Организация учебного процесса в магистратуре

Сборник

нормативно-методических материалов
по магистерской подготовке

Санкт-Петербург

УДК 378.22

ББК Ч48я8

С 23

  Составители: Д. Д. Добротин, Ю. А. Зубова, В. А. Зуев, С. А. Ивановский, Н. В. Лысенко, Л. А. Марасина, В. А. Павлова, М. Г. Пантелеев, Н. Н. Семенов, В. А. Шавыкин  

В сборник включены типовые документы, являющиеся нормативно-методической базой для разработки образовательных программ подготовки магистров и организации учебного процесса при её реализации, разработанные в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках выполнения инновационной образовательной программы.

УДК 378.22

ББК Ч48я8

© Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2008

Введение

Инновационные магистерские образовательные программы построены на основе компетентностного подхода. Ключевой особенностью такого подхода является представление результатов освоения образовательных программ в форме компетентностных моделей выпускника, в отличие от прежнего подхода, основанного на квалификационной характеристике.

Компетентностные модели выпускников магистерской программы, разрабатываются подразделениями (факультетами/кафедрами) университета, отвечающими за реализацию соответствующих образовательных программ, совместно со стратегическими партнерами - работодателями.

Компетентностная модель выпускника является базой для реализации двухуровневой системы подготовки, связывающей задачи профессиональной деятельности с содержанием основной образовательной программы подготовки выпускников. В соответствии с возможными видами профессиональной деятельности магистра в компетентностной модели формулируются следующие группы профессиональных компетенций:

· научно-исследовательские;

· проектно-технологические;

· производственно-технологические;

· организационно-управленческие;

· монтажно-наладочные;

· научно-педагогические;

· сервисно-эксплуатационные.

Учебные планы магистерской подготовки по инновационной образовательной программе разрабатываются в кредитно-модульном формате на основе внутривузовского стандарта, содержащего компетентностную модель выпускника, и требования к содержанию подготовки в формате знаний, умений и навыков. На его основе определяется состав дисциплин учебного плана, результаты освоения которых обеспечивают формирование у студента заданных компетенций.

Магистерская программа реализуется за 2 года с трудоемкостью в 120 зачетных единиц на базе основной образовательной программы подготовки бакалавра. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам.

Основными частями образовательной программы магистерской подготовки являются теоретическая подготовка и работа магистранта.

Теоретическая подготовка включает в себя два раздела – дисциплины направления и специальные дисциплины. Дисциплины направления содержат общевузовский компонент, общий для всех программ, компонент направления, общий для всех магистерских профилей, входящих в данное направление (ядро направления) и дисциплины профиля.

Самостоятельная работа магистранта включает работу студента по изучению дополнительных материалов по учебным дисциплинам в течение се­местра, практики, междисциплинарные проекты и подготовку выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Она предусматривает освоение основной образовательной программы и формирование компетенций для успешной профессиональной деятельности; закрепление знании по изучаемым дисциплинам; приобретение навыков работы с литературными источниками; овладение навыками работы с техническими и вычислительными средствами и самостоятельного решения практических задач.

Программа подготовки содержит две практики, одна из которых имеет характер производственной, а вторая – преддипломной практики. Целью производственной практики является закрепление знаний, полученных студентами при освоении профессионально-ориентированных дисциплин; изучение организации научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической и метрологической деятельности предприятий. Производственная практика проводится на предприятиях - стратегических партнерах.

Глоссарий

В сборнике используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:

направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

основная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательного процесса по отдельному направлению высшего профессионального образования;

магистерская программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки магистров;

профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

зачетная единица – мера трудоемкости освоения образовательной программы;

результаты обучения – сформированные компетенции (в т.ч. усвоенные знания, приобретенные умения и навыки).

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

Положение о магистратуре
в Санкт-Петербургском государственном
электротехническом университете «ЛЭТИ»

нормативные документы утверждены решением Ученого совета университета 01.07.2008, и введены приказом № 1388 от 18.07.2008

Общие положения

1.1. Магистратура является уровнем высшего профессионального образования, подтверждаемым присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

1.2. Настоящее положение предназначено для студентов, преподавателей и других лиц, участвующих в реализации образовательных программ подготовки магистров (далее - магистерской подготовки) в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) регламентирует общие принципы ее проведения и составлено в соответствии со следующими нормативными документами:

· Законом «Об образовании» N 3266-1 от 10 июля 1992 года;

· Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года;

· Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71

· Иными нормативно - правовыми документами системы высшего профессионального образования Российской Федерации.

1.3. Магистерская подготовка строится на принципах:

1.3.1. Индивидуализации обучения, обеспечивающей углубленную подготовку к конкретным видам деятельности, целевую подготовку в интересах работодателя и с учетом потребностей обучающегося;

1.3.2. Широкого привлечения магистрантов к реальной научной и проектной деятельности (обучение через исследование);

1.3.3. Ориентации на мировой уровень образовательных стандартов;

1.3.4. Мобильности образовательных программ, реализуемой через их ежегодное обновление.

1.4. Учебный и воспитательный процесс в магистратуре направлен на приобретение магистрантами востребованных работодателями профессиональных качеств, в том числе владением всеми средствами общения, профессиональной этикой, навыками работы в коллективе.

1.5. Для обеспечения соответствия содержания магистерской подготовки потребностям работодателей и объединений работодателей на факультетах создаются Экспертно-аналитические советы по научно - образовательным направлениям.

1.6. Магистерская подготовка ведется по лицензированным в университете направлениям подготовки бакалавров и магистров (далее – направлениям), установленным Перечнем специальностей и направлений высшего профессионального образования РФ.

1.7. Для обеспечения научно-методического и организационного руководства подготовкой в университете бакалавров и магистров по направлениям высшего профессионального образования создаются научно- методические советы по направлениям подготовки (НМС). В состав НМС входят руководители магистерских программ и профилей. НМС возглавляются руководителями направлений.

1.8. Для организации учебного, научного и воспитательного процесса, методической и иной работы направления магистерской подготовки закрепляются за факультетами. В случае если магистерская подготовка по направлению осуществляется несколькими факультетами, решением Ученого совета университета назначается факультет, ответственный за содержание и реализацию данного направления.

1.9. В рамках направлений магистерской подготовки вводятся магистерские программы и внутри магистерской программы – профили магистерской подготовки (далее – профили). Магистерские программы и профили возглавляются руководителями программ и профилей.

1.10. Руководители направлений, магистерских программ и профилей назначаются приказом ректора по представлению деканов факультетов.

1.11. Магистерские программы и профили открываются на основании решения Ученого совета университета в соответствии с «Регламентом перехода на новые образовательные программы в университете».

1.12. Магистерские программы закрепляются Ученым советом университета за факультетами, профили – за кафедрами университета, в соответствии с направлениями их научно-педагогической деятельности.

1.13. Магистерская подготовка в СПбГЭТУ ведется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.

1.14. Магистерская подготовка осуществляется как за счет средств федерального бюджета так и на платной основе с полным возмещением затрат на обучение.

1.15. Обучение за счет средств федерального бюджета ведется в рамках контрольных цифр приема, определяемых Федеральным агентством по образованию и объявляемых приказом ректора. Обучение магистрантов сверх контрольных цифр приема ведется на платной основе.

1.16. Обучение на платной основе осуществляется на основании договоров, форма которых, а также стоимость обучения устанавливается приказом ректора.

1.17. Обучение в магистратуре лиц, уже имеющих диплом магистра и получающих, таким образом, второе высшее образование, а также обучающихся параллельно на бюджетной основе по другим образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется только на условиях полного возмещения стоимости обучения.

1.18. Лица, обучающиеся в магистратуре, имеют статус студента СПбГЭТУ.

Прием в магистратуру.

2.1. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсного отбора устанавливается правилами приема в магистратуру университета. Правом на участие в конкурсе пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.

2.2 Для бакалавров, не имеющих диплома по направлению, на котором они желают обучаться в магистратуре, устанавливаются обязательные предварительные экзамены в объеме требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом бакалаврской подготовки по этому направлению. Указанные лица допускаются к конкурсному отбору только при условии успешной сдачи предварительных экзаменов.

2.3. Правила и план приема в магистратуру ежегодно устанавливаются Ученым советом университета, объявляются приказом ректора и выставляются на сайте СПбГЭТУ.

2.4. Зачисление в магистратуру оформляется приказом ректора с указанием направления, программы и профиля.

Организация учебного процесса в магистратуре

Магистерская подготовка строится на основе внутривузовского образовательного стандарта магистерской программы (ВВОС). ВВОС задает компетентностную модель выпускника, определяющую требования к содержанию и уровню освоения магистерских программ и разрабатывается с участием работодателей и объединений работодателей на основе и в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и профессиональными стандартами.

3.1. ВВОС разрабатывается НМС по направлению, проходит экспертизу на экспертно-аналитическом совете по научно - образовательному направлению и ученом совете факультета, утверждается на Ученом совете университета и объявляется приказом ректора.

3.2. Ежегодно экспертно-аналитический совет по научно - образовательному направлению проводит экспертизу соответствия ВВОС потребностям работодателей, по результатам экспертизы ученый совет факультета принимает решение о необходимости коррекции ВВОС. Коррекция осуществляется НМС по направлениям. Экспертиза и утверждение скорректированных ВВОС производится аналогично вновь разработанным.

3.3. Основным документом, определяющим содержание магистерской подготовки, является учебный план, включающий учебные дисциплины, практики, междисциплинарные проекты, самостоятельную работу в семестре магистранта по индивидуальным заданиям вне рамок учебных дисциплин (далее – самостоятельная работа в семестре), выполнение выпускной квалификационной работы и иные виды учебной деятельности.

3.4. Учебный план разрабатывается НМС по направлению, проходит экспертизу на ученом совете факультета и утверждается на Ученом совете университета.

3.5. Коррекция учебного плана осуществляется при изменении ВВОС и по предложениям ГАК. Решение о необходимости коррекции принимается ученым советом факультета. Коррекция осуществляется НМС по направлениям. Экспертиза и утверждение скорректированных учебных планов производится аналогично вновь разработанным.

3.6. Дисциплины учебных планов магистерской подготовки объединяются в следующие блоки:

· Обязательные дисциплины направления, общие для всех программ направления;

· Обязательные дисциплины магистерской программы, общие для всех профилей программы;

· Дисциплины специализации, включающие специальные дисциплины профиля и целевой подготовки;

· Дисциплины по выбору студентов.

3.7. Содержание и требования к уровню освоения отдельных составляющих учебного плана задаются рабочими программами дисциплин, программами практик, самостоятельной работы магистранта в семестре и требованиями к выпускной квалификационной работе.

3.8. Для реализации магистерской подготовки дисциплины в учебном плане закрепляются в соответствии с направлениями научно-педагогической деятельности за кафедрами университета, ответственными за их содержание, методическое обеспечение и реализацию.

3.9. Разработка рабочих программ дисциплины осуществляется кафедрой, за которой данная дисциплина закреплена. Разработка программ практик, тематики междисциплинарных проектов осуществляет НМС по направлению. Экспертизу разработанных программ и утверждение тем проектов осуществляет ученый совет факультета. Рабочие программы утверждаются проректором по учебно-методической работе.

3.10. Для методической поддержки реализации магистерской подготовки разрабатываются учебно-методические комплексы дисциплин, методические материалы по выполнению междисциплинарных проектов, прохождению практик, а также методические материалы, обеспечивающие организацию самостоятельной работы в семестре, итоговой аттестации магистранта и других видов учебной деятельности.

3.11. Самостоятельная работа магистранта в семестре, проведение практик, выполнение междисциплинарных курсовых проектов и выпускной квалификационной работы осуществляются на базе кафедр, учебно-научных лабораторий (УНЛ), учебно-научных центров (УНЦ), других подразделений университета, а также предприятий и организаций – стратегических партнеров.

3.12. Самостоятельная работа магистранта регламентируется индивидуальным планом. Индивидуальный план разрабатывается на весь период обучения и может уточняться каждый семестр. Индивидуальный план магистранта хранится на кафедре. Студент магистратуры обязан выполнить все позиции индивидуального плана.

3.13. Непосредственное руководство работой магистранта осуществляет руководитель магистранта.

3.14. Индивидуальный план работы магистранта формируется руководителем магистранта совместно с магистрантом. При реализации индивидуального плана руководитель магистранта руководит профессионально-ориентированной работой магистранта, контролирует выполнение индивидуального плана работы магистранта, проводит не реже одного раза в неделю консультации для магистрантов и осуществляет руководство подготовкой магистрантом магистерской диссертации.

3.15. Магистерская подготовка реализуются в соответствии с учебными планами и ежегодно утверждаемыми учебными графиками.

3.16. Нормативный срок обучения в магистратуре определяется Государственным образовательным стандартом. Не допускается освоение программы магистратуры в сокращенные сроки.

3.17. Максимальная аудиторная нагрузка в магистратуре не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Остальная часть бюджета учебного времени отводится на самостоятельную работу студента, как в рамках учебных дисциплин, так и по индивидуальным заданиям.

3.18. Для контроля выполнения учебного плана предусматривается текущая и промежуточная аттестации по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемые в различных формах в соответствии с рабочими программами дисциплин, практик и других компонентов учебного плана.

3.19. Магистрантам, освоившим программу подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» и/или «Иностранный язык», разрешается сдача соответствующего экзамена.

Наши рекомендации