Организация содержания искусственных сооружений на железных дорогах
Техническое руководство по вопросам эксплуатации искусственных сооружений в России осуществляют Центральная дирекция инфраструктуры, а также их филиалы по управлению пути и сооружений открытого акционерского общества «Российские железные дороги» (рис. 1.21).
Рис. 1.21. Структура подразделений ОАО «РЖД»
по управлению эксплуатацией искусственных сооружений
Центр обследования и диагностики инженерных сооружений включает в себя различные подразделения, занимающиеся вопросами обследования, испытания дефектных конструкций, контроля качества содержания, ремонта и обеспечения параметров надежности и долговечности эксплуатируемых искусственных сооружений.
Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС) через региональную «Группу заказчика» выполняет функцию заказчика по реконструкции старых или строительству новых мостов и тоннелей.
Центральная дирекция по ремонту пути занимается вопросами организации и улучшения качества ремонта и реконструкции искусственных сооружений, проводит научно-техническую политику ОАО «РЖД».
Центральная дирекция инфраструктуры включает в себя подразделения путевого и мостового хозяйства, которые занимаются вопросами содержания искусственных сооружений в целях обеспечения безопасности движения поездов (рис. 1.21).
Дистанция пути непосредственно выполняет комплекс работ по текущему содержанию искусственных сооружений, который определен Правилами и технологией работ по текущему содержанию [2] и Инструкцией по содержанию искусственных сооружений [3].
Основным принципом содержания искусственных сооружения на железных дорогах является обеспечение исправного их состояния в течение нормативного срока эксплуатации для бесперебойного и безопасного пропуска поездов с установленными скоростями. Содержание искусственных сооружений включает в себя проведение комплекса мероприятий для предупреждения появления повреждений в процессе эксплуатации, в который входит проведение восстановительных работ текущего содержания и капитального ремонта.
Текущее содержание искусственных сооруженийсостоит из систематического надзора и производства мелких ремонтных работ, состав и объемы которых устанавливают с учетом их технического состояния, сезона работ, природно-климатических условий. Система надзора за состоянием сооружений включает в себя различного рода осмотры, обследования, испытания и специальные наблюдения (табл. 1.1).
Ремонтные работы по текущему содержанию искусственных сооружений выполняют мостовые (тоннельные) бригады дистанций пути согласно полумесячным графикам, составленным по результатам текущих и периодических осмотров (табл. 1.1). Полумесячные графики составляют мостовые мастера в соответствии с утвержденными начальником дистанции пути сезонными планами. Как правило, работы производят без перерыва движения поездов.
В состав работ по текущему содержанию искусственных сооружений входят: очистка от загрязнений элементов пролетных строений, опор, опорных частей, уравнительных приборов; расчистка труб и русл от наносов и зарослей в летний период, от снега и льда – при пропуске весенних вод; пропуск паводка и ледохода; содержание противоналедных устройств и охлаждающих установок; заделка швов, трещин, сколов, раковин, пустот в бетонных и железобетонных трубах; ремонт поврежденной кладки и штукатурки опор мостов и труб; частичная замена мостового полотна и охранных брусьев; подтягивание, смазка и замена лапчатых болтов; ремонт опорных частей; ремонт бетонных лотков и укреплений русл труб и малых мостов, наращивание бортиков железобетонных пролетных строений и подферменников оголовков труб; промер русл рек; частичная замена дефектных заклепок на высокопрочные болты, перекрытие трещин накладками и окраска отдельных мест металлических пролетных строений; периодическое натяжение высокопрочных шпилек крепления плит БМП к балкам пролетных строений, исправление местных повреждений конусов, откосов насыпи и регуляционных сооружений и их укреплений [3].
Таблица 1.1