I. Программное обеспечение информационных систем
Белгородский государственный технологический
Университет им. В.Г. Шухова
| |||
| |||
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230201
«Информационные системы и технологии»
Белгород 2014
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230201 Информационные системы и технологии
Итоговый междисциплинарный экзамен является составной частью государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе подготовки дипломированных специалистов по специальности 230201.
В соответствии с ГОСом инженер по направлению «Информационные системы» должен быть готов к следующим видам деятельности:
Проектно-конструкторская деятельность:
- определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;
- системный анализ объекта проектирования, предметной области, их взаимосвязей;
- выбор исходных данных для проектирования;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;
- оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;
- расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;
- расчет экономической эффективности;
- разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.
Технологическая деятельность:
- технология разработки объектов профессиональной деятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;
- организация контроля качества входной информации.
Научно-исследовательская деятельность:
- разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности;
- разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов.
Эксплуатационная деятельность:
- организация внедрения объекта проектирования в опытную эксплуатацию;
- организация внедрения объекта проектирования в промышленную эксплуатацию.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
- участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;
- использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
- участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;
- осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;
- взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;
- кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;
- организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;
- готовность к работе над междисциплинарными проектами.
Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. При проведении итогового междисциплинарного экзамена студенты получают экзаменационные билеты, содержащие 3 вопроса в соответствии с утвержденной программой экзамена. Первый вопрос билета относится к разделам I, II настоящей программы, второй вопрос билета – из разделов III, IV программы. Третий вопрос билета посвящен основным положениям выпускной квалификационной работы студента. Экзаменационные билеты подписываются председателем экзаменационной комиссии. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы по методике, утвержденной в программе экзамена.
По завершении итогового междисциплинарного экзамена экзаменационная комиссия с обязательным присутствием председателя комиссии на закрытом заседании выставляет итоговую оценку простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту, проставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента, где расписывается председатель и члены экзаменационной комиссии. В протоколе экзамена фиксируются также номер и вопросы экзаменационного билета, по которым проводился экзамен.
Протоколы итогового междисциплинарного экзамена утверждаются председателем ГЭК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в архиве университета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы хранятся на кафедре в течение года.
В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену студентам предоставляются необходимые консультации по дисциплинам, вошедшим в программу итогового экзамена в объеме до 10 академических часов.
Порядок повторной сдачи государственного междисциплинарного экзамена по специальности Информационные системы и технологии
Выпускники, получившие на итоговом междисциплинарном экзамене оценку «неудовлетворительно», допускаются к повторной сдаче до начала работы экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ, но не ранее чем через 4 месяца после первой попытки. При втором, повторном получении оценки «неудовлетворительно» студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы и отчисляется из университета.
Критерии оценки
При проведении итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230201 Информационные системы и технологии устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:
Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы; знание требований к оформлению технической и конструкторской документации.
Оценка «хорошо» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при несущественных неточностях по отдельным вопросам; знание требований к оформлению технической и конструкторской документации.
Оценка «удовлетворительно» - твердое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при неточностях и несущественных ошибках в освещении отдельных положений; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно; знание требований к оформлению технической и конструкторской документации.
Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке всех членов комиссии, сформированной на основе независимых оценок каждого члена комиссии.
Содержание междисциплинарного экзамена по специальности
230201 Информационные системы и технологии
I. Программное обеспечение информационных систем
Основные этапы решения задач на ЭВМ; критерии качества программы; диалоговые программы; дружественность, жизненный цикл программы; постановка задачи и спецификация программы; способы записи алгоритма; программа на языке высокого уровня; стандартные типы данных. Представление основных структур программирования: итерация, ветвление, повторение; процедуры; типы данных, определяемые пользователем; записи; файлы; динамические структуры данных. Списки: основные виды и способы реализации; программирование рекурсивных алгоритмов; способы конструирования программ; модульные программы; основы доказательства правильности.
Основные понятия банков данных и знаний; информация и данные; предметная область банка данных; роль и место банков данных в информационных системах; пользователи банков данных; преимущества централизованного управления данными; база данных как информационная модель предметной области; система управления базой данных (СУБД); администратор базы данных; архитектура банка данных; инфологическое проектирование базы данных; выбор модели данных; иерархическая, сетевая и реляционная модели данных, их типы структур, основные операции и ограничения; представление структур данных в памяти ЭВМ; современные тенденции построения файловых систем; обзор промышленных СУБД; тенденции развития банков данных.
Принципы построения операционных систем (ОС), вычислительный процесс и его реализация с помощью ОС; основные функции ОС; обзор современных ОС и операционных оболочек; стандартные сервисные программы; машинно-зависимые свойства ОС; управление вычислительными процессами, вводом-выводом, реальной памятью; управление виртуальной памятью; машинно-независимые свойства ОС; способы планирования заданий пользователей; динамические, последовательные и параллельные структуры программ; способы построения ОС; сохранность и защита программных систем; интерфейсы и основные стандарты в области системного программного обеспечения
Логическая модель представления знаний и правила вывода; теоретические основы; пример спецификации и вычисления; продукционная модель представления знаний и правила их обработки; реляционные модели представления знаний и соответствующие способы рассуждений; фреймы, семантические сети; теория и техника приобретения знаний; принципы приобретения знаний. Существующие подходы и техника решения, экспертные системы - инструмент автоматизированных обучающих систем; введение в экспертные системы; роли эксперта, инженера знаний и пользователя; база знаний. Правила; объекты; определение запроса; редактор; процедурный язык; компилятор правил и объектов. Средства работы с файлами; структура главного меню; правила и объекты; антецедент и консеквент правила; первичная цель. Простые объекты; объекты со списком значений; объекты с фреймами; основные атрибуты (слоты) объекта; создание и редактирование процедур; вызов процедур из правил; процедурные фреймы и слоты; операторы процедурного языка; средства управления выполнением приложений; логическое программирование и экспертные системы; языки искусственного интеллекта; применение языка Пролог. Архитектура для автоматического рассуждения, основанного на правилах; механизм вывода на основе модели логического программирования; понятие о нечетких множествах и их связь с теорией построения экспертных систем; реализация экспертных систем в среде Windows. Основные понятия искусственного интеллекта; информационные системы, имитирующие творческие процессы; информация и данные; системы интеллектуального интерфейса для информационных систем; интеллектуальные информационно-поисковые системы; экспертные системы. Информационные модели знаний; логико-лингвистические и функциональные семантические сети; семантическая сеть как реализация интегрированного представления данных, категорий типов данных, свойств категорий и операций над данными и категориями; фреймовые модели; модель прикладных процедур, реализующих правила обработки данных; методы представления знаний в базах данных информационных систем; методы инженерии знаний; инструментальные средства баз данных; тенденции развития теории искусственного интеллекта.
Понятие мультимедиа технологии; классификация и области применения мультимедиа приложений; мультимедиа продукты учебного назначения; аппаратные средства мультимедиа технологии; типы и форматы файлов; текстовые файлы; растровая и векторная графика; гипертекст; звуковые файлы; трехмерная графика и анимация; видео; виртуальная реальность; программные средства для создания и редактирования элементов мультимедиа; инструментальные интегрированные программные среды разработчика мультимедиа продуктов; этапы и технология создания мультимедиа продуктов; примеры реализация статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологии.
Компьютерная графика, геометрическое моделирование и решаемые ими задачи; графические объекты, примитивы и их атрибуты; представление видеоинформации и ее машинная генерация; графические языки; метафайлы; архитектура графических терминалов и графических рабочих станций; реализация аппаратно-программных модулей графической системы; базовая графика; современные стандарты компьютерной графики; графические диалоговые системы; применение интерактивной графики в информационных системах.
Вопросы по разделу I:
1. Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ. Стили программирования. Процедурное программирование. Функциональное и логическое программирование.
2. Жизненный цикл программного средства. Понятие качества программного средства.
3. Модульное программирование. Методы восходящей и нисходящей разработки структуры программы
4. Отладка программного средства.
5. Операционные системы. Проблемы совместимости операционных систем.
6. Архитектура операционных систем. Интерфейс прикладного программирования.
7. Организация параллельных вычислений в операционных системах.
8. Управление памятью в операционных системах. Адресное пространство процесса.
9. Методы распределения памяти в операционных системах. Виртуальная память.
10. Файлы и файловые системы. Асинхронные файловые операции. Системный реестр.
11. Представление данных в памяти ЭВМ. Основные типы данных, применяемые в языках высокого уровня.
12. Понятие алгоритма, его свойства и способы представления. Абстрактные вычислительные машины.
13. Организация статических и динамических структур данных средствами языков программирования высокого уровня.
14. Документирование программных средств. Виды программных документов.
15. Сущность объектного подхода к разработке программных средств. Его отличие от функционального подхода. Объектная модель.
16. Объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм. Виртуальные и динамические методы.
17. Объектно-ориентированное программирование. События объектов. Обработка исключительных ситуаций.
18. Этапы разработки компонента для интегрированной среды визуального программирования.
19. Базы данных. Типология моделей представления информации.
20. Реляционные модели баз данных. Целостность реляционных данных.
21. Операции реляционной алгебры.
22. Нормализация отношений в реляционных базах данных. Нормальные формы.
23. Операторы языка SQL определения данных и операторы манипулирования данными.
24. Языки для верстки вэб-документов.
25. Языки сценариев для функционирования информационных систем в среде Интернет.
26. Серверно-ориентированные технологии разработки Интернет-приложений.
27. Технологии работы с удаленными базами данных.
28. Технология создания векторного изображения.
29. Технология создания растрового изображения.
30. Технология создания 3D моделей и анимации.