Функции и методы управления производством
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. Система управления производством представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов информации, ее обработки, технических средств, специалистов, отделов (бюро) по управлению, связей и отношений между ними, соответствующих функций, методов и процессов управления, обеспечивающих реализацию производственными подразделениями поставленных целей. Производство продукции является основным содержанием работы предприятия. Управление этим процессом организуется в масштабе предприятия, в каждом из основных цехов. Наиболее содержательной и ответственной работой по управлению производством является планирование производства изделий, Эта работа в соответствии с плановыми периодами постоянно повторяется, выполняется функциональными службами и линейными руководителями производственных подразделений. Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального управления (менеджмента). Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, поскольку менеджмент - это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.
Организация производства как наука изучает в основном производственные системы, представляющие собой особый класс искусственных материальных систем — социальные системы. Системное рассмотрение законов организации производства позволяет более четко разграничить области организации производственных систем от области управления этими системами.
Использование различных подходов к анализу управления производством позволяет более глубоко познать единство внешней и внутренней среды предприятия. Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции, услуг. Это структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия. Несмотря на то, что эти факторы действуют в границах организаций, они также не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, так как деятельность организации зависит от энергетических, информационных и других ресурсов, поступающих извне.
Сущность управления производством выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Эти функции сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем.
1)Планирование.Функцией менеджмента "номер один" общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, "где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать".
2)Организация.Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее "обязанностям" относятся создание фирмы, формирование ееструктуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.
3)Координация.Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.
4)Мотивация.Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам.
5) Контроль.Суть пятой классической функции менеджмента - контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы,/ Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске"козлов отпущения"за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.
Организационные методы. Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и только после этого руководить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп - активных методов.
Административные методы. Их называют методами властной мотивации, которые сводятся к открытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и в других подобного рода структурах. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Поэтому на практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения,
Административный метод – это когда управляющая подсистема (менеджер, специалист) воздействует на управляемую подсистему (коллектив, специалист), при этом опирается на систему законодательных актов страны и региона; на систему нормативно – директивных и методических документов предприятий и вышестоящих организаций; на систему планов, программ, заданий; на систему оперативного руководства.
Экономические методы. В результате значительного усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые ими решения, такие методы получили название экономические. Они появились в начале XXвека во многом благодаря усилиям американского инженера Фредерика Тейлора – основоположника научного менеджмента. В основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. Таким образом, экономический метод представляет собой экономическое регулирование отношений между субъектом и объектом управления, при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно – финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования предприятия, системы мотивации за качественный труд.
Социально-психологические методы. Экономические методы довольно быстро показали свою ограниченность, при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги, существенный, но не самый главный стимул работы. Поэтому на помощь пришли социально-психологические методы, появившиеся в 20-х годах XX столетия, которые сводятся к двум основным направлениям:
- во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей;
- во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, что позволяет обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
Перечисленные методы реализуются в соответствии с определенными принципами, правилами. Таких принципов может быть много, поэтому перечислим наиболее важные из них. Принципы производственного менеджмента:
1)научность в сочетании с элементами искусства,
2)целенаправленность управления,
3)функциональная специализация в сочетании с универсальностью,
4)последовательность управленческого процесса,
5)оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием,
6)учет личных особенностей работников и общественной психологии,
7)обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности,
8)обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой,
9)всемерное обеспечение состязательности участников управления.