Распределение потерь по основным видам дефектов

С целью анализа потери по основным видам несоответствий, возникающих при производстве продукции предлагается применять метод Парето. Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем. Достоинства метода: простота и наглядность делают возможным использование диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки. Сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий.

Пример.Состояние дорожной сети является основным показателем благосостояния и развития экономики страны. В настоящее время транспортно-эксплуатационные характеристики большинства отечественных автомобильных дорог отстают от мирового уровня при устойчивом росте количества автомобилей. При этом распределение дорог по их состоянию весьма неравномерно (рисунок 13).

Такое состояние дорожной сети Российской Федерации требует оперативных решений.

Ввиду чего основной целью любого отечественного предприятия по производству АБС является достижение высокого качества изготавливаемой продукции.

Решение этой задачи возможно за счет разработки и внедрения современных систем менеджмента качества, основанных на процессном подходе и требующих рационального распределения всех ресурсов, в том числе и на обеспечение высокого качества продукции. В связи с этим возникает вопрос эффективного управления затратами.

Следует учитывать, что предприятие постоянно сталкивается с различными проблемами, такими как:

- появление брака;

- поломка оборудования и т.д.

Данные проблемы ведут к тому, что предприятие начинает нести дополнительные затраты на качество.

Распределение потерь по основным видам дефектов - student2.ru

Рисунок 13 – Соответствие дорожной сети требованиям нормативной документов

Затраты на качество включают в себя все расходы, связанные с качеством, и подразделяются на две общие группы — затраты, вызванные несоответствиями, и затраты на предупреждение и выявление несоответствий.

Учет потерь при производстве продукции позволяет предприятиям иметь точные сведения о наличии материальных запасов, готовой продукции и, следовательно, позволяет применять управленческие решения по предотвращению возникновения данных потерь.

Основными видами потерь при производстве асфальтобетонных смесей являются:

- потери при производстве (таблица 8, рисунок 14);

- потери при хранении и транспортировке (таблица 9, рисунок 15);

- потери при укладке (таблица 10, рисунок 16);

- потери из-за устаревшего оборудования (таблица 11, рисунок 17)

Используя диаграмму Парето представим все виды потерь при производстве асфальтобетонной смеси на примере предприятия ОАО «ДЭП – 270» Пензенской области и выясним наиболее значимые из них.

Таблица 8

Виды потерь при производстве

№ потерь Виды потерь Количество потерь, % Доля в общем количестве, %
Потери из-за устаревшего оборудования 0,17 0,83
Потери из-за некачественного сырья 0,28 0,66
Потери в результате несоблюдения технологии производства 0,12 0,95
Потери из-за хранения и транспортировки смеси 0,38 0,38
Прочие причины 0,05

Распределение потерь по основным видам дефектов - student2.ru

Рисунок 14 - Диаграмма Парето по видам потерь при производстве

Анализ данных, представленных на рисунке 14 свидетельствует, что на первые три вида потерь: потери из-за хранения и транспортировки смеси, потери из-за некачественного сырья и потери из-за устаревшего оборудования, необходимо обратить особое внимание.

Таблица 9

Виды потерь из-за хранения и транспортировки смеси

№ потерь Виды потерь Количество потерь, % Доля в общем количестве, %
Время хранения 0,21 0,80
Условия хранения 0,18 0,98
Время транспортировки 0,27 0,59
Температура смеси при транспортировки 0,32 0,32
Прочие причины 0,02

Распределение потерь по основным видам дефектов - student2.ru

Рисунок 15 - Диаграмма Парето по видам потерь из-за хранения и транспортировки

Анализ диаграммы (рисунок 15) свидетельствует, что устранение или минимизация потерь, которые возникают при длительной перевозке, а также из-за недостаточной температуры смеси при транспортировке, позволит уменьшить большинство возникающих случаев потерь.

Таблица 10

Виды потерь из-за некачественного сырья

№ потерь Виды потерь Количество потерь, % Доля в общем количестве, %
Щебень 0,27 0,63
Песок 0,18 0,81
Минеральный порошок 0,17 0,98
Битум 0,36 0,36
Прочие причины 0,02

Распределение потерь по основным видам дефектов - student2.ru

Рисунок 16 - Диаграмма Парето по видам потерь из-за некачественного сырья

Анализ данных, представленных на рисунке 16 свидетельствует, что особое внимание следует уделить на контроль качества битума и щебня. Однако необходимо учесть, что каждый компонент асфальтобетонной смеси является значимым и оказывает сильное влияние на качественные характеристики конечного продукта.

Таблица 11

Виды потерь из-за устаревшего оборудования

Виды потерь Количество потерь, % Доля в общем количестве, %
Тип оборудования 0,15 0,88
Износ оборудования 0,41 0,41
Условия эксплуатации 0,32 0,73
Наличие контроля за соблюдением условий эксплуатации 0,08 0,96
Прочие причины 0,04

Распределение потерь по основным видам дефектов - student2.ru

Рисунок 17 – Диаграмма Парето по видам потерь из-за устаревшего оборудования

При анализе диаграммы, представленной на рисунке 17 выявлено, что значимым условием является устранение или минимизация таких видов потерь, как износ оборудования и условия эксплуатации.

Полученные результаты свидетельствуют, что контроль потерь при производстве асфальтобетонной смеси позволяет своевременно предотвратить появление причин, вызывающих их увеличение.

Выявление и снижение производственных потерь – это важнейшая задача любого современного предприятия, которая позволяет снизить себестоимость и повысить рентабельность продукции.

При появлении потерь при производстве предприятие несет большие убытки - затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт.

Выявление неэффективных затрат позволит предотвратить проникновение потерь в планировании и нормировании.

SWOT-анализ

Данный анализ позволил выявить слабые области деятельности предприятия и определить объекты бенчмаркинга:

- ценовая стратегия предприятия;

- внедрение современных технологий и оборудования;

- повышение квалификация кадров;

- наличие системы менеджмента качества.

Пример применения методология проведения ситуационного анализа, матрицы SWOT анализа на примере предприятия ОАО «ХХХ» по производству дизелей (табл. 12).

Таблица 12

SWOT- анализ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- Высокое качество выпускаемой продукции - Известный бренд (марка) - Законченный цикл производства - Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок исполнения заказа по ряду позиций) - Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) - Слабый маркетинг - Высокие цены - Информационная закрытость предприятия - Отсутствие ремонтных технологий на предприятии - Недостаток финансовых ресурсов
УГРОЗЫ: ВОЗМОЖНОСТИ:
- Снижение объемов производства у традиционных потребителей (предприятия дизелестроения) - Промышленные предприятия избрали стратегию поддержания работоспособности подвижного состава за счет ремонта - Жесткая конкуренция в отрасли - Рост конкуренции со стороны предприятий РЖД - Сильная зависимость сбыта от двух крупных потребителей - Потеря доли рынка (использование конкурентами марки завода) - Принятие программы по обновлению старого парка маневровых тепловозов МПС - Вероятность модернизации ЧМЭЗ в Белоруссии - Дефицит запчастей для ЧМЭ3 (импортозамещение)

Проведенный SWOT- анализ, позволяет сформулировать основные проблемы (табл.13).

Таблица 13

Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
    Высокое качество выпускаемой продукции Известный бренд (марка) Законченный цикл производства Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок) Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) Слабый маркетинг Высокие цены Информационная закрытость предприятия Отсутствие ремонтных технологий на предприятии Недостаток финансовых ресурсов
УГРОЗЫ: Снижение объемов производства у традиционных потребителей Разработка и освоение новых видов продукции
Промышленные предприятия избрали стратегию поддержания работоспособности подвижного состава за счет ремонта Определение своей ниши на рынке тепловозов (поддержание работоспособности) Разработка программы по обновлению и модернизации основных фондов и освоению передовых технологий; Адаптация возможностей производства под нужды рынка Изменение мотивации производственного персонала Повышение квалификации персонала в области маркетинга Развитие маркетинговой сети: прямые продажи с использованием консигнационных складов по России, развитие дилерской сети в ближнем зарубежье. Оценка вариантов гибкой ценовой политики Разработка программы по снижению затрат Разработка и внедрение передовых ремонтных технологий
Жесткая конкуренция в отрасли Расширение возможности кооперации Поиск нетрадиционных заказов, уход от сегментной зависимости с привлечением специализирован-ных маркетинговых служб Развитие Интернет портала Прямой маркетинг
Рост конкуренции со стороны предприятий РЖД (развитие производства новой номенклатуры) Разработка программы кредитования по исключению кассовых разрывов
Сильная зависимость сбыта от двух крупных потребителей

Окончание таблицы 13

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:  
    Высокое качество выпускаемой продукции Известный бренд (марка) Законченный цикл производства Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок) Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) Слабый маркетинг Высокие цены Информационная закрытость предприятия Отсутствие ремонтных технологий на предприятии Недостаток финансовых ресурсов  
  Потеря доли рынка (использование конкурентами марки завода) Ввести товарный знак на основных узлах и агрегатах Развитие Интернет портала Прямой маркетинг
ВОЗМОЖНОСТИ: Принятие программы по обновлению старого парка маневровых тепловозов МПС Увеличение объемов производства Разработка и освоение нового типа дизеля
Вероятность модернизации ЧМЭЗ в Белоруссии Проработка возможности организации на базе Оршанского ТРЗ робот по модернизации ЧМЭ3 (1ПД4В)
Дефицит запчастей для ЧМЭ3 (импортозамещение) Разработка и освоение новых видов продукции
                                   

Наши рекомендации