах. При этом поврежденные места вскрывают и проверяют груз по товарно-транспортным накладным.
Если при проверке массы, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортная организация обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости проведения экспертизы автотранспортная организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов.
Выдача груза в пункте назначения производится, грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке грузов стороны несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, а также договором перевозки.
Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки грузов в соответствии с договором, а отправитель — за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам.
Автотранспортная организация несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности, вследствие:
вины грузоотправителя (грузополучателя);
особых естественных свойств перевозимого груза;
недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения ее в пути;
сдачи к перевозке груза без указания и товарно-транспортной накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;
сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.
Организация-перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — с исправной защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом ПОДВИЖНОМ составе;
груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя или грузополучателя;
недостача груза не превышает норм естественной убыли.
Возмещение ущерба, причиненного при перевозке грузов, происходит в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
за порчу или повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;
за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности, если она не превышает действительной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете грузоотправителя.
Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, сторона перевозчик возвращает другой стороне договора провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза.
Грузоотправитель или грузополучатель несут ответственность в виде штрафа за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков, то есть за простой транспорта, а также за задержку контейнеров. В Уставе автомобильного транспорта предусмотрены размеры штрафов за каждую минуту простоя автомобиля (в зависимости от его грузоподъемности) и за каждый час задержки контейнера. Основанием для начисления штрафов служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе 6 времени прибытия и убытия автомобилей. Взыскание этих штрафов производится в безакцептном порядке.
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Порядок и сроки предъявления претензий грузоотправителями и грузополучателями определены Уставом автомобильного транспорта.
Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортной организации, выдавшей груз, а в случае полной утраты груза — к автотранспортной организации, принявшей груз к перевозке. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме того, — документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.
Автотранспортная организация обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в сроки, определенные Уставом.
В случае полного или частичного отказа автотранспортной организации удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение установленных сроков, грузоотправителями или грузополучателями могут быть предъявлены иски в арбитраж или в суд по месту нахождения автотранспортной организации. Срок предъявления таких исков установлен Гражданским Кодексом Российской Федерации и равен одному году.